Содержание
Начиная с прошлого года футбольные клубы всерьез заинтересовались криптовалютами. В частности, осенью легендарный итальянский клуб «Ювентус» объявил о проведении FTO. По сути, это такой же краудфандинг, как и ICO. Разница только в том, что вместо криптовалют пользователям предлагают приобрести фанатские токены.
Как заявило руководство «Ювентуса», при помощи токенов фанаты получат возможность более тесно сотрудничать с их клубом. Например, они смогут голосовать токенами за важные для команды события или же покупать брендовые вещи. Да и вообще токен «создаст эмоциональную связь между клубом и фанатами».
До «Ювентуса», криптовалютами заинтересовался другой футбольный гигант – французский ПСЖ. Он также решил провести FTO.
«Наши амбиции заключаются в том, чтобы построить крупнейшее футбольное сообщество в мире, как и маркетплейс для футбольных фанатов. Совместно мы хотим продемонстрировать, что блокчейн и криптовалюты – повсеместно распространенная технология, которой можно доверять», – заявлял тогда основатель и генеральный директор ПСЖ Александр Дрейфус.
Оба клуба в выпуске токена сотрудничают с блокчейн-платформой Socios. Вместе с ней они продвигают блокчейн в сфере которая, казалось бы, далека от технологий.
«В спортивной сфере токенизация вполне может быть востребованной и принести конкретную пользу – как фанатам, которые могут таким образом участвовать в распределении прибыли от конкретного игрока или команды, так и для спортивной команды и ее продюсеров – с точки зрения привлечения дополнительного финансирования», – утверждает член Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям Госдумы РФ Александр Беспалов.
Более того, в футболе есть почти все составляющие для удачного внедрения токенизации.
«Плюс отрасли в том, что у нее уже есть самое главное, что нужно для токенизации - сложившееся изначально лояльное комьюнити, спрос, наличие «кумира» - лидера мнений и другие необходимые составляющие успеха любого краудфандинга. При этом вполне понятна и логична возможность монетизации. А блокчейн может помочь организовать здесь необходимую прозрачность всех процессов», – уверен эксперт.
В 2019 году тренд на криптовалюты среди футбольных клубов продолжился, и все больше команд стали присоединяться к криптоиндустрии.
Фан-токены и BTC-символы
В июне криптосообщество удивил португальский футбольный клуб «Бенфика». Он стал первым из крупных европейский клубов, кто начал принимать оплату в криптовалюте.
Для этого команда объединилась с криптовалютной платежной платформой UTRUST. Совместно компании организовали оплату за брендовые вещи клуба в биткоинах, Ethereum и токене проекта UTK.
«Бенфика» объяснила решение тем, что клубу необходимо пересмотреть е-коммерс стратегию и расширить аудиторию. Хотя, количество его фанатов и так превышает 14 млн человек по всему миру.
За «Бенфикой» подтянулся испанский клуб «Атлетико Мадрид». Он также решил провести FTO и раздать своим фанатам токены. Цена футбольной криптовалюты небольшая – всего 2 евро за монету. К тому же, токены можно будет получить бесплатно, играя в игру Token Hunt. Она работает по принципу Pokemon Go. То есть фанатам придется отыскивать токены в самых различных геолокациях.
Как и в случае с ПСЖ и «Ювентусом», токен «Атлетико Мадрид» позволит фанатам голосовать за важные события для клуба, получать скидки и покупать брендовые вещи клуба.
Технической стороной займется блокчейн-проект Chiliz, который стоит за разработкой платформы Socios.
Вслед за «Атлетико» токен для своих фанатов решил выпустить турецкий клуб «Галатасарай». Его функционал, в принципе, такой же, как и у других подобных токенов.
Порой же криптовалюты проникают в прямом смысле на форму футболистов. К примеру, в середине сентября этого года футбольный клуб английской Премьер-лиги «Уотфорд» заявил, что на рукавах игроков клуба теперь будет размещаться логотип биткоина.
Клуб принял такое решение после того, как заключил партнерство с криптовалютной платформой Sportsbet.io. Она продвигает беттинг на блокчейне.
Еще «Уотфорд» заявил, что начнет принимать криптовалюты к оплате. Правда, деталей не уточнил.
В клубе считают, что их криптоинициативы улучшат узнаваемость биткоина и других криптовалют и покажут пользователям преимущества использования монет вместо традиционных денег.
Правда, в подобном эффекте уверены далеко не все.
«Я не думаю, что такие проекты сильно могут повлиять на популярность криптовалют. Токенизация спортивных активов (игроков, команд, компаний) будет скорее просто дополнением к имеющимся активностям и определенной «программой лояльности», чем чем-то, относящимся к криптовалютам. Это разные аудитории, точнее, даже если аудитория может быть и одна, но решаются разные задачи и на разные аспекты ставится акцент», – говорит Александр Беспалов.
В этом случае на руку блокчейну играют больше проекты наподобие Libra и TON.
«На популярность криптовалют большее влияние может оказать запуск проектов Libra от Facebook и TON от Telegram. Хотя и они, по сути, будут достаточно закрытой экосистемой, так что не факт, что сильно повлияют на развитие других криптовалют», – уверен Беспалов.
Криптофутбол
С каждым годом все больше футбольных клубов внедряют блокчейн и элементы криптовалют в свою деятельность. Пускай со стороны подобные инициативы выглядят больше как хайп, но в любом случае они помогают популяризовать технологию.
И учитывая, что почти у всех лидеров футбольной индустрии уже есть свои токены, остальные клубы должны вскоре также присоединиться к этому «криптовалютному» соревнованию.