Россия и Китай: история майнинга и будущее индустрии

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. История майнинга
  2. Регулирование
  3. Будущее майнинга
Будущее майнинга

Легендарный Сатоши Накамото не только запустил сеть биткоина, но и был самым первым майнером в истории. А кто был вторым, третьим… а что произошло потом? Рассказываем всю историю добычи первой криптовалюты от майнинга на процессорах до захвата рынка ASIC-устройствами.

Отдельно поговорим о Китае и России, в рамках обсуждения вопросов регулирования индустрии. Ведь одно дело добывать криптовалюту, а другое — чтобы тебе за это ничего не было. Ведь правительства хотят налоги, но ничего не хотят делать взамен.

А в конце статьи оставим нашу точку зрения о будущем майнинга. Стоит ли нам индустрии переходить на на менее энергозатратный Proof-of-Stake, или Proof-of-Work — это лучший из возможных алгоритмов.

Майнинг на процессорах

Это статья изначально задумывалась как небольшая история, где мы бы ностальгировали о далеко ушедших днях, когда можно было майнить биткоин на стареньком ноутбуке, кулер которого гудит так, что порой заглушает работающий телевизор.

Но давайте не будем обманываться, потому что большинство из нас в те далекие времена ни про какой биткоин и близко и не слышал. А тем временем суровые мужики собирались в гаражах и намайнили настолько, что сегодня хешрейт биткоина почти 80 Th/s, а сложность добычи первой криптовалюты скоро превысит 10 трлн.

Однако, в начале этого пути действительно были обычные процессоры и первые майнеры-счастливчики, при условии, что они остались верны биткоину и никуда не дели свою крипту, пока она не стала чего-то стоить. Первыми майнерами были гики, возглавляемые легендарным Сатоши Накамото, и тогда они действительно добывали криптовалюту на своих домашних компьютерах и ноутбуках. Ходят слухи, что в 2010 году в России тоже появились первые майнеры, но как то их подтвердить или опровергнуть крайне сложно.

Сатоши Накамото рассчитывал, что каждый компьютер в сети займется добычей биткоинов и это поможет децентрализации. Но майнинг подразумевает конкуренцию, а, значит, обязательно найдется тот, кто захочет срезать угол и получить преимущество. И поэтому когда цена биткоина из ничего превратилась в $0,10 летом 2010 года, нашелся человек, известный под ником ArtForz, который придумал майнить на графических процессорах, то есть на видеокартах.

И потом все закрутилось: сначала появились кустарные майнинг-фермы из металлического профиля и на скорую руку прикрученных к нему видеокарт. Корпуса такая конструкция не имела, чтобы улучшить охлаждение. Но со временем стали использовать специальные стойки и материнские платы, рассчитанные сразу не несколько мощных карточек, как впрочем и специальные карты для майнинга. Причем если на процессорах уже ловить нечего, то фермы с видеокартами используются и по сегодняшний день для других криптовалют, например того же эфира.

Следующим витком развития майнинга стали, нет не ASIC, сначала были FPGA-чипы, их еще называли платами или картами. Это специальные схемы, которые можно было оптимизировать под выполнение какой-то конкретной задачи. Такой майнер использовал в разы меньше электричества, чем видеокарты, да и грелся он куда меньше. Появились они в 2012 году, но не получили широкого распространения из-за высокой стоимости, так как стоили $5000 за штуку в далеком 2012 году. Тогда на эти деньги можно было такую ферму из видеокарт собрать, что все обзавидовались бы. Поэтому лишь не многие перешли на FPGA-чипы и смогли заработать на экономии электричества.

И только потом появились лидеры на рынке добычи биткоина, известные как ASIC. Их начали разрабатывать еще в 2012 году, и по сути этот тот же FPGA-чип, только настроенный под одну конкретную задачу. То есть, FPGA является универсальным устройством и по необходимости его можно перепрограммировать под другой алгоритм. Но из-за этого стоит оно крайне дорого и подобная настройка требует очень продвинутых специальных знаний. А ASIC-майнер – это «решение для ленивых», он уже оптимизирован под нужный алгоритм криптовалют, и если говорить грубо, то его просто нужно включить в розетку.

К печали производителей ASIC-устройств есть неблагодарные разработчики криптовалют, например команда криптовалюты Monero. Они практически каждые полгода проводят хардфорк и меняют алгоритм, после чего ASIC-ки можно выкидывать в мусор и покупать новые. А вот если бы это были FPGA-карты, то их можно было бы просто перенастроить. Кстати, ходят слухи, что по этой причине FPGA все еще используются некоторыми майнерами.

Но хардфорк для смены алгоритма хеширования биткоину не грозит, и поэтому для его добычи и дальше будут использовать ASIC-майнеры, совершенствование которых идет полным ходом и не останавливалось даже во время страшного медвежьего рынка 2018 года. Хотя хешрейт сети тогда показывал просадку почти на половину, после снижения цены биткоина ниже психологического уровня в $6000.

Регулирование майнинга

Лидером по майнингу является Китай, и никакой запрет на торговлю криптовалютами и проведение ICO им не мешает. В начале года были тревожные звоночки, будто майнинг внесли в список нежелательных отраслей для развития и его могут запретить. Список, действительно, был, но решения о запрете не было, и единственные кто пострадал — это незаконные майнеры.

В целом многие страны достаточно лояльно относятся к майнерам, если те не занимаются кражей электроэнергии. В качестве исключений можно выделить Индию, где хотят запретить даже владение криптовалютами, а также Иран, в котором майнерам разрешают работать, но только при наличии лицензии и желании сотрудничать с властями страны. То есть, кто будет делится валютной выручкой с продажи биткоинов, тем дадут льготный тариф на электричество.

Интересную позицию заняли в России. Власти как бы знают о майнерах, но и не спешат каким-то образом регулировать их деятельность. Первые упоминанию криптовалют на государственном уровне появились в 2014 году, когда криптовалюты назвали «спекуляцией» и пообещали «навести порядок». Потом в 2015 году к биткоину применили понятие «денежных суррогатов», а майнеры следовательно стали их производителями. Но это были лишь слова, так-как никаких дальнейших законодательных инициатив нет и по сегодняшний день.

Какое-то время даже пугали возможным тюремным сроком за добычу криптовалют, но все сошло на нет, и последние полтора года власти рассказывают о важности принятия криптовалютного законодательства. Но постоянно переносят это время, теперь уже сдвинули на осеннюю сессию Госдумы. Причем те версии законопроектов, что уже есть как бы обходят майнеров стороной и они и дальше будут находится в своеобразном юридическом вакууме. Хотя, кто знает этих депутатов, они ведь могут удивить в самый неподходящий момент и не самым приятным образом.

Пока российским майнерам, да и остальным, кто живет на постсоветском пространстве, приходится работать как есть, и рассчитывать на то, что хотя бы не будут мешать. При том что налицо избыток вырабатываемой электроэнергии, относительно гуманная цена на электричество и наличие неиспользуемых промышленных площадей, где можно было бы развернуть майнинг-ферму.

Власти ленятся настолько, что даже не могут прописать, какие именно нужно платить налоги. Кстати на нашем канале недавно вышло видео о том, как легализовать криптовалюту в России, где рассказали, какие налоги нужно платить, как этого можно не делать по закону и каким образом бороться с невменяемыми банками:

Как не платить налоги с биткоина
Майнинг биткоина

Почему алгоритм Proof-of-Work — самый лучший вид майнинга. Если посмотреть на графики цены биткоина и хешрейта сети за все время, то очевидно, что чем выше курс, тем больше энергии тратится на добычу одного биткоина.

Недавно даже была представлена теория о ленте сложности от биткоин-гуру Вилли Ву. Она гласит, что когда лента сжимается, тогда самое выгодное время для покупки биткоина, и если посмотреть на этот график, то пока данная модель сбоев не давала, жаль, что стала известной широкому кругу лишь недавно.

Но дело даже не в связи хешрейта и цены, а в законах физики, ведь ничто не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда. Достаточно лишь вспомнить первый официальный курс биткоина — тогда его цена была установлена на уровне стоимости электроэнергии, необходимой для добычи одной монеты. И данное правило продолжает работать: майнинг — не просто вычисления хеша нового блока, это генерация стоимости криптовалют за счет переработки энергии.

Это то, чего нет у криптовалют на алгоритме Proof-of-Stake, ведь там новые монеты появляются сами по себе, и это уже не столько майнинг, сколько «печатный станок» для фиатной валюты.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость