Токены лояльности от ПСЖ: почему Месси согласился на сделку с криптовалютой

Делитесь и голосуйте:

Лионель Месси, который переходит в ПСЖ, согласился на частичную компенсацию в криптотокенах этого клуба. Новость любопытная, поскольку звезда первой величины соглашается получить бонусы криптовалютой. Вряд ли доля криптозарплаты будет велика, поскольку вся капитализация токена - $52 млн, а Месси заработает за два года $120 млн. Но все-таки не отказался ведь - значит, верит в токены.

Сразу возникает вопрос: как же звезда сможет использовать свое сокровище? Поменяет на биткоины и приобретет кофе в Starbucks, которое за крипту так и не продается, электромобиль Tesla, который тоже не продается, или билет в кинотеатр сети AMC - в следующем году, когда обещают. Или будет с этим токеном добросовестно голосовать за лучшую символику в раздевалке клуба?

Тут все не так просто, поскольку токены ПСЖ - это не совсем то же, что обычные токены. У инновационного стартапа, который обеспечивает свои токены будущими услугами, есть проблема: отсутствие спроса на эти услуги. Ведь никто толком даже не понимает, в чем эти услуги будут заключаться. У футбольного клуба, выпускающего токены, такой проблемы нет. Токен дает болельщику возможность влиять на какие-нибудь решения клуба, сидеть на хорошем месте на стадионе или покупать крутые вещи с символикой клуба. Пользователями токенов, которые выпускают клубы, движут не только рациональные мотивы обогащения, но и симпатия к клубу и желание его поддержать. Они инвестируют не только головой, но и сердцем. Приверженцами клуба люди остаются всю жизнь, и в течение всей жизни болельщики могут хранить токены, вне зависимости от их стоимости. Поэтому Месси выигрывает больше, чем просто несколько каких-нибудь коинов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Стратегия Global IT - автор Леонид Делицын

Инвестируйте в международные IT-компании, которые по мере окончания пандемии и выхода из сложной экономической ситуации, становятся архитекторами новой экономики.

Экономист, академик Валерий Макаров в своей книге "Социальный кластеризм" обращал внимание на то, что обычные валюты универсальны - они одни и те же для всех социальных слоев и сословий. А могло бы быть и не так. Могли бы сосуществовать много видов денег. Например, медикам зарплату платили бы медицинскими рублями, военным - военными, а специалистам по маркетингу в социальных сетях - маркетинговыми. На медицинский рубль можно было бы приобрести услуги, которые оказываются в виде льгот при предъявлении соответствующих документов: скажем, номер на две недели в ведомственном санатории. Если врач не собирается в этот санаторий, то обменяет свой рубль на какой-то другой, а маркетолог заплатит за него на копейку больше, потому что мечтает вывезти семью именно в этот санаторий, и это, в силу сложившихся условий, может оказаться выгоднее, чем в какой-то другой. Иными словами, можно было бы сделать ликвидными услуги, которые распространяются внутри ведомств, ассоциаций или сословий, путем выпуска многих валют. Общество потребляло бы больше благ, которые иначе попросту пропадают. В принципе, криптовалюты и токены могли бы стать инструментами реализации таких идей на практике.

Конечно, сейчас эти примеры выглядят бледно. В прежние времена, когда сословных привилегий было больше, подобная денежка могла бы стать воистину волшебной. Наверное, и сейчас, театры, музеи, парки могли бы найти применение токенам. Но у футбольных клубов болельщиков больше (ФК "Барселона" говорит о 300 млн), и они отправляют свои культы регулярнее. Вероятность, что токен будет ликвидным, гораздо выше.

Болельщик, у которого есть токены лояльности от ПСЖ, как раз и получает доступ к благам, которые простым смертным недоступны. Но иногда обстоятельства складываются так, что воспользоваться своими привилегиями он не может. Если он сможет это право продать при помощи токена, выиграют и продавец, и покупатель, и клуб.

Для Месси в криптотокенах ничего нового нет, он с ними не может не быть знаком. "Барселона", в которой он трудился, выпустила 600 тысяч фан-токенов (Barca Fan Tokens) по $2,25 в июне прошлого года. После резких колебаний курс установился на отметке $6. Всего клуб планирует выпустить 40 млн токенов, то есть потенциальный объем выпуска - около $250 млн. Будущее у токенов футбольных клубов есть. Такие звезды, как Месси, работают реализаторами этого будущего. Конечно, звезде такой величины теоретически бы выпускать и собственные токены. Но кто будет заниматься менеджментом всего хозяйства? Производить майки, сувениры, организовывать мероприятия, решать споры владельцев токенов? Звездам, наверное, тоже выгоднее просто получать токены, а бизнес поручить менеджменту клуба.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость