Digital Fashion: цифровая мода — рынок самовыражения для поколения Z с перспективой роста в 500 раз

Циф­ро­вая мода предо­став­ля­ет новые воз­мож­но­сти по са­мо­вы­ра­же­нию и вы­бо­ру иден­тич­но­сти для пред­ста­ви­те­лей по­ко­ле­ния Z. По мне­нию экс­пер­тов, рынок Digital Fashion имеет пер­спек­ти­ву вы­рас­ти к 2027 году более чем в 500 раз. При этом не на­не­ся ни­ка­ко­го вреда окру­жа­ю­щей среде.

Что такое циф­ро­вая мода?

Циф­ро­вая мода пред­став­ле­на вир­ту­аль­ной 3D-одеж­дой, раз­ра­бо­тан­ной для людей и ава­та­ров. Она со­зда­ет­ся без ис­поль­зо­ва­ния ткани и тек­сти­ля с по­мо­щью про­грамм трех­мер­ной гра­фи­ки.

Digital Fashion на­мно­го де­шев­ле в про­из­вод­стве, чем тра­ди­ци­он­ная одеж­да, и не ме­ня­ет своих свойств в про­цес­се экс­плу­а­та­ции. Что еще более важно, пол­но­стью от­сут­ству­ют твор­че­ские и про­из­вод­ствен­ные рамки — имен­но за счет этой сво­бо­ды и про­яв­ля­ет­ся ис­тин­ная кра­со­та циф­ро­вой моды. Един­ствен­ное огра­ни­че­ние — это наше во­об­ра­же­ние. В ин­тер­не­те нам не нужно быть та­ки­ми же лю­дь­ми, ка­ки­ми мы яв­ля­ем­ся в ре­аль­ной жизни. Мы можем быть теми, кем хотим быть.

Рынок циф­ро­вой моды

Со­глас­но от­че­ту Market growth reports, в 2022 году объем рынка циф­ро­вой моды в США оце­ни­вал­ся в $120 млн. Ожи­да­ет­ся, что объем этого рынка будет уве­ли­чи­вать­ся уско­рен­ны­ми тем­па­ми, в ре­зуль­та­те чего со­во­куп­ный го­до­вой темп роста со­ста­вит 188% и до­стиг­нет к 2027 году $67,6 млрд, то есть уве­ли­чит­ся в 566 раз по срав­не­нию с те­ку­щим.

Циф­ро­вая мода не толь­ко по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ме­та­все­лен­ных и ком­пью­тер­ных играх, где гей­ме­ры тра­тят сотни мил­ли­о­нов дол­ла­ров в год, чтобы одеть свои ава­та­ры в но­вей­шие скины, но и про­ник­ла в со­ци­аль­ные сети. В част­но­сти, ком­па­ния DressX, ис­поль­зу­ю­щая сло­ган «Не огра­ни­чи­вай себя, по­ку­пая циф­ро­вую одеж­ду», уже на­вод­ни­ла Instagram изоб­ра­же­ни­я­ми Digital Fashion.

Циф­ро­вая одеж­да от DressX

Roblox

Наи­бо­лее из­вест­ным при­ме­ром раз­ви­то­го рынка циф­ро­вой моды яв­ля­ет­ся Roblox — он­лайн-плат­фор­ма, поз­во­ля­ю­щая лю­бо­му поль­зо­ва­те­лю со­зда­вать свои соб­ствен­ные игры, охва­ты­ва­ю­щие ши­ро­кий спектр жан­ров. Плат­фор­ма со­че­та­ет в себе игры, со­ци­аль­ные сети и предо­став­ля­ет поль­зо­ва­те­лям воз­мож­ность за­ра­ба­ты­вать и тра­тить вир­ту­аль­ные день­ги.

Ком­па­ния со­об­щи­ла, что в 2022 году в Roblox он­лайн еже­днев­но иг­ра­ло более 52 мил­ли­о­нов че­ло­век.

Ви­це-пре­зи­дент Roblox по гло­баль­но­му парт­нер­ству Кри­сти­на Вут­тон на­пи­са­ла ста­тью тен­ден­ци­ях раз­ви­тия циф­ро­вой моды на плат­фор­ме.

Она со­об­щи­ла, что в Roblox ак­тив­но при­сут­ству­ют куль­то­вые мод­ные брен­ды, ко­то­рые со­труд­ни­ча­ют с раз­ра­бот­чи­ка­ми мно­го­слой­ной одеж­ды (Layered Clothing) — новой тех­но­ло­гии, обес­пе­чи­ва­ю­щей со­зда­ние ги­пер­ре­а­ли­стич­ной 3D-одеж­ды. В 2022 году на­блю­дал­ся ак­тив­ный при­ток ми­ро­вых брен­дов моды и кра­со­ты, со­зда­ю­щих циф­ро­вую одеж­ду для Roblox, вклю­чая Gucci, Burberry, Carolina Herrera, Tommy Hilfiger, NARS, Alo Yoga, су­пер­мо­дель и пред­при­ни­ма­те­ля Карли Клосс, а также мод­ные ком­па­нии, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щи­е­ся на одеж­де на ме­та­все­лен­ных, такие как DressX.

В 2022 году более 11,5 мил­ли­о­нов ди­зай­не­ров раз­ра­бо­та­ли для Roblox более 62 мил­ли­о­нов вир­ту­аль­ных пред­ме­тов одеж­ды и ак­сес­су­а­ров. Эти раз­ра­бот­чи­ки оде­ва­ют мил­ли­о­ны людей по всему миру и вли­я­ют на то, как они вы­ра­жа­ют себя как в циф­ро­вом, так и в фи­зи­че­ском мире. Для срав­не­ния, ди­зай­не­ров, раз­ра­ба­ты­ва­ю­щих одеж­ду и ак­сес­су­а­ры в Roblox, как ми­ни­мум, в 200 раз боль­ше, чем ко­ли­че­ство мо­де­лье­ров, со­зда­ю­щих фи­зи­че­ские кол­лек­ции в Со­еди­нен­ных Шта­тах.

Об­на­ру­жив про­гресс в раз­ви­тии циф­ро­вой моды на плат­фор­ме, ком­па­ния за­пу­сти­ла опрос тысяч пред­ста­ви­те­лей по­ко­ле­ния Z, про­яв­ля­ю­щих ак­тив­ность в Roblox. Недав­ние от­рас­ле­вые ис­сле­до­ва­ния ука­зы­ва­ют на «огром­ное вли­я­ние по­ко­ле­ния Z на куль­ту­ру и эко­но­ми­ку». Эта груп­па по­тре­би­те­лей со­став­ля­ет при­мер­но чет­верть на­се­ле­ния мира, и в одних лишь США ее по­ку­па­тель­ная спо­соб­ность уже до­стиг­ла сотен мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. Пре­стиж и вли­я­ние циф­ро­вой моды рас­тут в ре­зуль­та­те того, что по­ко­ле­ние Z про­во­дит все боль­ше вре­ме­ни в со­ци­аль­ных про­стран­ствах, об­ла­да­ю­щих эф­фек­том по­гру­же­ния, — таких как Roblox.

Дан­ные опро­са по­ка­за­ли, что оде­ва­ние ава­та­ров поз­во­ля­ет по­тре­би­те­лям вы­ра­жать свою ин­ди­ви­ду­аль­ность (47%) и чув­ство­вать себя хо­ро­шо (43%), а также де­мон­стри­ро­вать циф­ро­вую кол­лек­цию и ощу­щать более силь­ную связь со сверст­ни­ка­ми — как в циф­ро­вом, так и в фи­зи­че­ском мире.

Дан­ные опро­са поль­зо­ва­те­лей Roblox

«Как и в фи­зи­че­ском мире, люди склон­ны об­щать­ся с окру­жа­ю­щи­ми и ре­а­ги­ро­вать на них в за­ви­си­мо­сти от того, как они вы­гля­дят и оде­ва­ют­ся, что ока­зы­ва­ет глу­бо­кое вли­я­ние на их уве­рен­ность в себе и вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми», — пишет Вут­тон.

При этом более по­ло­ви­ны (58%) ре­спон­ден­тов счи­та­ют ка­рье­ру ди­зай­не­ра циф­ро­вой моды столь же при­вле­ка­тель­ной или даже более при­вле­ка­тель­ной, чем ра­бо­та ди­зай­не­ра фи­зи­че­ской моды. В ос­нов­ном это ка­са­ет­ся тех поль­зо­ва­те­лей, ко­то­рые тра­тят по $100 в месяц на одеж­ду для ава­та­ров.

«Мы с нетер­пе­ни­ем ожи­да­ем, что в бли­жай­шем бу­ду­щем сле­ду­ю­щее по­ко­ле­ние мод­ных ди­зай­не­ров и брен­дов будет глу­бо­ко по­гру­же­но в циф­ро­вую моду, оде­вая ава­та­ры, раз­ра­ба­ты­вая циф­ро­вые 3D-вер­сии своих кол­лек­ций и со­зда­вая экс­клю­зив­ные пред­ме­ты для нашей ме­та­все­лен­ной», — за­клю­чи­ла ви­це-пре­зи­дент Roblox.

DressX

Ве­ду­щей тор­го­вой пло­щад­кой циф­ро­вой моды яв­ля­ет­ся DressX. Од­но­вре­мен­но это — один из самых по­пу­ляр­ных сай­тов о моде, на ко­то­ром пред­став­ле­ны кол­лек­ции все­мир­но из­вест­ных ху­дож­ни­ков, таких как Ван Гог, Вер­ме­ер, Кан­дин­ский, Шиле, а также таких мод­ных брен­дов, вклю­чая Pacsun и дру­гие.

Ка­ли­фор­ний­ская ком­па­ния была со­зда­на в ав­гу­сте 2020 года с целью де­мон­стра­ции моды, ко­то­рая не на­но­сит вред окру­жа­ю­щей среде. Сайт по­пу­ля­ри­зи­ро­вал циф­ро­вую моду как среди лю­би­те­лей игр, так и среди поль­зо­ва­те­лей ме­та­все­лен­ных.

DressX вы­гля­дит, как ти­пич­ный сайт элек­трон­ной ком­мер­ции. Од­на­ко, вы вы­би­ра­е­те не пред­мет, ко­то­рый хо­ти­те при­об­ре­сти, а изоб­ра­же­ние, слу­жа­щее эс­ки­зом для по­ши­ва одеж­ды, со­зда­ва­е­мой с по­мо­щью 3D-ди­зай­на. DressX предо­ста­вит вам фо­то­гра­фию, на ко­то­рой вы но­си­те пред­мет кол­лек­ции. На сайте пред­став­ле­но более 600 об­раз­цов одеж­ды, как от тра­ди­ци­он­ных домов моды, так и от пер­спек­тив­ных циф­ро­вых брен­дов. На плат­фор­ме до­ступ­ны соб­ствен­ные раз­ра­бот­ки ди­зай­не­ров DressX.

Циф­ро­вая одеж­да от DressX

Недав­но ком­па­ния за­пу­сти­ла при­ло­же­ние, ко­то­рое за­пус­ка­ет вир­ту­аль­ную при­мер­ку с ис­поль­зо­ва­ни­ем до­пол­нен­ной ре­аль­но­сти перед по­куп­кой пред­ме­та одеж­ды или це­ло­го об­ра­за. За крип­то­ва­лют­ные тран­зак­ции от­ве­ча­ет сер­вис Crypto.com. Недав­но от­крыл­ся NFT-мар­кет­плейс плат­фор­мы, что стало на­сто­я­щим со­бы­ти­ем для кол­лек­ци­о­не­ров циф­ро­вой моды.

NFT от DressX

Са­мо­вы­ра­же­ние без вреда для эко­ло­гии

По мне­нию Джек­со­на Бри­дже­са, со­вет­ни­ка по NFT ком­па­нии Alterrage, циф­ро­вая мода поз­во­ля­ет со­здать новую среду для ин­ди­ви­ду­аль­но­го са­мо­вы­ра­же­ния. «В ме­та­все­лен­ной мы можем сами опре­де­лять свою иден­тич­ность, в от­ли­чие от фи­зи­че­ско­го мира, в ко­то­ром мы не можем вы­би­рать свою расу, пол и куль­тур­ное про­ис­хож­де­ние. Циф­ро­вая мода ос­но­вы­ва­ет­ся на этой идее, рас­ши­ряя воз­мож­но­сти са­мо­вы­ра­же­ния за пре­де­лы огра­ни­че­ний фи­зи­че­ско­го мира бла­го­да­ря ис­поль­зо­ва­нию тех­но­ло­гий до­пол­нен­ной и вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти. Спо­соб­ность че­ло­ве­ка про­яв­лять себя в усло­ви­ях без­гра­нич­ной твор­че­ской сво­бо­ды от­кры­ва­ет двери для ис­тин­но­го вы­ра­же­ния своей ин­ди­ви­ду­аль­но­сти», — счи­та­ет он.

Важно, что этот празд­ник са­мо­вы­ра­же­ния и по­треб­ле­ния не при­во­дит к по­яв­ле­нию фи­зи­че­ско­го му­со­ра и за­гряз­не­нию окру­жа­ю­щей среды в ре­зуль­та­те про­из­вод­ства — и это несмот­ря на то, что новые циф­ро­вые кол­лек­ции вы­пус­ка­ют­ся с ча­сто­той раз в две неде­ли. В ме­та­все­лен­ных можно по­треб­лять моду без­опас­но и эко­ло­гич­но. Это имен­но то, что нужно по­ко­ле­нию Z.