Рынок ритуальных услуг мало восприимчив к инновационным технологиям, поскольку существует на грани сакрального и профанного.
Деликатность темы смерти, ее культурные и религиозные аспекты требуют соблюдения границ морали и социальной цензуры, а аффективное [под воздействием сильных эмоций — прим.] насыщение рынка в конечном счете обуславливает монополизацию похоронной отрасли на уровне создания комбинатов с полным циклом производства и реализации ритуальной продукции.
Вообразить, как бы выглядел мировой децентрализованный рынок ритуальных услуг, почти невозможно.
Хотя с большой долей вероятности IT-технологии привнесли бы в эту многомиллиардную отрасль упорядоченность и прозрачность.
Адаптация ритуальной сферы к современным технологиям — задача настолько же вызывающая, насколько труднодостижимая.
Вместе с тем, кладбища на блокчейне, уборка могил за оплату в криптовалюте и завещания в виде смарт-контрактов стали реальностью уже сегодня.
MyWish: оформляем смарт-завещание
В июле 2017 года платформа-агрегатор по созданию смарт-контрактов MyWish представила так называемый контракт «Последней воли» — Will Contract.
Он работает по принципу завещания, но избавляет от бумажной волокиты и исключает споры из-за наследства между родственниками.
Пользователями платформы MyWish уже заключено 100 Will-контрактов.
Другой вид смарт-контрактов работает по принципу «Постановления о возмещении расходов на ритуальные услуги».
Человек, оплативший ритуальные услуги, может получить компенсацию своих расходов и процент за выполненную работу — необходимая сумма будет списана с криптокошелька умершего владельца при соблюдении всех условий.
Основатель MyWish Владимир Тихомиров утверждает, что смарт-контракты являются полноценной альтернативой юридическим контрактам, поскольку в первую очередь регулируют финансовые отношения владельцев криптовалют.
«Смарт-контракты максимально просты и надежны.
Есть возможность восстановления доступа и автоматического перевода средств с одного кошелька на другой в случае внезапной смерти или потери пароля.
Платформа с настраиваемой частотой проверяет статус активности пользователя, и в случае, если он не будет подтвержден, переводит все криптосбережения на альтернативный адрес, указанный при создании смарт-контракта.
Процесс создания такого контракта занимает до 20 минут, а его цена редко превышает 2 ETH», — рассказал он.
Тихомиров отмечает, что маркетинговая стратегия в этой индустрии не выделяется своей исключительностью, особенно в создании и продвижении смарт-контрактов.
Целевая аудитория платформы MyWish — владельцы криптовалют.
“Контекстная реклама в этом направлении наиболее эффективна.
Она настраивается по ключевым словам «криптозавещание», «наследство в крипте», «страхование жизни в крипте», «биткоин в наследство».
Возраст целевой аудитории для этого вида услуг — люди от 45 лет.
После того, как аудитория собрана, анализируются статистика и поведение покупателей, расставляются акценты на интересы релевантной аудитории», — объясняет Тихомиров.
Каждый смарт-контракт составляется в индивидуальном порядке на подходящих клиенту условиях с подробным и прозрачным перечнем оказываемых ритуальных услуг.
Агенты помогают сформулировать все нюансы и правильно распределить сбережения.
«В нашей специфике важно отделять спрос на компанию от спроса на определенный вид смарт-контрактов.
Если быть честным, смарт-завещание не самое популярное направление.
Но мы все равно продолжаем по нему работать, так как наша миссия — это демократизация криптовалюты и абсолютная безопасность ее использования», — рассказал Владимир Тихомиров.
Всего на платформе MyWish зарегистрировано более 3400 пользователей, которые за полгода заключили свыше 1800 смарт-контрактов.
В начале сентября проект анонсировал коллаборацию с экосистемой EOS.
Последняя имеет потенциал для масштабирования до миллионов транзакций в секунду и благодаря алгоритму консенсуса DPoS обеспечивает мгновенную передачу криптовалюты.
MyWish уже выпустил Airdrop-токен EOSISH специально для смарт-контрактов на блокчейне EOS.
Возможность создавать завещания в новой сети появится позже.
TombCare: «майнинг на кладбище»
Глобализация мира привела к тому, что люди меняют города и страны, иногда находясь за тысячи километров от памятных мест захоронения близких.
Найти подрядчика, который бы следил за могилой на расстоянии можно, но без координат и фото сложно объяснить ее расположение, да и гарантировать, что средства пойдут по назначению, как правило, нельзя.
В 2017 году был создан ритуальный блокчейн-маркетплейс TombCare, который занялся инвентаризацией и созданием единой поисковой базы захоронений по всему миру, а также оказанием услуг по уходу за могилами.
«В интернете и до запуска нашего проекта было множество запросов по установке памятников, уборке могил, доставке цветов и венков на место захоронения, продажи мест на кладбище, но не было единого окна для заказа ритуальных услуг.
TombCare задался целью сделать этот процесс прозрачным и удобным как для заказчиков, так и для исполнителей услуг», — рассказывает СЕО TombCare Андрей Симонов.
Чтобы мотивировать пользователей проводить инвентаризацию могил, TombCare презентовал мобильное приложение TombTrack для так называемого «майнинга на кладбище», приносящее доход за вклад в создание единой базы данных в системе.
«Зарегистрированный пользователь идет на кладбище и фотографирует места захоронения.
В блокчейн записываются данные о каждой могиле и о человеке, который внес информацию.
Когда на одно из мест происходит заказ услуг — человек получает доход 5% от суммы заказа в токенах CARE», — объясняет Симонов.
Кроме того, токен CARE работает как средство конвертации между фиатом и криптовалютами внутри системы.
По мнению Андрея Симонова, блокчейн способен победить коррупцию и мошенничество в сфере ритуальных услуг, благодаря децентрализации и достоверности вносимых в него записей.
«Если ритуальные службы решат регистрировать у нас свои услуги с публичными прайсами и территориальной привязкой, не исключено, что изменится механизм входа на рынок.
Пользователь TombCare сможет выбрать подрядчика из числа городских ритуальных служб, а сервис будет гарантировать качество выполнения работы и ее оплату.
Кроме того, инвентаризация кладбищ исключит возможность перепродажи мест захоронений, на которой ритуальщики зарабатывают большую «черную кассу»», — отмечает CEO TombCare.
В начале 2018 года команде TombCare удалось привлечь средства на разработку в размере $1 млн.
Токены CARE торгуются на биржах BTC-Alpha и EtherDelta, а сам проект активно развивается на европейской части континента.
«В Калининграде, есть кладбища, которые сильно пострадали во время Второй мировой войны, а люди из Германии хотят найти захоронения своих родственников.
По этому вопросу мы сотрудничаем с архивами, муниципалитетами, историками.
Большой интерес заметен и со стороны представителей еврейского народа, которые долгое время проживали в Украине, России, но выехали в Израиль или США.
Для них очень важно чувство принадлежности к определенной истории и ее сохранение», — рассказывает Симонов.
Целевая аудитория TombCare разделена на три категории:
- заказчики — прогрессивные люди из разных стран мира, активно пользующиеся интернетом и готовые экспериментировать с технологиями.
Для них используется таргетированная, медийная и контекстная реклама;
- исполнители — представители похоронного бизнеса.
Взаимодействие с ними строится через отраслевые сообщества (например, Союз похоронных организаций и крематориев);
- «майнеры» — люди, которые с помощью приложения TombTrack инвентаризируют места захоронения и получают токены CARE.
Взаимодействие с ними происходит через популярные в сообществе ресурсы: Telegram, Bitcointalk, Reddit и блокчейн-СМИ.
За полгода проект продемонстрировал позитивную динамику развития:
- Telegram-комьюнити TombCare возросло с 1000 юзеров до почти 59 000;
- у проекта 1344 держателя токенов, что в два раза больше, чем в момент завершения краудсейла:
- среди активных подписчиков TombCare в Facebook 77% мужчин и 23% женщин.
Основной контент представлен на русском и английском языках, но проект становится популярен в азиатских странах: Индонезия, Бангладеш, Малайзия, Япония, Китай
- токен CARE также показывает позитивную динамику.
В ближайших планах TombCare запуск рекламной кампании для майнеров и увеличение числа инвентаризированных захоронений.
Через пару месяцев будет доступен пользовательский интерфейс, который позволит заказать услуги на уже инвентаризированные места.
Идея для стартапа: кладбище на блокчейне
В перспективе подобные сервисы подводят общество к идее создания глобального виртуального кладбища.
Этот концепт на своем персональном сайте описал биткоин-евангелист и управляющий партнер CryptoTrust Илья Боев.
По его словам, внедрение блокчейна в земельный кадастр и процедуру регистрации земли потенциально применимо и к кладбищам.
Реестр виртуального кладбища будет состоять из GPS-координат захоронений.
В веб-приложении можно указать ссылки на соцсети и личные блоги умершего, а также предоставлять дополнительные услуги в виде обновления базы данных или напоминания о важной дате.
Поддерживать сеть предлагается за счет донатов.
«Интернет-пользователь может узнать информацию об умершем, «прийти» к нему на могилу или подумать о нем.
В перспективе можно отказаться от могил как таковых, заменив их на опознавательный знак с GPS-датчиком.
Полагаю, что эту идею оценят гики, но сомневаюсь, что она приобретет масштаб в ближайшие 50 лет.
Пока не будет массового понимания цифровых технологий, люди вряд ли будут заходить на кладбище в интернете», — объясняет Илья Боев.
Не последнюю роль в принятии концепта виртуального кладбища может сыграть национальная ментальность.
«В Европе любят такие штуки.
Недавно там придумали капсулу, в которую помещают прах человека и семена дерева, и человек продолжает жить в виде дерева.
В России и странах СНГ эта идея с точки зрения этики, скорее всего, будет воспринята в штыки.
Ритуальные услуги во всем мире остаются архаичной средой, к инновациям они очень сложно относятся», — считает Боев.
Своеобразную попытку соединить тему смерти и виртуальный мир предприняла соцсеть Facebook, предоставив пользователям возможность назначить доверенное лицо, которое в случае смерти сможет принять их аккаунт или установить на нем памятный статус.
Однако говорить о создании некоего децентрализованного загробного мира аккаунтов пока рано.
«Блокчейн — это не панацея и не супер-таблетка.
Блокчейн нужен там, где важна неизменяемость и сакральность данных.
Идея его использования в ритуальной сфере довольно интересная.
Однако стоит учитывать, что это очень сырая технология, и не все люди понимают, что это такое.
Поэтому делать финальную ставку на блокчейн в борьбе с кладбищенской мафией не стоит», — резюмировал Илья Боев.