Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ выявила факты обращения биткоина при торговле наркотиками на территории 23 регионов страны.

Об этом говорится в отчете «Национальная оценка рисков легализации преступных доходов за 2017-2018 годы», публичная версия которого была недавно опубликована.
Подготовка такого отчета велась в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ, Financial Action Task Force, FATF).

Она была учреждена странами «большой семерки» при участии Европейской комиссии в ходе Парижской встречи G7 в июле 1989 года.
Согласно рекомендациям ФАТФ, страны должны на постоянной основе проводить на своей территории оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма, с целю формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике, а также негативных последствий, которые несут в себе эти деяния, и принятия адекватных мер реагирования.
Согласно документу, популярность криптовалют в наркобизнесе связана с их анонимной природой, что усложняет процесс расследования.
«Электронные средства платежа используются в расчётах за наркотики и последующем отмывании доходов.

Злоумышленники злоупотребляют существующим законодательным регулированием электронных денег, в частности, возможностью использовать неперсонифицированные (анонимные) электронные средства платежа (владельцами которых выступают физические лица) для совершения незаконных финансовых операций, путем перевода средств с одного анонимного электронного кошелька на другой.

Отмечаются случаи использования электронных средств платежа, оформленных на имя т.н.

„дропов“, т.е.

лиц, не осведомленных о характере использования этих инструментов, в том числе в схемах отмывания доходов от совершения мошеннических действий с самими электронными средствами платежей („кибермошенничество“)».
Виновен биткоин или не виновен?
В отчете указывается, что Росфинмониторинг пока не обнаружил фактов использования криптовалют при совершении экономических преступлений.
«Фактов использования виртуальных валют при совершении преступлений в сфере экономики на территории РФ, зафиксировано не было.

Вместе с тем, криптовалюты могут использоваться на различных этапах движения наркодоходов, включая расчеты наркопотребителей за наркотики, легализацию полученного преступного дохода и распределение денежных средств между организаторами ОПГ, а также выплату вознаграждений закладчикам, наркокурьерам, работникам нарколабораторий».
При этом в отчете отмечается, что в 2017 году были установлены факты использования биткоинов в финансовой структуре незаконного оборота наркотиков на территории 23 субъектов РФ.

Анонимность расчетов с использованием криптовалют обеспечивала популярность этого способа при совершении преступлений и, кроме того, то, процесс расследования был сопряжен с многочисленными сложностями.
Принимаемые меры по минимизации рисков
Для минимизации рисков использования виртуальных валют в схемах легализации преступных доходов в Российской Федерации был разработан законопроект «О цифровых финансовых активах», определяющий статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их основных понятий, включая криптовалюты«.

В нем был предложен механизм регулирования оборота криптовалют, основанный на стандартах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Помимо этого, на протяжении 2014-2017 гг.

Банк России неоднократно публиковал на своем официальном сайте предупреждения, «уведомляющие физических и юридических лиц о рисках отмывания доходов и финансирования терроризма с применением операций с виртуальными валютами».
Кроме этого, МВД России и Росфинмониторинг провели типологическое исследование по установлению трансграничных схем наркорасчетов и легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотических средств, с использованием электронных платежных систем и криптовалют.

Исследование было проведенео в рамках Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).
В рамках этого исследования были обобщены данные правоохранительных органов и подразделений финансовых разведок стран — участников ЕАГ о способах криминальных расчетов такого рода и моделях правового регулирования электронной платежной сферы в различных государствах.