Что такое White Paper

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. Для чего пишут White Paper
  2. Содержание White Paper
  3. Негативные индикаторы
  4. To scam or not to scam?
  5. Вывод

Сегодня «белая бумага», как ее называют у нас, важнейший критерий при оценке любого блокчейн-проекта. Ее цель – подробно и не слишком заумно рассказать о проекте, обозначить его актуальность и разъяснить планы разработчиков на будущее. Для подкрепления мыслей используются графики и диаграммы, благодаря которым понять содержимое может даже неопытный инвестор. Впрочем, многие дополнительно выпускают более объемный документ, в котором излагают свою идею для профессионалов.

Цель White Paper – убедить людей в актуальности и перспективности проекта, наглядно проиллюстрировать профессионализм команды, ненавязчиво подтолкнуть аудиторию к инвестированию. Многие просят читателей предоставить свои персональные данные в обмен на возможность ознакомиться с документацией, тем самым собирая базу потенциальных и заинтересованных клиентов.

Если обобщить, то в белой бумаге должны быть ответы на следующие вопросы:

- какова цель создания проекта? Токен просто ради токена – первый признак скама;

- какую проблему будет решать новая платформа? Идея должна быть достаточно новой и свежей – иначе платформа рискует зачахнуть, так и не пробившись через плотные ряды конкурентов;

- какой план развития? Интересная идея – это большой плюс, но покупатели хотят знать, когда и за счет чего проект вырастет и начнет приносить прибыль;

- кто во главе проекта? Хорошо, если команда разработчиков уже занималась решением заявленной проблемы и имеет опыт работы в крупных компаниях, причем присутствие опытного блокчейн-эксперта и авторитетных советников – очень положительный индикатор. Впрочем, иногда молодой команде энтузиастов вполне под силу перевернуть рынок и создать достойный продукт;

- а прибыль будет? Впрочем, 100% документов дают на этот вопрос положительный ответ. Правильнее спросить – а за счет чего?

- как распределяются средства? Для оценки проекта хорошо бы видеть финансовую модель. Мягко говоря, немного странно будет выглядеть распределение средств в виде 90% команде, 9% советникам и 1% на разработку.

White Paper регулярно переписывают и дополняют, а также переводят на иностранные языки. Изложенная идея должна быть максимально понятна не только инвесторам, но и переводчикам, которые в случае недопонимания могут легко исказить смысл сказанного и оттолкнуть целевую аудиторию.

Есть несколько типичных ошибок, которые при написании документации время от времени допускают даже опытные разработчики. Давайте познакомимся с ними подробнее.

Никто не сомневается в том, что команда очень любит свое детище. Но хвастаться и в каждом предложении превозносить себя и свою идею – это перебор. White Paper – это не флаер и не реклама, а серьезный документ, на основании которого люди принимают ответственные решения.

Если руководители проекта обещают прибыль в 300% ежемесячно уже через пару недель – это серьезный повод отказаться от инвестиций и обходить платформу десятой дорогой. Поправка – если, конечно, это не TON Дурова, но в такие проекта обычных людей редко пускают. Да и обещания там далеко не такие фантастические.

Рекомендуется также обратить пристальное внимание на использованные источники информации. Основой для идеи и, следовательно, создания проекта должны быть серьезные и глубокие исследования, а не статьи и блоги в интернете.

Казалось бы – что сложного в том, чтобы нанять хорошего дизайнера? Идея может быть распрекрасной, но график из «ворда» и несуразная верстка могут испортить впечатление и оттолкнуть людей. Серьезные платформы (и даже многие несерьезные) огромное внимание уделяют визуальному оформлению.

У документа должна быть четкая структура. Описывается идея, мысль развивается и приходит к логическому завершению. Информацию структурируют в тематические блоки, а порядок их появления должен быть продиктован логикой. Кроме того, документ должен легко читаться и быть стилистически внятным.

Мошенники зачастую пользуются обилием доступных проектов на рынке и не напрягают себя написанием оригинальной документации, на которую придется потратить круглую сумму денег. Действительно, зачем это делать, если многие новички не утруждают себя ее прочтением и элементарной проверкой проекта на правдивость?

Эта тактика зачастую срабатывает и на более опытных участниках - многие инвесторы просто не могут себе позволить тратить время на детальное изучение всех подробностей. Зачастую злоумышленники используют шаблонные White Paper, а особо наглые их даже не перерабатывают под свои нужды. В то же время наличие такого документа даже хуже, чем его полное отсутствие – скам легко распознают более опытные участники рынка и разносят дурную молву по сети.

Некоторые создатели «блокчейн-проектов» открыто заявляют в документации, что прибыли не будет и единственная цель их детища – заработать немного денег на доверчивых криптоэнтузиастах. И, что самое поразительное, люди несут в подобные проекты деньги.

Стоит обратить пристальное внимание на фотографии и личности членов команды – информацию, которую чаще всего включают в «белую бумагу». Скамы вместо настоящих фото часто публикуют изображения из фотобанков или даже фотографии знаменитостей. Личность каждого члена команды (в идеале) должна быть подтверждена профилем в профессиональной социальной сети. Часто известные в отрасли советники сами не в курсе, что они «делятся профессиональными навыками» с несколькими десятками скам-платформ одновременно.

White Paper – упрощенная, внятно написанная и приятно оформленная презентация блокчейн-проекта. Документ аргументирует необходимость его появления, обосновывает вектор развития и показывает возможные источники прибыли. Уважающие себя инвесторы обращают пристальное внимание именно на «белую бумагу», поэтому хороший White Paper – залог успешности проекта.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость