Как создать многомиллионный бизнес с помощью палатки и Burning Man

Делитесь и голосуйте:

Однажды Кристиан Вебер проснулся среди ночи — навязчивая идея лишила его сна. «Должен быть другой способ. Я должен придумать другой способ», — крутилось у него в голове.

После 20 с лишним поездок на Burning Man — ежегодный американский арт-фестиваль в пустыне Блэк-Рок в штате Невада, где очень жарко и пыльно, — Вебер вдруг впервые столкнулся с совершенно новым для себя типом палатки — гексаюртой, которую его друг привез на очередное мероприятие. Это был 2014 год.

Веберу очень понравилась эта штука — внутри было просторно и прохладно, несмотря на сменяющие друг друга холод и жару. И он решил, что в следующем году привезет с собой такую же (ему предстояло организовать лагерь на 350 человек).

Правда, потом он засомневался в том, что это хорошая идея. Казалось, что гексаюрту долго собирать, что она хрупкая и занимает много места, а чтобы ее привезти, нужен как минимум пикап. В общем, Вебер, который в то время владел нефтяной компанией, предлагавшей экологически чистую альтернативу добыче методом гидроразрыва пласта, выбросил эту идею из головы и сосредоточился на планировании лагеря.

Но четыре месяца спустя он проснулся дома, в городе Напа в Калифорнии, от внезапно нахлынувшего приступа вдохновения. В недавнем интервью он вспоминает:

«Я не мог перестать об этом думать. Идея монолитной гексаюрты, стены которой будут раскладываться из единого материала, полностью меня захватила. Я начал придумывать, как это можно воплотить в ткани — на примере оригами».

В результате этих размышлений появился Shiftpod — прочный, утепленный и быстросборный шатер весом почти 30 кг, но легко помещающийся в машину. Учитывая размер четыре на четыре метра и высоту под два метра в самой высокой точке, в нем без труда помещается двуспальная кровать и куча вещей, а большинство людей могут стоять в нем в полный рост.

Изначально Вебер планировал сделать ограниченное количество Shiftpod для своих товарищей по фестивалю. Для этого он рассказал друзьям о своей затее и смастерил форму заказа, думая, что, возможно, человек на 30 можно сделать шатры по $800. Он говорит: «Ссылка каким-то образом просочилась на Facebook, и тут началось... Какие-то незнакомые люди присылали деньги... В тот год мы привезли на фестиваль триста шатров».

Shiftpod, похожий на лунный модуль, быстро обрел популярность. В прошлом году на Burning Man было установлено более тысячи таких шатров. К тому времени Вебер уже продал свою зеленую нефтедобывающую компанию и основал Advanced Shelter Systems Inc. (ASSI). Так его ночная идея превратилась в многомиллионный бизнес, выходящий далеко за рамки американского рынка — настолько далеко, что для него потребовалась новая валюта.

Фестивальный шатер или убежище в зоне бедствия

По словам Вебера, шатер проектировался именно для тяжелых условий Burning Man, но постепенно им стали интересоваться и участники других фестивалей — в том числе элитного Further Future, который часто называют «Burning Man для миллиардеров».

Когда-то Shiftpod продавался за $800, но новая модель 2.0 стоит $1299 (со скидкой полная цена составляет $1499). Кроме того, компания представила Shiftpod Mini (по словам Вебера, «женщина весом 50 кг может принести его на фестиваль на плече или взять в самолет) и систему туннелей, соединяющих два шатра вместе.

Но история Вебера не ограничивается продажей тысяч элитных палаток для любителей поразвлечься под звездами. В 2015 году, когда изобретатель вернулся домой с очередного Burning Man, в Северной Калифорнии вспыхнул пожар, унесший жизни четырех человек, уничтоживший более двух тысяч зданий и лишивший крова тысяч людей.

„Я снова сел в машину, поехал на Burning Man и забрал 20 шатров. Мы все вымыли и починили, и я предложил их благотворительной организации, координирующей помощь пострадавшим“, — рассказывает Вебер.

Его предложение никого не заинтересовало — организация принимала только деньги. В итоге Вебер пожертвовал несколько палаток отдельным семьям. Тем не менее это был важный опыт, который показал, что бюрократия проникла и в эту сферу.

Укрытие для беженцев

С самого начала ASSI обязалась жертвовать на благотворительность по одному Shiftpod на каждые 20 проданных, но теперь тема укрытия для жертв стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций взволновала Вебера еще больше. Он говорит:

„Сейчас в мире 53,4 млн насильственно перемещенных лиц — из-за войн и политических конфликтов. Многие из них живут в лачугах из тентов, так что мы пытаемся создать для них удобное и недорогое укрытие, которое могло бы служить до пяти лет“.

Сегодня укрытия ASSI можно найти по всему миру — они есть на Гаити, в Японии и Непале. В Греции их использовали для обогрева беженцев, прибывших по морю. По словам Вебера, в партнерстве с одной хайтек-компанией они смогли отправить двести укрытий в Гонолулу для помощи гавайским бездомным. А в прошлом году, когда к побережью Флориды приближался ураган, Веберу позвонили и заказали у него тысячу шатров. Он говорит: „У нас было несколько сотен штук, мы погрузили их в грузовик и сидели наготове“.

В июне этого года в Орегоне, на мысе Бланко, проводились объединенные учения, направленные на подготовку к чрезвычайным ситуациям военных, полицейских и представителей других ведомств — всего в них приняли участие 40 местных и федеральных государственных организаций. Вебера попросили привезти Shiftpod и новые продукты, в том числе Shelterpod и Responsepod, чтобы продемонстрировать их возможности.

Джордан Фаннинг, координатор центра оперативного реагирования в городе Брукингс, штат Орегон, вспоминает: „Мы были очень впечатлены. Мы встречались в аэропороту, и планировалось, что мероприятие пройдет под открытым небом. Вдруг начался ливень. У нас был был Shiftpod, и он стал нашим временным конференц-залом“.

Shelterpod контейнерного типа

Больше всего всем присутствующим понравилась скорость установки шатра — особенно силами неопытных добровольцев. Фаннинг говорит:

„Здорово, что его так легко устанавливать — большинство более крупных укрытий состоят из множества частей, и с ходу в них не разберешься“.

На встрече было несколько представителей ВВС. Вебер говорит: „Вот приземляется вертолет, его лопасти еще не остановились, а Shiftpod уже собран“.

Шатер отлично держит ветер — ни один из них не сложился под порывами, образованными вертолетными винтами. (При апрельском тестировании в Университете Джона Брауна один из шатров поставили перед гигантским вентилятором, и он сломался только тогда, когда ветер достиг скорости 175 км/ч.)

Фаннинг говорит, что власти Брукингса рассматривают возможность покупки нескольких десятков Shiftpod, чтобы в случае землетрясения обеспечить укрытием основных сотрудников. „Мы можем хранить 40?50 штук в транспортном контейнере, и тогда в случае инцидента мы сможем отреагировать оперативно, не дожидаясь помощи FEMA (Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях) или властей штата“, — объясняет он.

Вебер считает, что одна из самых больших проблем в реагировании на стихийные бедствия — это конкуренция различных организаций, результатом которой становится задержка при оказании помощи. Все это время множество людей вынуждены ютиться в школах, на стадионах или в административных зданиях, при этом у них нет ничего, кроме одеял и вещей, которые они успели унести из разрушенных домов.

И он хочет найти решение:

„Наша цель — создать набор, в котором будет и укрытие, и система фильтрации воды — все, что нужно семье из четырех человек, чтобы выжить в течение месяца. Система для поддержки 1600 человек должна помещаться в один контейнер“.

Очевидные клиенты Вебера — это крупные компании в сейсмоопасных зонах (например, в Кремниевой долине). Кроме того, у них полно места для хранения запасов укрытий. Вебер говорит: „Вы можете открыть контейнер и мгновенно развернуть лагерь. Остается подключить коммуникации — радио, спутниковую связь — и все готово“.

Он называет это „Спасательным лагерем Shelterpod“, и это похоже на решение, которое он и его спутники используют на фестивале Burning Man. Он рассказывает, что набор для развертывания лагеря — это 12-метровый транспортный контейнер:

„Каждый год мы выгружаем лагерь из контейнера и используем его в качестве кухни — там есть и раскладные столы, и кондиционеры. А когда праздник заканчивается, мы убираем все обратно в контейнер и ставим его на хранение до следующего года“.

Такие же комплекты ASSI планирует сдавать в аренду компаниям и организациям, которым нужно быть готовым к стихийным бедствиям — или жертвовать нуждающимся.

Sheltercoin

Хотя ASSI готова тратить часть средств на благотворительность, это все же коммерческая компания — и идея создания новой криптовалюты родилась именно из-за необходимости субсидировать благотворительные проекты.

Ожидается, что Sheltercoin появится в ближайшие недели и будет устроен по образу и подобию биткоина и других подобных систем. Если Sheltercoin привлечет достаточно средств, ASSI сможет вернуть потраченные на благотворительность фонды. Кроме того, такой подход позволит сделать более прозрачной передачу денег в руки людей, оказавшихся в регионе бедствия.

Вебер надеется, что если люди будут покупать Shiftpod за криптовалюту, это поднимет ее цену — а чем дороже она будет стоить, тем больше ASSI сможет пожертвовать укрытий. Он поясняет:

„Чем больше людей используют монету, тем выше ее ценность, поскольку их количество ограничено. А чем выше ее ценность, тем больше оборудования мы сможем купить, тем больше людей мы сможем обучить, и тем больше изделий сможем изготовить“.

Кроме того, Вебер надеется, что сможет использовать Sheltercoin как способ мгновенно переводить деньги тем, кто помогает попавшим в беду. При традиционном подходе поступления средств приходится ждать несколько дней, а иногда и неделю. Вебер говорит: „Используя блокчейн, я смогу отправить деньги прямо на чей-то телефон“. А они принесут их в компанию, которая меняет биткоин на местную валюту».

Он добавляет, что люди, меняющие валюту, зачастую одними из первых прибывают в зону бедствия.

Сработает ли идея? Вебер надеется, что да, и указывает, что Sheltercoin может стать первой криптовалютой, поддерживаемой солидной компанией с международной миссией и реальным продуктом. Он считает, что многие новые криптовалюты представляют собой голую идею или концепцию. Он говорит:

«Мы хорошо зарекомендовали себя благодаря популярному продукту и огромному рынку. Так что у нас должно получиться создать значительный спрос на криптовалюту».

Хизер Вессент, футурист и эксперт по альтернативным валютам, соглашается, что спрос на криптовалюты сегодня «невероятен».

Прежде она ничего не знала о планах компании, но теперь идея создания криптовалюты, основанной на социальных ценностях, представляется ей очень удачной. Впрочем, она предупреждает, что для достижения успеха ASSI и те, кто будет использовать Sheltercoin, должны быть быть последовательны и не допускать нецелевого использования этих токенов, расходящегося с процитированными ценностями.

Также она отмечает, что, хотя потенциал нового токена огромен, волатильность на рынке криптовалют рынке может очень легко привести к большим потерям для сторонников Sheltercoin.

Вебер осознает эти риски и готов к тому, что компания может с ними не справиться. Но он убежден, что это лучший способ продвинуть миссию ASSI, то есть доставить укрытия туда, где они необходимы в данный момент. Вебер говорт:

«Я всегда считал, что Burning Man — моя отдушина и хобби. Теперь, опираясь на полученный там опыт, я могу создать продукт и поделиться им с миром, и помочь не только людям, которые решили повеселиться в пустыне, но и тем, кто попал в беду».

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость