Адам Бэк: Биткоин Сатоши Накамото был одной из множества идей цифровых денег шифропанков

Содержание статьи:

  1. Шифропанки
  2. Цифровые деньги до биткоина
  3. Урок DigiCash
  4. Первые шаги биткоина

11 лет спустя со дня создания биткоина CEO Blockstream Адам Бэк решил мысленно вернуться в то время и рассказал о своей переписке с Сатоши Накамото, первых проектах цифровых валют, приватности и других аспектах становления экосистемы.

Бэк известен как криптограф, в 1997 году предложивший алгоритм Hashcash, который стал предшественником используемой в биткоине системы Proof-of-Work. Он отказывается приписывать себе звание «отца биткоина» и утверждает, что не помогал Сатоши создавать криптовалюту, но допускает, что мог быть первым человеком, которому стало известно о его разработке.

Много всего проложило дорогу к биткоину, в том числе эксперименты с цифровыми деньгами, подогреваемые идеалами шифропанков. В 90-е, когда движение по-настоящему начиналось, я был в Европе, поэтому посетил только одно из собраний шифропанков в области залива Сан-Франциско.

Шифропанки обсуждали не только электронные деньги, но и многие другие связанные с приватностью темы. Тогда был не только список криптографической рассылки (Cryptography Mailing list), где впервые публиковался Накамото, но и множество прочих списков, где Ник Сабо, Вэй Даи, Гал Финни и другие часто обсуждали электронные деньги. Некоторые физически находились в области залива. Думаю, Сабо, например, мог посещать эти встречи.

В 1981 году Дэвид Чаум уже заложил основы для анонимной коммуникации, а в 1983 году он запустил схемы слепых подписей. Приватность, анонимность, свобода личности и цифровой контроль были актуальными темами для шифропанков наряду с математикой и программированием. Цифровые деньги тоже были актуальной темой и обсуждались в списке рассылки шифропанков, а также в таких списках, как кодерпанки, криптография и Bluesky.

По поводу цифровых денег было много дискуссий. Помимо самой известной разработки Чаума DigiCash, были разработанный Вэем B-Money и разработанный Сабо Bit-Gold, а также множество других малопонятных документов по этой теме. Я отправлял Сатоши ссылки на некоторые из них в 2008 году.

В то время, в 1998 году, Вэй и Сабо уже обсуждали свои идеи применительно к цифровым деньгам и делились предложениями B-Money и Bit-Gold между собой и с другими участниками списков рассылки. В 1997 году я сам внёс вклад, представив Hashcash. После Hashcash и до биткоина были написаны десятки статей о Proof-of-Work и ещё несколько уже после запуска биткоина. Нельзя забывать доказательства работы многократного применения (RPoW) Гала Финни, которые появились раньше биткоина – в 2004 году.

Были и другие анонимы, которые пытались создать виртуальные деньги, такие как MagicMoney от Product Cipher, и прочие инструменты приватности вроде Генри Хастура с его разработкой «pgp stealth», курированием которой я занялся позднее.

Сатоши не был единственным анонимом в этих списках, как и не был он единственным человеком, пытавшимся представить документ о виртуальных деньгах. Было много анонимных и псевдонимных участников, обсуждавших различные темы в списке рассылки шифропанков, включая тему электронных денег.

Я, Финни, Питер Тодд, которому в 2001 году было только 15, обсуждали Hashcash и цифровые деньги в списке Bluesky. Тодд тоже интересовался созданием децентрализованных цифровых денег. Децентрализованных – вероятно, это главная характеристика биткоина, ставшая следствием всех предшествующих обсуждений.

Чаум запустил первую версию “цифровых денег” в 1989 году. К сожалению, DigiCash обанкротился, пока мы экспериментировали с ним. Я даже продавал с его помощью футболки. Ещё одной проблемой DigiCash была база данных с возможностью повторного расходования. Мы вынесли урок из DigiCash, осознав, что нам требуется децентрализованный пиринговый подход. Его обсуждение проходило одновременно с разговорами о Hashcash, B-Money, Bit-Gold, RPoW и о других идеях.

Необходимо было создать цифровые деньги децентрализованным способом, без связи с банком, без разрешения или партнёрства с банком. Вот когда интерес начали вызывать Hashcash и майнинг. Одни люди могли майнить, чтобы создавать монеты, другие – покупать и продавать их на децентрализованном вторичном рынке без участия банков.

В B-Money и Bit-Gold были определённые пробелы, поэтому их нельзя было назвать готовыми проектами. Им требовались игроки, которые выполняли функции, автоматизированные в биткоине на уровне протокола.

Hashcash тогда широко обсуждался в компьютерных журналах и публикациях в сети, потому что спам становился всё более злободневной темой. Сатоши мог бы узнать о нём, даже если бы ничего не обсуждал в группах шифропанков.

В августе или в июле 2008 года я получил письмо от Сатоши Накамото с white paper электронных денег (названия “биткоин” ещё не было) и заинтересовался. Тогда было два вопроса: Начнёт ли он это? Каковы принципы?

Было ещё несколько писем, и я сам отправил Сатоши документ 1996 года о MicroMint Рона Ривеста. Это частично централизованная, но интересная разработка. Вероятно, не так много людей знало о документе MicroMint, а о предложении цифровой валюты B-Money ещё меньше. Хотя мне было известно о работе Сабо, я не стал отправлять Сатоши ссылку на Bit-Gold.

Я не помогал создавать биткоин, ничего не программировал и не принимал участия ни в каких задачах по программированию. Когда появилось программное обеспечение, Сатоши отправил его мне, но я ему с этим не помогал.

Гал Финни мог проверять ранний код биткоина. Я ни разу не встречался с Галом лично, но мне нравилась его изобретательность и нравилось говорить с ним на различные темы. Если “шифропанки пишут код”, Гал наверняка был одним из них.

Ходят разные слухи о том, кто мог помогать Сатоши проверять код биткоина до релиза. По всей видимости, он подготовил код биткоина раньше, чем написал документ о нём, и, возможно, сам провёл несколько ревизий кода, а потом другие, например Гал, могли помогать ему изучать комментарии или отчёты о багах и исправлять небольшие ошибки.

Хотя Сатоши и отправил мне ПО до официального релиза, я не стал запускать его сразу. Вскоре после релиза Гал попытался использовать биткоин и написал короткий отчёт о его функционировании для списка рассылки, а затем я вернулся к анализу биткоина.

Тогда мне казалось, что биткоин имеет серьёзные ограничения в контексте приватности по сравнению с протоколом Чаума 1981 года. Я интересуюсь технологиями приватности, шифрованием и протоколами, поэтому мне было интересно повысить приватность биткоина и взаимозаменяемость его монет. Позднее я предложил конфиденциальные транзакции и подписи Шнорра, а также некоторые другие идеи.

Постепенно биткоин набирал обороты. Он уже был не просто предложением, а реальной рабочей децентрализованной формой цифровых денег. Чтобы решить проблемы приватности, в 2013 году мы предложили создать сайдчейны и внедрять через них различные улучшения. Потом я основал Blockstream с Грегом Максвеллом, Питером Вюлле и другими, чтобы заняться разработкой технологии и сделать её полезной по множеству направлений.

Бэк отказался поделиться письмами, которые отправлял ему Сатоши Накамото, поскольку правила сетевого этикета не позволяют ему раскрывать личную переписку без согласия её второго участника.