Я полгода жил в машине, чтобы запустить стартап: Бездомный из Кремниевой долины

Делитесь и голосуйте:

Зимним морозным утром 2015 года я просыпаюсь на заднем сидении своего Volkswagen Jetta и смотрю на часы. 5 утра. Выруливаю с парковки Walmart'а и еду в свой спортзал 24 Hour Fitness. Быстрый душ — и я готов к работе, все открытые точки Wi-Fi в на берегу залива Сан-Франциско к моим услугам. С 6 утра до 11 вечера я не двигаюсь с заднего сидения авто: создаю новый сайт.

10 октября 2015-го я съехал с квартиры в Маунтин-вью, упаковал всё нужное в машину и поселился в ней на ближайшие полгода. Знаю, звучит довольно экстремально — так и есть. Но эти 6 месяцев добровольного бродяжничества — не какой-то там эксперимент над своей жизнью и не розыгрыш.

Для меня это было чисто практическое решение. Я мечтал о создании онлайн-платформы для продажи спортивных товаров, но был крайне ограничен в средствах. Недостатка не было только в желании, поэтому я недолго думая урезал бытовые расходы и посвятил всего себя стартапу, вложив в него все деньги и время.

Сколько основатели стартапов платят сами себе

В конце концов, основание стартапа на собственные средства — обычное дело в Кремниевой долине, там порядка 4 из 5 предприятий создаются без привлечения инвесторов. Конечно, запуск бизнеса с заднего сиденья седана — не такая распространенная практика. Но это лучшее, что я мог придумать, ведь расходы на аренду и коммунальные платежи значительно снижали мои шансы на успех. Некоторые предприниматели и вовсе уезжают из США, чтобы финансировать свои новые проекты. Как по мне, остаться здесь стесненным в средствах все же лучше, ведь за углом Долина и ее ресурсы.

Без сомнения, мой подход далек от универсального, но он меня многому научил и подготовил к еще более суровым условиям развивающегося бизнеса.

Сократите расходы и живите по средствам

В 2015 году множество стартапов финансировалось за счет венчурного капитала. В результате на рынке появились богатые новички и расцвела культура чрезмерных бонусов. Однако многие компании не оправдывали высоких ожиданий чересчур требовательных инвесторов. Инвестиции прекращались, брошенным котятам пришлось затянуть пояса. Dropbox, например, отменила бесплатные автобусы и ограничила затраты на питание для сотрудников. Экономия необходима даже в раскрученных проектах.

Советы начинающим стартаперам

А уж компаниям классом ниже без нее и вовсе не выжить. Когда начинаешь новый бизнес, надо привыкать жить по средствам, а не полагаться на грядущие прибыли и одолженные инвестиции.

За полгода в машине мои расходы упали до $200 в месяц: этого хватало на самое необходимое — еду и спортзал (да и тот ради душа). На интернет тратиться не приходилось, я ловил бесплатый Wi-Fi по городу.

Но жизнь в режиме постоянной экономии бессмысленна, если вы не используете по полной программе социальные связи. В регионе Сан-Франциско регулярно проходят бесплатные мероприятия для разработчиков — например, VLAB и SV Newtech. Стэнфордский университет тоже проводит разные встречи, приглашая IT-предпринимателей и венчурных инвесторов. Кроме того, можно попытать счастья в сервисах Meetup и Eventbrite или использовать поиск по событиям Facebook.

Заручитесь поддержкой друзей и бывших коллег. Мне с разработкой проекта помогал друг, и это была неоценимая помощь. Так всё получается быстрее: и запуск бизнеса, и получение прибыли от него. Сберечь деньги — только полбеды, ведь еще нужно их грамотно вложить и не закрывать глаза на возможность полезных знакомств.

5 правил успешного стартапера от основателя LinkedIn

Инвестируйте с умом, расставляйте приоритеты

Даже не требующие серьезных вложений стартапы не обходятся без расходов. Одни просто неизбежны, другие — желательны для хорошего результата в долгосрочной перспективе.

По данным докладов «Ведение бизнеса» от Всемирного банка, административные расходы на запуск новой компании в США составляют в среднем $750. Сюда входят регистрация бренда, операционное соглашение и сертификаты. Нам, ко всему прочему, нужно было платить за серверы и службу поддержки клиентов, а еще немного отложить на маркетинговые нужды.

В организации пользовательских данных и почтовых рассылок могут помочь сервисы Hubspot CRM и MailChimp. Мы тратили примерно по $100?150 на рекламу в Google и Facebook. Лучшим оказался Google Adwords: мы использовали этот сервис для оценки реакции пользователей на новинки и следили за взаимодействием разных целевых аудиторий с нашим продуктом.

Сейчас я понимаю, что следовало раньше взяться за продажи. Очень важно рассказать людям о своем продукте и вызывать у них интерес — даже если запуск только предстоит. Бессмысленно высиживать идеальный продукт — лучше поскорее начать, а уже затем совершенствоваться.

Есть множество бесплатных инструментов или, по крайней мере, тестовых версий. Для клиентской поддержки мы использовали FreshDesk, для email-маркетинга — SendGrid, а для внутреннего управления и планирования — Trello. Убедитесь, что смотрите в верном направлении, правильно расставляете приоритеты и вовремя совершаете вложения, чтобы не тратить время даром.

Меньше вариантов — больше сосредоточенности

Когда вкладываешь в проект все ресурсы, отступать уже некуда. Я знал, что у меня не так уж много времени, нужно собраться и запустить сайт — другого выбора нет. Перспектива вечно жить в машине меня не прельщала. Когда твердо веришь в успех, он обязательно придет.

В наш век многие заводят сторонний бизнес и уделяют ему свободное от работы время. Но зачем распыляться? Ведь если вы не вкладываетесь в свои идеи, значит, возможно, не очень-то в них верите. А раз так, то почему должны поверить клиенты? Когда ставишь на карту всё, нужно делать всё поэтапно — назначить встречу с инвестором, связаться с бизнес-инкубатором или акселератором, публично объявить дату запуска продукта.

Хороший ход — подавать заявку на участие в конференциях или мероприятиях по раскрутке стартапов вроде TechCcryptofans.runch Discryptofans.rupt, где есть шанс получить совет от экспертов или привлечь внимание СМИ. Если вас не примут, не отчаивайтесь: только 2,5% заявителей получают пропуск на легендарную битву стартапов. По крайней мере, вы можете назначить дату и подготовиться к запуску на сервисе поиска стартапов Product Hunt. Затем можно поделиться своей историей на HackerNews, там аудитория побольше.

Главное — ставить реалистичные цели, чтобы не обанкротиться.

Стоило полгода мерзнуть на заднем сиденье зимой и там же умирать от жары летом, чтобы наконец запустить проект. О компании заговорили, начали появляться первые клиенты. Я переехал на новое жилье и был готов выйти в свет с новыми силами.

Мой опыт стал отличной историей, которая впечатляет клиентов и удивляет новых сотрудников. Пусть люди узнают, кто мы такие, и поймут наше стремление воплотить в жизнь нечто действительно стоящее. Кстати, реальные детали из жизни добавляют проекту изюминку и помогают привлечь покупателей.

Этот опыт открыл мне глаза на то, как много можно сделать, располагая маленьким бюджетом и амбициозными планами. Если действительно хотите преуспеть, не обязательно отказываться от квартиры и мыться в спортзале. Но придется урезать расходы и направить всю энергию на запуск продукта в максимально короткий срок. Это и есть бутстрэппинг, буквально — бизнес с затянутыми поясами, и касается он не только начинающих самостоятельно, но и спонсируемых проектов.

Для раскрутки любой идеи нужно полностью задействовать доступные ресурсы. А еще не падать духом и верить в себя.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость