Все в суд: как Bitmain избавляется от конкурентов

Делитесь и голосуйте:

Содержание

В середине июня стало известно, что майнинговый гигант Bitmain подал в суд на троих своих экс-сотрудников. Как утверждает компания, они создали собственный пул по криптодобыче, чем нарушили договор об отказе от конкуренции, который подписывали во время работы в Bitmain.

Речь идет о майнинговом пуле Poolin и его не назовешь «каплей в море». Поскольку он добывает 9,9% от всех мощностей в блокчейне биткоина. А это четвертый показатель в мире. Первое же место принадлежит пулу самого гиганта – BTC.com. Он добывает 20,9% от всех хешрейтов.

Вполне возможно, что, если суд встанет на сторону Bitmain, Poolin придется покинуть рынок. И его долю может поглотить гигант. Но экс-сотрудники не собираются так легко сдаваться, тем более что на кону более $4 млн.

Вне конкуренции

Примечательно, что инициаторами спора с Bitmain были три основателя Poolin и по совместительству экс-сотрудники майнингового гиганта – Чжибао Пан, Фа Чжу и Тяньячжао Ли. Каждый из них подал на Bitmain иск в Пекинский суд с требованием отменить договор об отказе от конкуренции.

Bitmain ответил им встречными исками. Мол, после ухода сотрудники нарушили договор, чем и нанесли компании «значительные убытки». Теперь майнинговый гигант требуют компенсации от «тройки», и хочет, чтобы они продолжили следовать договоренностям.

Как говорится в судебных документах, трое экс-сотрудников были одними из разработчиков пула BTC.com. Причем Пан даже вкладывал в его развитие собственные деньги. В итоге, в середине 2017 года «тройка» ушла из компании и к ноябрю запустила Poolin.

Тогда пул добывал разные криптовалюты, за исключением BTC – то, на чем специализировался пул майнингового гиганта. Poolin начал добывать первую криптовалюту только в июле 2018 года, после чего быстро выбился в лидеры. Всего же, по утверждению «тройки», за время существования пула, с его помощью удалось добыть 26 825 BTC, что в нынешних ценах равно около $220 млн.

Bitmain утверждает, что в этом и есть нарушение. Ведь экс-сотрудники подписали договор, запрещающий им конкурировать с компанией. По словам гиганта, подсчитать убытки от действий «тройки» сложно, но возможно. В частности, прибыль от майнинга Poolin должна быть выплачена Bitmain, а это около $4,3 млн. К тому же, сотрудники должны уплатить штраф в размере $667 000, а также отказаться от дальнейшего ведения бизнеса.

Но ответчики не собираются так просто сдаваться и выполнять требования Bitmain. Как утверждают их адвокаты, компания сама нарушила договор. Мол, после ухода Bitmain обязалась выплачивать компенсацию экс-сотрудникам. К примеру, Пан должен был получать $2780 на протяжении 24 месяцев. А за это он обязался не открывать майнинговый пул, специализирующийся на добыче BTC.

Как утверждают адвокаты, вся компенсация по договору, должна была быть выплачена через месяц после увольнения. Bitmain якобы этого не сделал, чем и нарушил договоренности.

К тому же, ответчики утверждают, что доходы Poolin не означают, что Bitmain понес убытки. Мол, на рынке есть уйма майнинг-пулов, и если бы не было Poolin, то они бы заняли его нишу. А потому сумма компенсации необоснованная.

На этом последние слушания закончились, и суд не вынес окончательного решения.

У кого больше прав

Сказать однозначно кто прав в этой ситуации, достаточно сложно. Тем более что самого договора между экс-сотрудниками и Bitmain в свободном доступе нет. Но, по большому счету, подобное происходит сплошь и рядом.

«Данная ситуация весьма банальна и часто встречается в самых разных бизнес-сферах», - утверждает юрист и основатель NGO Legal Support Евгений Мовчун.

Потому есть два варианта развития событий. Первый – самый легкий. Тут можно предположить, что в договоре об отказе от конкуренции все обязанности и права сторон детально изложены.

«Смотрим условия «соглашения о неконкуренции» и сверяемся с основаниями для расторжения в одностороннем порядке – если у сотрудника (подрядчика) есть основания для расторжения и это предусмотрено в соглашении, то такие действия правомерны», - объясняет Евгений Мовчун.

По второму варианту, договор содержит только общие положения. Чтобы понять кто и что нарушил сторонам придется идти в суд, или находить компромисс при помощи переговоров.

Также не стоит забывать, что кроме самого договора есть и трудовое законодательство, которое может повлиять на исход событий.

«Так, гипотетически, при возникновении подобного спора между сотрудником и работодателем в Украине, Беларуси или России, будут браться во внимание положения действующего трудового законодательства, которые не оперируют подобными NCA юридическими инструментами. Таким образом, спор, скорее всего, разрешится в пользу сотрудников компании», - уверен Евгений Мовчун.

Вообще же, если говорить о таких странах как Украина, тут Bitmain было бы вообще сложно что-либо доказать. Ведь законодательство просто не предусматривает подобных договоров.

«Договор об отказе от конкуренции по своей правовой сути является нестандартным и нетипичным, поскольку такой вид договора прямо не предусмотрен нормами законодательства Украины», - объясняет адвокат «Клочков и партнеры» Анастасия Гурская.

Тем не менее, стороны могли бы заключить дополнительное соглашение, где указаны абсолютно все детали, включая ответственность за невыполнение договора. Но и тут есть множество подводных камней.

«На самом деле реализовать обязательство об отказе от конкуренции в рамках трудовых правоотношений в случае правильного подхода стороны защиты нанятого сотрудника невозможно. Поскольку в такой конструкции как «трудовой договор + обязательство об отказе от конкуренции» нарушаются трудовые гарантии сотрудника», - уверена Анастасия Гурская.

Потому защита «тройки» в споре с Bitmain, вполне может найти множество лазеек в законодательстве и использовать их для доказательства своей правоты.

Больше майнинг-пулов

Безусловно, закон должен защищать как крупный бизнес, так и обычных сотрудников компаний. И в случае с Bitmain суд обязан вынести справедливое решение.

Главное, чтобы такие гиганты как Bitmain не использовали закон, чтобы уничтожить какую-либо конкуренцию на рынке и сосредоточить всю власть в своих руках. Ведь конкуренция – двигатель прогресса, а от монополизации выигрывает только конкретная компания, а не весь рынок и общество.

Автор: Алексей Рябуха

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость