Российская экономика двигается к цифровизации на национальном уровне, так как всем давно уже стало понятно - за цифровой экономикой будущее. Но как обстоят дела в частном секторе? Насколько интегрированны цифровые технологии в российские крупнейшие компании? На этот вопрос в своём свежем исследовании ответила одна из крупнейших мировых аудиторских фирм - KPMG.
Цифровизация бизнеса в России
Чтобы получить общее представление о ситуации в российском бизнесе, местное подразделение KPMG опросили более 100 крупнейших компаний России, среди которых были представители самых различных сфер: финансовой, телекоммуникационной, металлургической, нефтегазовой и транспортной, а также ритейла. Цель масштабного опроса была одна - определить, насколько цифровые технологии интегрированны в бизнес, и какие дальнейшие планы по развитию этого направления.
Выводы, которые компания получила в ходе исследования, нельзя назвать однозначными. Большинство российских компаний понимают необходимость внедрения цифровых технологий, но не все двигаются в этом направлении.
«Крупные российские компании уже встали на путь цифровой трансформации. Однако у большинства из них пока нет комплексной программы цифровизации – компании реализуют пакеты пилотных проектовпо внедрению отдельных и часто разрозненныхцифровых решений», - сказано в отчёте.
В то же время более 50% российских компаний уже внедрили такие значимые технологии, как чат-боты, анализ больших данныхи машинное обучение, а также начали процесс роботизации производств.
Почти 80% опрошенных компаний полагают, что внедрение цифровых технологий позволит им повысить эффективность бизнеса и сократить издержки. При этом треть компаний намерены вложить в цифровизацию процессов более 100 млн. рублей уже в этом году. Более половины ожидают, что эти вложения окупятся менее чем через 2 года, а 43% считают, что возврат инвестиций займет от 2 до 5 лет.
Примечательно, что только в 16% российских компаний учреждена должность директора по цифровому развитию, а в 44% компаний полномочия по данному вопросу распределены между другими сотрудниками.
Проблемы, тормозящие цифровизацию в России
Опрос показал, что российские бизнесы по ряду причин относятся к цифровизации с осторожностью. Одной из проблем на этом пути является несовершенство уже имеющихся бизнес-процессов, а также нехватка компетентных специалистов. Помимо этого, компании опасаются недостаточного уровня цифровой безопасности. Часть компаний и вовсе не располагают достаточным бюджетом для внедрения новых технологий.
«Наибольшие угрозы, которые несет цифровизация, по мнению российских компаний, лежат в области информационной безопасности».
Что касается готовых планов по внедрению цифровых технологий, то ими располагает 63% компаний, если верить их руководству. Показатель весьма неплохой, однако средний процент в мире - 70%.
Исследователи определили ряд ключевых факторов, напрямую влияющих на скорость внедрения цифровых технологий.
Какие технологии наиболее популярны
И, наконец, в исследовании назвали все основные цифровые технологии, которые могут усовершенствовать бизнес. К ним относятся:
- Роботизация;
- Анализ Big Data;
- Чат-боты;
- Искусственный интеллект;
- Виртуальная и дополненная реальность;
- Интернет вещей;
- Оптическое распознавание;
- Блокчейн.
Популярность технологий среди российских компаний можно увидеть на инфографике.
Кроме этого, исследователи сопоставили технологии и сектора бизнеса по популярности.
Таким образом, исследование показало высокий уровень заинтересованности российских компаний в применении новых технологий, но не все по тем или иным причинам готовы к полномасштабным изменениям. Будем надеяться, что в ближайшее время принятие цифровых технологий будет только расти, тем более что этот рост в любом случае будет гарантирован конкуренцией.