Реальная ценность Биткойна в Индии и Китае

Делитесь и голосуйте:

47651fa2e90c604e0f673cf29b6b4c47

Власти Индии и Китая в прошлом месяце обрушились на Биткойн. Биткойн-биржи этих стран отрезаются от финансовой системы, или вовсе подвергаются полицейским налетам и обыскам. Откуда такая немилость, и почему власти этих стран так боятся какой-то цифровой валюты?

Не далее как месяц назад, Биткойн купался в лучах популярности в Китае; еще в конце ноября китайские биржи обеспечивали две трети мирового биткойн-трафика. Но история Биткойна в Китае приобрела неприятный оборот в минувшем декабре, когда Центральный банк Китая заблокировал возможность для финансовых институтов совершать операции с цифровыми валютами, за чем последовал неофициальный запрет для платежных систем работать с биткойн-биржами. Эти решения Центрального Банка отправили курс цифровой валюты вниз: в пике падения цена биткойна потеряла более половины стоимости.

На прошлой неделе регуляторы из Индии присоединились к драке. Предпочитая зловещие предупреждения прямому запрету, Резервный Банк Индии выступил с публичным обращением об опасности Биткойн. Намек был достаточно ясен. Крупнейшая индийская биткойн-биржа тут же закрылась, а ее владельца посетил полицейский рейд. Что же стало причиной этого разгона?

Публично Народный Банк Китая заявляет, что Биткойн не является валютой “в реальном смысле этого слова” и создает риски отмывания денег. Центральный банк Индии якобы возражает против волатильности Биткойна и отсутствия “обеспечения его активами”. Но если разобраться как следует, истинная причина конечно не в этом. Наибольшая проблема для Центробанков, из-за которой они и обрушили санкции на цифровую валюту, как мы думаем, это мобильность Биткойна. Для цифровой валюты не существует границ. Биткойны можно купить в одной стране и немедленно обменять в другой. Так как это не “реальные” деньги, они легко обходят законы об обмене иностранных валют. И, так как  Биткойн не связан с другими активами (которые можно захватить или конфисковать), для правительств не существует легких путей его контроля.

Возьмем, к примеру, контроль за перемещением капиталов в Китае. Китайским гражданам запрещено переводить за границу больше, чем $50 000 в год. Эта политика порождает самые нелепые эффекты — например, такой факт, что в 2012 году 17 миллионов китайцев совершили паломничество в игровую зону Макао. И их привлекают не столько азартные игры, которые там разрешены, а фишки казино. Ведь купить эти фишки можно за неконвертируемые юани, а потом их можно тайком от правительства превратить в любую иностранную валюту, а валюту отправить за рубеж.  Утечка капитала осталась проблемой для Китая и в 2013, когда новый премьер страны провозгласил компанию против коррупции и начал закручивать гайки, в том числе финансовые. Для богатых китайцев, Биткойн становится способом избежать затратной и неловкой поездки в Макао — те же самые конвертируемые фишки, которые можно купить даже не выезжая из страны.

Ну а в Индии Биткойн был альтернативой контрабанде золота. Ужасная девальвация рупии в этом году заставила многих индийцев лихорадочно искать альтернативу «надежной официальной валюте». Многие кинулись скупать золото, но индийское правительство ответило закрытием дверей для его импорта. В августе на импорт золота ввели самые жесткие ограничения, а контроль за движением капиталов усилился, чтобы предотвратить пересылку денег за границу или инвестирование за рубежом.

Возможно, именно эти враждебные действия и ограничения со стороны официальных властей Китая и Индии по отношению к своему населению и объясняют привлекательность Биткойна для жителей этих стран. А также то, почему он рассматривается как угроза властями данных стран. Но вот ведь незадача — ни одно правительство не имеет возможности и ресурсов для запрета цифровой валюты. Да, Китай может надавить на крупные компании и заставить их отказаться от коммерческого использования Биткойна — Alibaba и Baidu были вынуждены прекратить его прием  в качестве средства оплаты. Да, Индия может закрыть обменники и пугать населения «ненадежностью» цифровых валют. Но ни одна страна в мире не может сделать ничего с покупкой/продажей биткойнов «с рук». А тем более, с “майнингом” биткойнов — ведь эта деятельность требует только компьютерного оборудования и подключения к Интернету. Недаром, китайские инвесторы так активно инвестируют в создание промышленных майнинг-ферм. После того как они были «намайнены», биткойны тут же покидают зону досягаемости регуляторов.

Цифровая валюта может быть многими вещами для разных людей. Так, Алан Гринспен сказал агентству Блумберг в начале декабря, что считает ее «пузырем». Но она также может быть следующей ступенью эволюции платежных систем после Paypal, как считают в Bank of America. Накопление биткойнов может сыграть с вами злую шутку, ведь их цена прыгает на 40% за месяц. Или дать прекрасный шанс увеличить капиталы, ведь вверх их цена прыгает гораздо чаще, чем вниз. Пол Кругман думает, что Биткойн — это варварство и исчадие ада. Но в некоторых частях мира Биткойн может быть выходом для огромного количества людей, порой даже и единственным доступным выходом. И если мы хотим найти смысл той сумасшедшей гонки, которую из себя представляло движение курса Биткойна в прошлом году, нам нужно это принимать во внимание и всегда помнить.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость