Репутационные риски

Делитесь и голосуйте:

Рынок ICO пребывает в стадии уныния: постоянный поток негативных новостей со стороны регуляторов, к тому же большинство проектов 2017 года не оправдали ожиданий доходности инвесторов. В такие моменты в ход идет агрессивный маркетинг, который заставляет инвесторов поверить в чудо. Психологическим рычагом давления выступает приобщение звезды к рекламе проекта. Стратегия не новая, раньше она была направлена на потребительский рынок товаров и услуг. Но мало кто отдает себе отчет, что с финансами все обстоит совсем иначе. Согласитесь, выбросить товар, который вам не пришелся по душе проще, чем инвестиции в стартап, пусть даже от любимого Джонни Деппа.

Привлечение селебрити к продвижению крипто-проектов несут высокие репутационные риски для них. К тому же запятнанной репутацией дело может не закончиться, уже есть примеры судебных тяжб с участием знаменитостей. Дело Флойда Мейвезера и DJ Khaled, продвигающие скамовый проект Centra Tech, стало первым наглядным примером строгости регуляторов с юридической точки зрения. Звездный дуэт начал продвигать Centra Tech в сентябре 2017 года. Это просто не могло пройти не замечено мимо SEC.

“Подобные случаи встречаются в любой отрасли бизнеса. До 90% дохода мировых звезд — это участие в рекламных кампаниях. Знаменитости не углубляются в изучение деталей проектов, у них масса предложений. А если учитывать, что все их соцсети и паблики ведут простые PR-агенты, у которых тоже большая нагрузка. Мошенники их заверили в крутости проекта — они не проверили информацию, согласовали гонорар со звездой и запустили рекламную кампанию. Все, дело сделанно.” — Николай Шкилев, эдвайзер и эксперт в области криптовалют и блокчейна.

Но как дала понять SEC, незнание закона не освобождает от ответственности даже известных и именитых. По словам регулятора, это послужит хорошим наглядным примером для звезд и заставит их нести ответственность за то, что они рекламируют.

Конечно случай с участием Флойда Мейвезера и DJ Khaled не единственный пример форсирования криптоиндустрии.

Остается туманным и противоречивым другой случай, с участием Стивена Сигала. В начале марта 2018 года он принял участие в стартапе Bitcoiin (более известным под названием Bitcoiin2Gen). С завершением токен сейла внезапно с поля зрения пропала команда, а вместе с ней и Сигал. Затем были удалены все соцсети проекта. Стартап очень удачно “затих”, вскоре последовал иск в суд и деятельность Bitcoiin была принудительно остановлена.

9 апреля 2018 года Bitcoiin опубликовал пресс-релиз, где указал сумму привлеченных инвестиций около $250 млн. В документе отсутствовали данные, кто получил эти деньги и на что их планировалось потратить. С тех пор информации о проекте не было. Репутация Сигала была испорчена, он еще долго будет ассоциироваться у общественности с обманом.

Интересным в этой истории остается тот факт, что еще в самом начале проект Bitcoiin эксперты неоднократно квалифицировали как скам. И тут возникает вопрос: актер и его агент недостаточно ответственно подошли к изучению проекта или намеренно проигнорировали предупреждения из-за гонорара?

Это далеко не полный перечень случаев с печальными последствиями участия в ICO-кампаниях селебрити. Список звезд, которые сотрудничали с ICO можно легко найти на просторах интернета. Это звезды спорта, кино и музыки. Но какой процент из них реально учитывал репутационные риски при подписании договора с проектами? Или, как в случае с Сигалом, когда игнорировались все факты недобросовестности проекта, а сотрудничество все же состоялось по причине хороших гонораров. То, наверное, не так уж и не правы регуляторы, когда предъявляют звездам обвинение в соучастии.

Почему мы снова решили вспомнить все эти случаи? Катализатором послужило предупреждение Андреаса Антонополуса о второй волне предполагаемого скама. В своем твите он объяснил, что в последнее время ему приходят десятки писем с предложениями всячески продвигать ICO-проекты. И если лидеры мнений могут оказаться более разборчивыми в выборе проектов для сотрудничества, то привлечь знаменитость из сферы шоу-бизнеса будет куда проще. И действительно, если посмотреть на проекты, привлекавшие знаменитостей для продвижения своих ICO, то становится понятно, что большинство из них на практике оказались скамом.

В криптовалютной отрасли вполне возможен парадокс, и привлечение знаменитостей может дать обратный эффект и отпугнуть инвесторов от проекта. Посудите сами, когда вам необходимо хирургическое вмешательство, вы будете искать профессионала в своем деле (в медицине) и никогда не доверите свою жизнь актеру, пусть даже самому лучшему. Так почему же тогда с инвестициями должно быть иначе? Доверия и желание инвестировать должны вызывать проекты, которые вовлекают в свою работу профессионалов с реальным опытом в криптоотрасли, а эдвайзерами должны выступать знаменитости в мире блокчейн, а не шоу-бизнеса. Конечно, это тоже не даст стопроцентной гарантии в успехе проекта, но существенно увеличит его шансы.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость