Закон о цифровых финансовых активах: суть законопроекта и основные положения

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

Закон дает определение понятиям «цифровая валюта» и «цифровой финансовый актив», регламентирует порядок их выпуска, устанавливает требования к выпускающим цифровые активы субъектам и операторам, осуществляющим работу систем учета цифровых активов.

Согласно закону, цифровая валюта признается имуществом. Также фактически устанавливается необходимость подачи налоговой декларации, отражающей сам факт владения криптовалютой и совершенные с ней сделки. Подача таких деклараций будет являться условием судебной защиты.

1 января 2021 года вступил в силу Закон о цифровых финансовых активах

Также Закон о ЦФА предусматривает, что криптовалюту в России можно покупать, выпускать, продавать и совершать с ней иные сделки, но, как и любую другую иностранную валюту, нельзя использовать в качестве платежного средства.

Получите бесплатный видео-курс по трейдингу

Принятие данного закона ? важный шаг в сторону дальнейшей легализации криптовалютной отрасли в России. Но как это будет реализовано на практике и какой статус криптовалюты имеют сегодня? Разбираемся вместе с юристами. ??

Первая статья закона дает несколько ключевых определений, а именно ? цифровой валюте и цифровым финансовым активам. Так, согласно ч.3 ст.1 Закона о ЦФА:

Цифровая валюта — это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных».

О цифровых финансовых активах закон говорит следующее:

“Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы” (ч.2 ст.1 Закона о ЦФА).

Что, согласно закону, является цифровой валютой, а что ? цифровыми финансовыми активами? (Биткоин, например, является цифровой валютой. Но является ли он также цифровым активом?)

Андрей Тугарин
Управляющий партнер юридической компании GMT LEGAL
Задать вопрос
Необходимо понимать, что ЦВ и ЦФА ? не тождественные понятия и соединять их нельзя. Разницу можно увидеть в самой первой статье закона, определяющей цифровую валюту как средство платежа, а цифровые финансовые активы как цифровое право. Примером такого цифрового актива можно считать security tokens.

Закон не дает цифровой валюте определения, позволяющего безболезненно интегрировать ее в гражданский оборот и применять в других федеративных законах. Это в том числе оправдывается тем, что правительство заявляет о необходимости создания отдельного закона, регулирующего только цифровые финансы.

Закон с большего ориентирован на регулирование ЦФА, что прямо следует из его названия.

Галина Карзанова
Практикующий юрист в области международного корпоративного права
Задать вопрос
К цифровым активам можно отнести ряд специализированных криптовалют явно выраженного securities направления, наиболее распространенным примером которых являются стейблкоины. Основное отличие криптовалют вроде биткоина от стейблкоинов или других securities токенов заключается в отсутствии привязки к какому-либо другому активу (например, акциям).
Подробно о стейблкоинах читайте также в нашей статье “Что такое Stablecoin: подробный гид для новичков. ТОП 5 лучших стейблкоинов в 2021 году.

Несмотря на тенденции к легализации криптовалюты, закон запрещает использовать ее в качестве средства платежа, а также устанавливает ряд других ограничений.

Криптовалюта как средство платежа

В соответствии со ст. 14 Закона о ЦФА, российские юридические и физические лица не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, услуги или в качестве оплаты иным образом.

Какова в данном случае была логика законодателя?
Наличие определения цифровой валюты в законе не означает ее легализацию, а при действующем законе государству ничего не мешает запретить оборот абсолютно любой ЦВ территории РФ. Как это будет на деле? Думаю, увидим через несколько лет.

Логика законодателя здесь очень проста: сохранить силу национальной валюты и не допустить падения рубля (как это недавно произошло в Турции с местной лирой), иными словами ? препятствовать mass adoption ЦВ (в том числе необеспеченной) на территории РФ.

При этом государство не отказывается взимать налоги с дохода, полученного от операции с ЦВ. Об этом свидетельствуют поправки, предлагаемые в Налоговый кодекс ? их можно рассматривать как шаг к фактической легализации ЦВ, ведь налог не может взиматься с доходов, полученных нелегально. Однако, сейчас важно понимать, что поправки прошли только первое чтение и пока не вступили в силу.

Распространение информации о криптовалюте и ее реклама

Существенное внимание уделено информационному блоку. Так, закон запрещает распространять информацию об оплате товаров или услуг с помощью цифровой валюты (ч.7 ст 14 Закона о ЦФА).

Может ли Роскомнадзор на основании этой нормы блокировать сайты с рекламой магазинов, принимающих криптовалюту в качестве оплаты, и какая ответственность наступает в случае таких нарушений?
Может. Впрочем, такие прецеденты уже есть. Например, многократная блокировка BestChange.ru.
BestChange — российский сайт-агрегатор данных об обменных пунктах и курсах обмена электронных денег.
Роскомнадзор может. Уже есть немало прецедентов блокировки доменных имен крупных криптоиздательств и криптобирж. Однако, сегодня большинство из них беспрепятственно и успешно разблокированы.

Закон запрещает рекламировать именно возможность купли-продажи товара и/или услуги за ЦВ. Тут можно применить аналогию с требованиями и ограничениями, касающимися рекламы казино на территории РФ: казино запрещены, реклама казино ? соответственно тоже.

Кроме того, Законом о ЦФА внесены изменения в ряд иных законодательных актов. Так, Федеральный закон “О рекламе” дополнен статьей 29.1. “Реклама цифровых финансовых активов”, устанавливающей целый ряд требований.

Например, закон требует идентификации лица, выпускающего цифровые активы; устанавливает обязательство предупреждать инвесторов, что предлагаемые ЦФА являются активами высокого риска; запрещает обещания выплаты дохода по ЦФА и прогнозы роста курсовой стоимости. ??

Подобного рода предупреждения инвесторов о возможных рисках, связанных с покупкой ЦФА ? довольно распространенная за рубежом практика (Швейцария, Франция, США).

Распространяются ли данные требования на информационные ресурсы, содержащие реферальные ссылки для приобретения ЦФА?
Да, распространяются.

Новый закон устанавливает ряд требований к лицам и компаниям, чья деятельность связана с выпуском и оборотом криптовалюты. Контроль исполнения этих предписаний возлагается на Банк России. В его полномочия входит:

  • Ведение реестра операторов информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА (ст. 7 Закона о ЦФА);
  • Определение дополнительных требований к правилам функционирования информационной системы (ст. 7 Закона о ЦФА);
  • Определение дополнительных требований к операторам информационной системы и их сотрудникам (ст. 5 Закона о ЦФА);
  • Определение признаков ЦФА, которые могут быть приобретены только квалифицированными инвесторами (ч. 9 ст. 4 Закона о ЦФА);
  • Определение порядка подтверждения сведений о пользователях информационных систем (ст. 7 Закона о ЦФА);
  • Контроль соблюдения установленных Законом о ЦФА правил и др.

В целом, главный финансовый регулятор обладает множеством полномочий, позволяющих ему полностью контролировать выпуск и оборот любых ЦФА на территории России.

Каковы требования закона к физическим и юридическим лицам, осуществляющим майнинг и каков их правовой статус?
Закон обошел майнинг за милю и пока не представил никаких требований, дозволенностей или ограничений.
Что закон говорит о криптовалютных биржах и каков их правовой статус?
Согласно закону, есть узкий круг субъектов, которые могут заниматься оборотом криптовалют: лицо, выпускающее цифровые финансовые активы; оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов; оператор обмена цифровых финансовых активов.

Криптовалютные биржи пока в этот круг субъектов не входят, что делает их правовой статус достаточно неопределенным.

До сих пор в российском законодательстве отсутствовала квалификация криптовалюты как объекта гражданско-правовых отношений (вещи, имущественные права). Это зачастую приводило к тому, что при разрешении споров суды становились в тупик. Новый закон пытается решить эту проблему, внося изменения в другие законодательные акты. Так, цифровая валюта определяется как имущество:

  • В антиотмывочном законодательстве (ст. 17);
  • В законодательстве о банкротстве (ст. 19);
  • В исполнительном производстве (ст. 21);
  • Антикоррупционном законодательстве (ст. 22).

Вместе с тем, любые требования по цифровой валюте подлежат судебной защите только в случае информирования о факте обладания цифровой валютой и совершения с ней сделок (ч.6. ст. 14). Стоит заметить, что закон при этом не устанавливает какого-либо определенного порядка информирования, а также не объясняет, может ли такое информирование осуществляться в рамках налоговой декларации или иным способом.

Верно, на сегодняшний день существует коллизия. С одной стороны, закон предусмотрел судебную защиту в спорах, связанных с ЦВ, с другой ? ограничил ее получение. Такой подход не просто затрудняет взаимоотношения владеющих криптоактивами граждан и государства, но также противоречит российской конституции, закрепляющей право на судебную защиту каждого гражданина (ст. 46 Конституции РФ).

Вступивший в силу закон в целом не регламентирует вопросы налогообложения. Однако, 17 февраля 2021 г. Госдума РФ в первом чтении приняла правительственный законопроект о налогообложении операций с криптовалютами. Законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» признает криптовалюту имуществом и облагает доходы от операций с ней налогом на прибыль или НДФЛ.

НДФЛ (налог на доходы физических лиц) взимается с физических лиц (ст. 207 НК РФ), а налог на прибыль ? с организаций (ст. 246 НК РФ).

Законопроект предлагает:

  • Обязательство физических и юридических лиц отчитываться налоговым органам о владении криптовалютой, если годовая сумма поступлений или списаний превышает 600 000 RUB. Сумма каждой операции рассчитывается исходя из рыночной цены валюты;
  • Штраф за несвоевременное предоставление или подачу недостоверных сведений об операциях и остатках цифровой валюты (10% от наибольшей из двух сумм ? поступления либо списания);
  • Штраф 50 000 RUB за неуведомление в установленный срок о получении права распоряжаться криптовалютой;
  • Штраф за неуплату или неполную уплату налога от операций с криптовалютой (40% от суммы неуплаченного налога);
  • Право федеральной налоговой службы требовать у банков выписки по счетам физлиц, чьи операции связаны с переводами криптовалюты и имеют признаки возможных нарушений налогового законодательства.

Сам факт владения цифровой валютой не влечет налоговых последствий для физических и юридических лиц, если они не совершают с ними каких-либо операций.

Каков корректный механизм сдачи отчетности и уплаты штрафов и где найти эту информацию?
Понятного механизма сдачи отчётности сегодня нет. Ждем разъяснений от налоговой службы.
За какие периоды держателям криптовалют необходимо сдавать отчетность?
Отчетным периодом является 2021 год, а декларацию необходимо сдать до 30 апреля 2022 года (согласно не вступившим в силу правкам в НК).
Когда будут приняты правки в НК и на какие регулирующие налогообложение законодательные акты стоит ориентироваться сегодня?
Срок принятия закона может достигать от 1 года до 5 лет. Закон о ЦФА, например, принимался с 2018 года и вступил в силу только 1 января 2021 года. Ориентироваться уже можно и стоит на закон о ЦФА.
Подлежит ли налогообложению доход, полученный от продажи NFT-токенов (например, цифровых произведений искусства или объектов виртуальных вселенных) и как принятие закона может повлиять на развитие этого направления криптоиндустрии?
Налогообложению подлежат все доходы, полученные легальным путем в РФ. NFT пока не запрещены, поэтому налог от получения дохода с их продажи должен быть оплачен.
Здесь хотела бы также отметить, что легализация цифровых активов позволяет защищать и законно передавать по наследству NFT-токены, что является положительной новостью для коллекционеров цифрового искусства.
Новый закон отражается на владельцах ЦФА в разрезе появления ограничений, к которым многие из них могут быть не готовы. Результатом может стать отток криптопроектов в иные юрисдикции, где требования регулятора мягче, а адаптироваться к ним можно без существенных трудностей.
Вероятнее всего, вступление в силу данного закона приведет к иммиграции криптобизнеса.

В данной статье мы говорили о вступившем в силу федеральном Законе О ЦФА. Вместе с юристами мы обсудили сильные и слабые стороны закона, дали пояснения относительно отдельных новелл, а также перспектив дальнейшего развития российского законодательства в области цифровой экономики. ?

На сегодняшний день очевидно: ряд вопросов закон оставил без регулирования, а многие из тех, что были затронуты, требуют доработки. Так, закон обошел стороной майнинг и криптовалютные биржи, установил довольно жесткие требования относительно лиц, выпускающих ЦВ и ЦФА, наделил масштабными полномочиями Центральный банк и тд.

Кроме того, закон главным образом нацелен на регулирование цифровых финансовых активов. Что же касается непосредственно криптовалюты, то стоит ждать отдельного законопроекта, нацеленного на ее более углубленное и всестороннее регламентирование.

Автор статьи
Александр Скурчаев
Эксперт в области финансов
Задать вопрос
Эксперт в области финансов. Вице-президент по блокчейн-технологиям НАЦЭ при Государственной Думе РФ. Основатель и СЕО фонда SANZA ASSET MANAGEMENT. В финансовом секторе с 2009 года. Опыт работы на фондовом, фьючерсном, сырьевом, валютном и криптовалютном рынках. Спикер.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость