Ведущий разработчик Blockstream назвал новые возможности биткоина, которые помогут его массовому принятию

Делитесь и голосуйте:

Кристиан Деккер — один из ветеранов биткоин-индустрии и первый в мире человек, который получил докторскую степень в области знаний о биткоине. Сегодня швейцарский программист является одним из ведущих разработчиков компании Blockstream, где отвечает за работу над спецификациями протокола Lightning Network.

В эксклюзивном интервью Кристиан Деккер рассказал, как пришел в биткоин, раскрыл детали некоторых важных функций, которые могут появиться в Lightning Network, а также допустил возможность того, что в будущем первая криптовалюта сильно изменится.

: Привет, Кристиан! Расскажи, как ты пришел в биткоин-индустрию.

Кристиан Деккер: Я учился в Технологическом институте Цюриха, где получил степень магистра компьютерных наук. Именно там я изучал распределенные системы и впервые увидел этот небольшой странный документ — white paper биткоина. Меня он сразу заинтересовал, но потребовалось время, чтобы понять его до конца. И тогда у меня появилось хобби, которое со временем стало темой моей диссертации, а еще через несколько лет я стал первым в мире человеком, получившим докторскую степень в области биткоина.

Сейчас я работаю разработчиком программного обеспечения в компании Blockstream, моя область – это имплементация Lightning Network под названием C-Lightning.

: А какие именно темы ты выбрал для защиты диссертации?

Кристиан Деккер: Степень магистра я защищал по теме Bittorrent, докторская диссертация была посвящена масштабируемости и безопасности биткоина. Это был 16-страничный документ, в котором были описаны все слабые места биткоина и как эти проблемы можно решить.

: Каким образом ты в итоге оказался в Blockstream?

Кристиан Деккер: Разработкой биткоина я заинтересовался практически сразу, еще в 2009 году. Уже тогда я беседовал на эту тему с другими людьми, а в 2012 году, после защиты докторской диссертации, это стало моей постоянной работой. Еще через четыре года я перешел на полную ставку в Blockstream.

: Недоброжелатели часто обвиняют Blockstream в том, что компания узурпировала экосистему биткоина, установив в этой сфере полную монополию. Также звучат обвинения в неких секретных разработках. Что ты ответишь на это?

Кристиан Деккер: Многие часто неправильно понимают происходящее вокруг. Компания Blockstream была основана людьми, которые к тому моменту уже долгое время участвовали в разработке биткоина. У них была другая работа с полной занятостью, и делали они это в свободное время. Однако в определенный момент поддержка проекта стала занимать слишком много времени, и встал выбор: либо ты прекращаешь эту работу, либо находишь способ получать деньги за свой вклад в развитие инфраструктуры.

Многие думают, что Blockstream пришел со стороны, нанял группу разработчиков и начал захватывать власть. Но это была группа энтузиастов, которые хотели продолжать работать над проектом, потому что он был для них действительно важен. Однако эту работу как-то нужно было финансировать. Так и появилась идея создать компанию, которая бы развивала экосистему биткоина посредством поддержки разработчиков и делилась бы полученными знаниями с другими компаниями.

: И Blockstream — не единственная компания, которая этим занимается.

Кристиан Деккер: Да, можно назвать еще Digital Currency Initiative Массачусетского технологического института (MIT), которая финансирует работу нескольких разработчиков Bitcoin Core, включая Владимира ван дер Лаана. Кроме этого, есть Chaincode с их поддержкой целого ряда инженеров, и есть Blockstream, которая также очень многое делает в этом направлении.

Всегда сложно объяснить, что разработчиков биткоина никто не контролирует… Но я могу заверить вас, что никаких секретных разработок в этом пространстве не ведется, по крайней мере мне об этом ничего не известно.

: Давай поговорим о проблемных местах биткоина. Какие основные моменты ты бы выделил?

Кристиан Деккер: Совершенно очевидная проблема – это масштабируемость блокчейн-систем в целом. Они просто не масштабируются. Именно об этом я писал еще в своей докторской диссертации, и лучшее, к чему я пришел, — это офчейн-протоколы второго уровня. Они масштабируются значительно лучше, чем все, что происходит ончейн.

Другая проблема – энергопотребление. Было бы хорошо иметь систему, в которой вычисления, выполняемые для обеспечения безопасности сети, имели бы и другие сценария применения. В этом направлении я большого прогресса не добился. Впрочем, прошло уже немало времени, и, вероятно, есть смысл вернуться к этому вопросу.

: Да, поскольку многие критики криптовалют в первую очередь говорят именно о чрезмерном потреблении электроэнергии системами на алгоритме Proof-of-Work. Как это можно решить хотя бы теоретически?

Кристиан Деккер: Важно понимать, что зря эта электроэнергия не расходуется, так как механизм Proof-of-Work обеспечивает безопасность сети. Но найти дополнительные возможности для использования этих вычислений было бы совсем неплохо.

Проблема еще и в том, что по своим характеристикам алгоритм Proof-of-Work весьма ограничен, и использовать эти вычисления для чего-либо другого сложно. Возможно, помимо безопасности сети, единственный пример полезности Proof-of-Work — это так называемые приватные монеты. Их суть в нахождении анонимных чисел, но тогда встает вопрос о том, насколько полезны анонимные числа.

Придать Proof-of-Work полезности сложно потому, что такая система должна обладать определенными свойствами: необходим какой-то способ фиксации транзакционных данных, которые необходимо валидировать, она должна быть масштабируемой и находить блок каждые десять минут.

: В свое время ты также совершил первую Lightning-транзакцию в сети Litecoin. Расскажи, как это произошло и почему ты решил попробовать это сделать.

Кристиан Деккер: Транзакции в Lightning Network обрабатываются таким образом, что там всегда есть цепь транзакций, которые в определенный момент находятся в неподтвержденном состоянии. Поэтому для обеспечения работы Lightning нам был нужен активированный протокол SegWit, так как если в системе присутствует проблема пластичности транзакций, связь между транзакциями может быть внезапно нарушена.

Поэтому, когда SegWit был активирован в сети Litecoin, я начал думать о том, чтобы внедрить туда Lightning. Все оказалось очень просто. За несколько часов до того, как в сети Litecoin должна была состояться активация SegWit, я связался с разработчиками других клиентов и спросил, не хотят ли они вместе со мной сделать первую Lightning-транзакцию. Мне казалось, что будет здорово, если получится задействовать разные имплементации протокола.

К сожалению, сделал я этого немного поздновато, и времени на подготовку у них не было. Поэтому я настроил две ноды – одну в Цюрихе, другую в Сан-Франциско, и сделал все сам.

: Любопытно, что в 2016 году ты утверждал, что для работы Lightning активация SegWit не является непременным условием и что изменения в кодовую базу биткоина можно внедрить и другими способами.

Кристиан Деккер: Отчасти это так, но все же Lightning устроен таким образом, что достаточно сильно зависит от SegWit. Определенные части протокола действительно нуждаются в устранении проблемы пластичности, и без SegWit обеспечивать безопасную работу Lightning было бы проблематично.

: Над чем ты еще работаешь помимо C-Lightning?

Кристиан Деккер: В данный момент это основное, на чем сосредоточено мое внимание. В конце прошлого года в Австралии мы провели вторую встречу разработчиков, где обсуждали спецификации Lightning и составили огромный список всего того, что нам хотелось бы имплементировать или улучшить.

: Во время своих выступлений ты часто упоминал такое решение, как спонтанные платежи (Spontaneous payments). Что это такое?

Кристиан Деккер: Спонтанные платежи – это метод отправки платежей, при котором нет необходимости предварительно создавать инвойс. В настоящий момент Lightning работает таким образом, что когда я обращаюсь к продавцу, он создает для меня инвойс, который я сканирую и затем совершаю платеж. Это очень важный момент в протоколе, потому что таким образом мы подтверждаем фактическое совершение транзакции.

Спонтанные платежи позволяют делать все это без предварительного обращения к продавцу. Например, я хочу заплатить Бобу, но не хочу с ним общаться и получать от него инвойс. Зная имя Боба или ID его ноды, я могу создать Lightning-платеж, и как только Боб его получает, я отправляю ему информацию, необходимую для списания этих средств. То есть это ситуация обратная той, при которой Боб сообщает мне, как именно я должен отправить ему деньги.

Модель с использованием инвойса действительно дает гарантии того, что платеж был совершен, и при его наличии я могу, скажем, пойти в суд и сказать, что заплатил за свой кофе, но так его и не получил. Спонтанные платежи такой возможности не дают, однако эта функция является одной из самых востребованных пользователями.

: Какие другие наиболее востребованные функции в Lightning Network ты можешь назвать?

Кристиан Деккер: Одна из таких функций — это сплайсинг (Splicing). Если говорить простыми словами, сплайсинг позволяет нам держать все средства в Lightning-канале и по-прежнему иметь возможность осуществлять из него ончейн-платежи, либо взять долю в уже существующем канале и добавлять в него средства извне. Таким образом мы не думаем о том, какие монеты у нас хранятся в основной сети, а какие офчейн, и видим единый баланс, показывающий, что в нашем распоряжении есть определенная доступная сумма.

Также есть многосоставные платежи (multipart payments) — еще одно важное решение, благодаря которому можно связать в одно целое многочисленные платежные каналы. Например, если у меня есть один канал на 10 долларов, я могу перевести одним платежом до 10 долларов, но если у меня есть десять каналов по 1 доллару, я могу перевести одним платежом только 1 доллар. Многосоставные платежи дают нам возможность связать эти десять каналов и заплатить до 10 долларов, не думая о том, с кем именно ты открываешь каналы и какая там находится сумма.

Это две фундаментально важные функции, благодаря которым мы существенным образом улучшаем пользовательский опыт. Они дают больше гибкости, и очень многие процессы можно автоматизировать.

: Какие еще преимущества дает открытие многочисленных каналов?

Кристиан Деккер: Возможность открывать несколько каналов освобождает от необходимости подключаться к крупному узлу для обеспечения хорошего соединения. Можно начать подключаться к случайным пользователям и по-прежнему иметь возможность тратить все доступные средства.

В настоящий момент мы имеем ситуацию, когда, открывая один большой канал, ты имеешь возможность потратить внесенную в него сумму. Многочисленные каналы эту сумму снижают, но подключение к одному каналу имеет свою обратную сторону – необходимо, чтобы в момент осуществления платежа пользователь, с которым ты открыл канал, находился онлайн. Открыв, например, пять более мелких каналов, даже в случае ухода одного пользователя офлайн тебе будет доступно четыре пятых твоих средств.

Остановит ли развитие инфраструктуры Lightning Network рецессию на рынке криптовалют?

: Скажи, как бы ты сам себя назвал — программистом или, может, ученым?

Кристиан Деккер: Я считаю себя больше энтузиастом. Я точно не экономист и не ученый, я просто человек, который считает эту технологию удивительной и переживает за нее. Я люблю копать глубоко, учиться новым вещам, пытаться их улучшить и создавать что-то новое. Какого-то большого видения у меня в этом отношении нет, есть просто желание следовать своим интересам и принимать новые вызовы.

: В сообществе периодически поднимается дискуссия о пресловутом «приложении-убийце» (killer app) для биткоина. Каким оно может быть на твой взгляд?

Кристиан Деккер: Killer app биткоина – это сам биткоин… Биткоину не нужен никакой killer app.

: Как правило, об этом говорят в контексте ускорения массового принятия криптовалюты. Может ли сеть Lightning Network, которая пока все еще очень далека от того, чтобы быть по-настоящему дружественной к пользователям, действительно помочь в этом отношении?

Кристиан Деккер: Lightning несомненно должен помочь с массовым принятием биткоина, так как добавляет больше сценариев использования. Мы можем осуществлять микроплатежи, даже на очень небольшие суммы, мы имеем платежи в реальном времени, также появляется возможность более эффективно использовать ограниченные ресурсы биткоина.

Все это делает Lightning очень важным для более массового принятия биткоина, хотя, как я уже неоднократно говорил, заменить его полностью он никогда не сможет.

: Можешь ли ты представить будущее, скажем, через десять лет, где значительная часть населения Земли использует биткоин в качестве платежного метода?

Кристиан Деккер: Я думаю, что в том или ином виде биткоин будут использовать все. Я не уверен, в какой именно форме это будет происходить, будет ли у каждого человека свой кошелек или же биткоин будет в скрытой форме частью какого-то другого механизма. Тем не менее это очень важный инструмент, и использовать его люди будут.

: Допускаешь ли ты возможность того, что в мире криптовалют появится более совершенное решение, чем биткоин?

Кристиан Деккер: Я думаю, что если появится что-то, что устранит все проблемные участки биткоина, есть определенная возможность того, что мы это поддержим. Например, я нахожу довольно интересными некоторые функции, которые изначально предназначались для Ethereum. Их можно внедрить в биткоин. Это может быть более сложно технически, но возможность такая есть.

: Можно примеры?

Кристиан Деккер: Обычно в качестве примера я привожу создание платежных каналов в Ethereum, там они называются каналами состояния. Способ управления этими каналами и то, как они обновляются, дает нам возможность достаточно легко внедрить часть их функционала в биткоин.

В прошлом году я опубликовал на эту тему документ под названием eltoo. В нем рассматривается иной подход к созданию платежных каналов в Lightning Network и офчейн смарт-контрактов. Мне потребовалось некоторое время, чтобы осознать, что все это очень похоже на то, как вещи происходят в Ethereum. Технически это решение более сложное, и мне потребовалось больше времени, чтобы заставить его работать в биткоине, но такая возможность есть. А благодаря таким решениям, как Taproot или Adaptor Signatures, внедрить эти функции становится намного проще.

Так что, возможно в будущем биткоин и будет немного другим, чем мы привыкли его видеть, но в том или ином виде он будет существовать еще очень долгое время.

: Ты не боишься, что подобные заявления могут дать людям вроде Крейга Райта дополнительные козыри и еще больше кричать о том, что только они исповедуют «истинное видение Сатоши» и создают «настоящий» биткоин?

Кристиан Деккер: Вся эта история вокруг Крейга Райта, как и сами поиски Сатоши, отвлекает от главного. Несколько лет назад Сатоши покинул пространство и дал другим людям возможность взять на себя ответственность за дальнейшее развитие проекта. Если он по-прежнему с нами, то свое место он заслужил даже без использования имени Сатоши. Если его с нами нет, то с момента его ухода мы научились очень многому.

Я лично считаю, что не стоит принимать все, что говорил Сатоши, за абсолютную истину. На его слова необходимо смотреть сквозь призму того, чему мы научились за последние годы, сквозь призму того, что, как мы узнали, было правильно и что было неверно.

Беседовал Andrew Asmakov

Photo: Anastasya Stolyarov / Unchain Convention

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость