«Ничего удивительного». Юристы оценили идею регулирования крипторынка ФНС

Делитесь и голосуйте:

Замглавы Минфина Алексей Моисеев предположил, что регулированием отрасли криптовалют должна заниматься Федеральная налоговая служба (ФНС). По его словам, это логично вытекает из того, что ФНС — «интерфейс» для участников крипторынка, принимающий декларации о криптокошельках и транзакциях.

Моисеев отметил, что вне рамок экспериментальных правовых режимов (ЭПР) юридические и физические лица в России могут добывать криптовалюту, а затем продавать на внешнем рынке или хранить, но ни «купить обратно», ни расплачиваться ею нельзя. Налоговая служба будет принимать криптовалютные декларации аналогично тому, как это делается по иностранным счетам.

Юристы прокомментировали для «РБК-Крипто» предложение замглавы Минфина и рассказали о том, насколько реально в существующих условиях регулирование криптоотрасли ФНС.

«Забегаем сильно вперед»

Сначала необходимо разобраться с законодательной инфраструктурой, закончить ее создание, согласовать со всеми ведомствами и тогда утвердить регулирующий орган, считает глава юридической компании GMT Legal Андрей Тугарин. По словам юриста, «мы забегаем сильно вперед», обсуждая регулятора, когда еще нечего регулировать.

Пока криптосферу невозможно проконтролировать, согласилась с предыдущим экспертом директор юридического департамента DRC Юлия Привалова. По ее словам, чтобы понять, какие кошельку открыты у пользователей и какие операции по ним проходят, информацию в уполномоченное ведомство должны предоставить и пользователи, и операторы криптокошельков.

Примерно так сейчас передается информация об открытии иностранных счетов, говорит юрист. Она пояснила, что гражданин РФ уведомляет налоговые органы, что открыл счет в иностранном банке, и если между странами предусмотрен обмен информацией, это можно проверить. Если это недружественные страны, то скорее всего, уведомление остается на совести пользователя, говорит юрист.

«Обязать все кошельки предоставлять информацию в ФНС, на мой взгляд, утопично. Это приведет к тому, что пользователи просто будут использовать другие кошельки и биржи», — полагает Привалова.

Да и смысл криптовалюты в таком случае теряется, ведь изначально она задумывалась как децентрализованная система, отметила юрист, пояснив, что децентрализация — это процесс распределения и рассеивания власти от центрального органа к простым и независимым людям.

Рынок криптовалюты непрозрачен для контролирующих органов и вряд ли это можно изменить, просто назначив ФНС регулятором, считает эксперт. У налоговой службы отсутствует информация об открытых российскими компаниями и физическими лицами криптовалютных кошельках и осуществляемых по ним операциях.

«В рамках своих полномочий»

Все, что может сейчас увидеть налоговая, — это информация о переводе криптоактивов в фиатные средства, говорит Привалова. В таком случае у банков можно узнать, из какого криптокошелька поступает фиат.

В то же время сейчас на законодательном уровне и так необходимо информировать ФНС о владении цифровой валютой, иначе теряется право на судебную защиту, напомнила юрист. Но тут же отметила, что данную обязанность в связи с невозможностью проверки практически никто не соблюдает. Минимальное число налогоплательщиков подают декларацию 3-НДФЛ, где отчитываются о прибыли от покупки и продажи криптовалюты, и пока это вызывает у ФНС больше вопросов, чем отсутствие декларации вовсе.

«В России нет культуры уплаты». Кто платит налоги с дохода от криптовалют

Все законопроекты, которые наделяют ФНС какими-либо полномочиями для регулирования отрасли криптовалют, застряли на чтениях в Госдуме еще с 2021 года, рассказал Тугарин. Он объяснил, что, если рассмотреть эти полномочия, ФНС будет осуществлять функцию приемки и учета деклараций о наличии криптовалюты, о кошельках, о добытой криптовалюте — все это уже прописано в проектах законов.

Ни о каком контроле со стороны ФНС за оборотом, организацией обращения и выпуском криптовалюты речи нигде не идет, говорит юрист. По его словам, ФНС будет действовать в рамках своих же полномочий (прием декларации и учет), ничего удивительного и нового в этом нет.

Основное регулирование будет сосредоточено в руках Банка России: выдача лицензий, контроль и организация оборота, говорит Тугарин. Он отметил, что в других странах криптовалютную деятельность контролируют центробанки и ведомства, отвечающие за сферу ценных бумаг и финансовый мониторинг.

«Ни купить обратно, ни расплатиться»

Моисеев заявил, что в России можно добывать криптовалюту, продавать на внешнем рынке или хранить, но ни «купить обратно», ни расплачиваться ею нельзя. По словам Приваловой, он мог иметь в виду, что закон «О цифровых финансовых активах» запрещает оплачивать криптовалютой товары, работы или услуги, но ее можно продавать, покупать и держать.

По словам Тугарина, не совсем понятно, что подразумевал замминистра, говоря о невозможности «обратно купить» криптовалюту. Сейчас никаких ограничений нет: захотел — продал, захотел — обратно выкупил, законом это разрешено, говорит юрист. Он предположил, что проблема в контексте и, возможно, Моисеева не так поняли. В законопроектах предпосылок появления такого «нельзя» тоже не наблюдается, добавил эксперт.

В то же время место трейдеров, которые покупают и продают криптовалюты на иностранных криптобиржах, вполне понятно определено, уточнил Тугарин. Если внимательно почитать законопроект № 237585-8 (о внесении изменений в закон о ЦФА в части майнинга), то становится ясно, что, если использовать иностранные биржи, ограничений не последует, это допустимо и, самое главное, легитимно, говорит юрист. Поэтому трейдеры, использующие иностранные криптобиржи — а это само собой так, потому что российской не существует, — смогут и далее торговать на них и платить налоги, заключил эксперт.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость