NFT-токены: каковы перспективы перехода предметов искусства на блокчейн?

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  • Сходство с бумом ICO
  • Искусство окончательно уходит в цифру?
  • Перспективы NFT
  • Где можно покупать и продавать NFT-токены?

Рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT) переживает бурное развитие. К концу 2020 года его совокупная капитализация достигла $338 млн.

Интерес к сектору помимо представителей криптовалютной индустрии проявили предприниматели, политики и творческая элита. Токенизированные твиты, гифки, портреты президентов и музыкальные альбомы в кратчайшие сроки собирают на торгах миллионы долларов. Только в течение 22 февраля пользователи потратили на NFT более $64 млн без учета дорогих лотов.

Даже венчурные инвесторы увидели перспективу в развивающихся NFT-проектах.

Обзор крупнейшей платформы для покупки и продажи NFT-токенов OpenSea.

Эксперты расходятся во мнении касательно потенциала ниши: одни уверены в кратковременном хайпе и считают, что это не более чем «игры умных с богатыми», другие же не сомневаются в грядущих качественных изменениях сектора и его дальнейшем росте.

Поскольку вокруг любой хайповой темы в криптовалютной индустрии собираются любители быстрого заработка, всплеск активности создателей NFT-токенов нередко сравнивают с бумом ICO 2016-2017 годов.

Основатель Credentia Степан Гершуни подчеркивает, что ажиотаж вызван именно спросом на токены, а не интересом к технологии – первый стандарт NFT был представлен еще в сентябре 2017 года.

«Такие вещи как ICO и NFT, как когда-то различные новые альткоины, создают возможность быстро заработать, особо ничего не делая. Возможность за две минуты нарисовать гифку и продать ее за Ethereum схожа с тем, как в 2016 году можно было за неделю создать команду и собрать $100 000 на ICO. Я думаю, что этот хайп пройдет, но это не значит, что сама технология плоха или что она не будет использоваться в дальнейшем», — считает он.

Бизнес удачно нащупал новую нишу применения смарт-контрактов, поскольку гибкость применения NFT огромна, считает директор по исследованиям MixBytes Сергей Прилуцкий.

«Благодаря уникальному идентификатору NFT может хранить структурированную информацию о тонне нефти, об автомобиле, об игровом предмете в MMORPG или о предмете искусства с точностью до последнего бита, без возможности незаметной подмены этой информации и с возможностью организовывать сделки по продаже и передаче NFT между пользователями. Характер блокчейна позволяет владеть NFT и публично, и анонимно, и даже частично. Поэтому и очередной хайп – удачное сочетание предоставляемых контрактами функций и желаний игроков рынка», – объясняет эксперт.

Именно уникальность NFT-токенов порождает повышенный спрос на них, соглашается исследователь консенсус-протоколов Андрей Соболь:

«Спрос возникает подобно тому, как возникает спрос на бейсбольные карточки, подписанные бейсболистом. Они стоят дороже, чем просто бейсбольные карточки. Так же как и гитара, на которой играл Пол Маккартни, дороже, чем просто гитара».

Основатель стейкинг платформы Everstake Сергей Васильчук связывает хайп с особенностями нынешней «экономики ожиданий».

«Чем больше растут ожидания, тем больше они стимулируют людей что-то покупать. Человек слаб, он хочет верить в будущее. Кроме того, человек жадный – он хочет быстро обогатиться, ничего не делая. При таком настроении на рынках растет все – не только NFT, но и проекты, которые давно были заброшены».

Арт-объекты оказались довольно удобными для представления на блокчейне – они публичны и информация об их стоимости тоже должна быть публичной и проверяемой. Из-за высокой стоимости операции с ними довольно редкие по меркам IT – это оправдывает высокие комиссии за транзакции, продолжает Сергей Прилуцкий.

«NFT не смогут заменить художественные произведения, это их «проекция» в цифру, но могут полностью изменить способы приобретения прав, проверку подлинности и характер сделок на рынках художественных произведений», – полагает он.

Цифровые права кажутся основателю Credentia Степану Гершуни наиболее долгосрочным применение NFT-технологии:

«Все права, которые сегодня существуют в виде бумажных договоров, могут быть переведены в цифровую форму. Это не значит, что если это права на продажу какого-либо полнометражного фильма, весь фильм должен быть внутри NFT-токена, но этот токен может подразумевать право показа этого фильма в онлайн-кинотеатре или право использования музыки для чего-то, или тот факт, что я проспонсировал запись альбома конкретной группы».

Переход искусства в цифровую форму неизбежно произойдет, это логичный путь для нового поколения, говорит Сергей Васильчук. Однако он не отрицает, что останутся люди, которые будут ценить классическое искусство.

«Все-таки ситуация, в которой оригинал Моны Лизы не будет нужен никому, довольно странная», – добавляет Андрей Соболь.

Рынок невзаимозаменяемых токенов будет двигаться по кривой хайпа [Hype Cycle], прогнозирует основатель стейкинг-платформы Everstake Сергей Васильчук.

«Сейчас мы находимся в пике ожидания, все знают про NFT. На фоне этого появится множество скам-проектов, куда люди понесут деньги и потеряют их. После этого весь хайп утихнет, но адекватные проекты продолжат развитие, придут серьезные бизнес-модели на NFT-токенах и рынок вернется к продуктивности. Возможно, это случится в течение трех-пяти лет».

В долгосрочной перспективе NFT-токены не смогут работать, если будут существовать только на одном блокчейне, и в принципе не смогут существовать на блокчейне всегда, уверен основатель Credentia Степан Гершуни.

«Если мы говорим про права на музыку, то в мире существуют десятки миллионов песен и их число постоянно растет. Понятно, что ни один блокчейн даже самый производительный этого никогда не выдержит. Соответственно NFT-токены должны стать офчейн, на блокчейне они должны быть только для торговли, обмена или презентации».

По мнению Гершуни, в нынешнем виде NFT-токены на блокчейне Ethereum являются классным экспериментом, но в дальнейшем им потребуются новые уровни, чтобы стать массовой индустрией.

Для примера эксперт назвал технологию децентрализованных идентификаторов [DID] и подтвержденных учетных данных [Verifiable Credential], которые, по его словам, качественно дополнят функцию NFT.

«Если у меня есть DID-документ, который я полностью контролирую, к нему может быть привязано неограниченное количество разных блокчейнов, на них может лежать неограниченное количество разных NFT-токенов. Также эти NFT-документы могут быть в виде VC. То есть мой договор, например, с художником дает мне право на использование картины», – объяснил эксперт.

По его мнению, такая система будет наиболее масштабируемой – не сломается от того, что цена газа увеличится, и не залочит пользователей в одном конкретном блокчейне. Она сможет гарантировать владельцам NFT-токенов приватность, доказуемость и неизменность информации:

«Цифровой документ может представлять собой объект искусства, авторское или другое право, и я смогу кому угодно доказать криптографически, что это действительно принадлежит мне с использованием разных технологий, и на блокчейне, и напрямую, peer-to-peer», – добавил Гершуни.

Исследователь консенсус-протоколов Андрей Соболь в числе перспективных направлений для сегмента называет реализацию идеи с коллективным владением NFT.

NFT – это любые виды объектов, на которые можно предъявить цифровые права, поэтому в том или ином виде рынок NFT не исчезнет, но, вероятно, сильно трансформируется, полагает директор по исследованиям MixBytes Сергей Прилуцкий. Эксперт сомневается, что интерес к арт-объектам будет продолжительным, но надеется, что за это время сформируется пусть небольшой, но ценный рынок таких объектов, поскольку публичные блокчейны для этих задач выглядят весьма привлекательно.

«Я считаю, что самый большой потенциал роста у NFT в игровой и развлекательной индустриях, кино, где NFT используются для создания внутриигровых экономик и обращения цифровых прав. А арт-тематика, как и в реальной жизни, будет занимать небольшую, но дорогую экономическую нишу для состоятельных людей, близких современному искусству», – говорит Прилуцкий.

Более категорично по отношению к NFT-токенам настроен основатель Garantex и CEO Indefieco Сергей Менделеев.

«Да чушь это все несусветная, не имеющее отношения ни к криптовалютам, ни к искусству. Когда в руки дебилов и школьников попадают шальные миллионы (а общий рост капитализации криптовалют, в особенности DeFi-сегмента, привел именно к этому), они начинают тратить эти деньги так же бездумно, как победители лотерей, и с тем же, заметьте, результатом».

Менделеев подчеркнул, что в списке Forbes нет ни одного человека, который бы начал свою карьеру с крупной победы в лотерее. Несмотря на то, что за последнюю сотню лет таких людей были десятки тысяч во всем мире, все они закончили свою жизнь в нищете, добавил он.

«То же самое происходит и с криптовалютами. Не имеет значения, сколько денег вы заработали на росте тех или иных токенов, – пусть даже десятки миллионов долларов. Если вы не умеете ими управлять, вы останетесь нищими. Деньги всегда перетекают от богатых к умным, это закон природы, который не остановить».

Он напомнил, что ажиотаж вокруг CryptoKitties в 2017 году «заставлял заработавших шальные деньги массово скупать никому не нужных виртуальных котят» за сотни тысяч долларов. Сейчас на базе той же технологии наиболее предприимчивые начали «оцифровывать» предметы современного искусства и разгонять хайп, добавил эксперт.

«Тупые, но удачливые проныры поддались искушению и ринулись скупать никому не нужные токены. Деньги опять перетекут от богатых к умным. Природа придет в равновесие. Развитие своих блокчейнов, стейблкоинов Binance или OKEx гораздо перспективнее и интереснее, чем сиюминутный хайп на какой-то чуши», – резюмировал Сергей Менделеев.

OpenSea – это крупнейшая торговая онлайн-площадка для размещения цифровых предметов коллекционирования и других редких электронных активов. На OPENSEA вы можете покупать и продавать невзаимозаменяемые токены (NFT), в том числе стандарта ERC721 и ERC1155, а также открывать для себя различные цифровые товары.

Официальный сайт платформы OpenSea https://opensea.io

Платформа OpenSea была основана в ноябре 2017 года, и на сегодняшний день она является крупнейшей торговой площадкой для покупки и продажи цифровых предметов коллекционирования и других редких активов. Платформа предлагает более 300 типов активов и более 10 000 000 наименований.

Благодаря OpenSea, вы можете покупать, участвовать в аукционах и открывать для себя цифровые предметы коллекционирования и другие активы, такие как доменные имена и специальные NFT для участников.

Подробное руководство по работе с платформой OpenSea смотрите здесь.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость