Во власти искажений: Когнитивная экономика объясняет, что мешает признанию криптовалют

Делитесь и голосуйте:

Среди всего хайпа вокруг криптовалют самым необычным феноменом за последние пару лет можно считать сильнейшую негативную реакцию некоторых людей в адрес этой технологии. Криптовалюты предложили нам пищу для размышлений не только над понятием валюты как таковой, но и по поводу многих психологических аспектов вроде синдрома упущенной выгоды или неприятия потерь.

 

 

В своей статье инвестор Фил Глэйзер попробовал рассмотреть реакцию на криптовалюты со стороны разных социально-экономических групп, таких как государства, банки и инвесторы, через призму поведенческой экономики — раздела психологи, изучающего процессы принятия решений отдельными людьми и институтами в финансовой сфере, не приводя аргументы за или против принятия криповалют или комментировать текущую ценовую динамику.

 

Документально подтверждено, что у людей существует множество провалов в понимании происходящего, которые чаще всего заполняются когнитивными искажениями. Последние появляются из-за невозможности справиться с большими объёмами информации, необходимости давать среде быстрый ответ и ограниченности памяти.

 

Понимание таких искажений помогает объяснить поведение, которое нельзя назвать рациональным. Можно привести список когнитивных искажений, которые чаще всего встречаются в криптовалютной сфере.

 

Подчинение авторитету: тенденция придавать большое значение мнению авторитетного лица (вне зависимости от содержания этого мнения) и подвергаться его влиянию.

 

Отклонение в сторону статус-кво: предпочтительное отношение к нынешнему положению дел. Текущая ситуация (или статус-кво) берётся в качестве контрольной точки, любое отклонение от которой видится либо маловероятным, либо неблагоприятным.

 

Неприятие потери: тенденция людей к уклонению от потерь вместо получения эквивалентных выгод (лучше не потерять $5, чем найти $5).

 

Эгоцентрическое искажение: тенденция полагаться на собственное мнение и иметь завышенную самооценку.

 

Некоторые из самых громких критиков криптовалют пришли из высших эшелонов банковской системы, и вполне понятно, почему: если криптовалютам удастся выполнить хотя бы часть обещанного, банки могут потерять свои позиции. Криптовалюты позволят производить многие виды транзакций за пределами традиционных финансовых институтов, лишая их дохода.

 

Здесь вступает в игру неприятие потери: банкиры живо представляют себе боль от потери текущих позиций и не хотят думать о том, что сами могли бы воспользоваться новыми, более дешёвыми и всеобъемлющими инструментами (и их клиентам это пришлось бы по душе). Вдобавок к этому большую роль играет подчинение авторитету (хотя, скорее, следствие из него).

 

Подумайте сами: технологию, которая обещает изменить мир, предложило сообщество по большей части анонимных разработчиков, минуя сеть сложившихся институтов (финансовых инженеров, университетские лаборатории и т.д.). Конечно же, это не позволяет оценивать инновации по достоинству.

 

Государства насторожены криптовалютой из-за возможностей, которые открываются перед криминальными элементами с появлением анонимных денежных транзакций, а также из-за прямой угрозы государственной фиатной валюте.

 

Здесь сильно отклонение в сторону статус-кво. Всё довольно просто: криптовалюты создают головную боль, представляя собой совершенно новую технологию. Всякий раз, когда появляется новая технология, люди постепенно находят способы использовать её для того, чтобы делать вещи, которые не были возможны ранее, способами, которые невозможно было даже представить. А это значит, что регулирующим органам придётся держать ухо востро или даже играть на опережение.

 

Помимо этого, в 2017-м криптовалюты стали настоящим мейнстримом, что подняло вопросы о защите прав потребителей: цифровые валюты отличаются сильнейшей волатильностью, а значит, инвесторы могут потерять крупные суммы. Как и банки, государства подвержены подчинению авторитету. Им тяжело всерьёз воспринимать технологию с учётом её истоков.

 

Многие инвесторы ещё не до конца понимают, что такое криптовалюта. Это действительно валюта? Или же это новый вид активов? Что-то совершенно новое? Очевидно одно: многие инвесторы (по крайней мере самые громогласные) оказались во власти эгоцентрического искажения.

 

Вне зависимости от того, считают ли инвесторы, что криптоактивы недооценены и взлетят до небес в течение пары лет или же что они переоценены и пузырь вот-вот взорвётся, их позиция непоколебима и «единственно верная». Мало того, они готовы делиться ей со всеми. Исторически люди давали ужасно неточные прогнозы относительно перспектив новых технологий. Неизвестно, какое будущее ждёт криптовалюты, но можно точно сказать, что уверенность инвесторов в собственных прогнозах завышена.

 

Самое честное мнение состоит в том, что никто не знает наверняка, как поведут себя криптовалюты. С учётом того, сколько умных людей занимаются технологией, будет разумно не отворачиваться от неё после первых провалов и дать возможность закрепиться платформам, обещающим изменить нашу жизнь к лучшему (а криптовалюты действительно способны на это, если отбросить ценовые спекуляции).

 

Только время покажет, как криптовалюты повлияют на нашу жизнь. Если они пришли всерьёз и надолго, самые интересные инновации и разработки ещё впереди, так как мы находимся в самом начале пути. Пока же важно понять реакцию различных групп, с уважением относясь к их позициям и предубеждениям, которые демонстрируют многогранность человеческого мышления.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость