За спиной двенадцатичасовой перелёт Москва-Майами, и вот передо мной Miami Beach Convention Center.

Я на Арт-Базель Майами!

Ольга Дворецкая  (CSHP CLUB, 19W)
Самое крупное событие в мире искусства состоялось с 6 по 9 декабря в городе Майами, штат Флорида (США).

В нем приняли участие более двухста всемирно известных галерей и четыре тысячи художников, представивших картины, инсталляции, цифровое искусство.

Картина "Digital Freedom", собственность автора, продана в Майами на вечеринке за 500 долларов.

художник CHris.Om
Как человеку, который уже год развивает направление, связанное с искусством и технологиями, мне было важно разобраться, насколько блокчейн популярен среди арт-элиты.

Едва я миновала вход, мой взгляд приковали огромные полотна Марка Ротко и Пикассо.

Они представлены галерей Helly Namad из NYC, в коллекции которой около пятидесяти всемирно известных художников, работы которых стоят от $1 000 000

Картина: Марк Ротко
Увы, представители этой галереи про токенизацию ничего не слышали и биткоины за картины не берут.

Собственно, в этом вопросе можно закругляться… Всем тем, кто собирается токенизировать шедевры, я пожелаю удачи в этом нелёгком деле.

Продажи в известных галереях идут хорошо и без всякого блокчейна и криптовалют, имена покупателей, как правило, держат в секрете.

Процесс покупки и владения предметом искусством стоимостью в десятки миллионов долларов имеет свои особенности, и пока ни технология, ни цифровое право не обладают достаточными преимуществами, чтобы сделать предложение крупным и именитым арт-игрокам.

Поэтому отправляемся дальше, к современным художникам.

Замечу, что вокруг Арт-Базеля сформировалось достаточно большое сообщество биткоин-энтузиастов и блокчейн-активистов.

В чате, посвящённом блокчейн-комьюнити на Базеле, куда меня добавили, из Москвы я одна.

Остальные двести человек из разных стран, преимущественно из США.

Здесь и глава блокчейн-сообщества кремниевой долины, и знаменитые блокчейн-художники из Майами, и инвесторы, и молодые предприниматели и юристы – все, кто увлекается искусством и технологиями.
В VIP-зоне UBS я встретила очаровательного молодого человека, который c радостью отметил слово «крипто» у меня на визитке и гордился знакомством с Бруком Пирсом.

На самых модных и закрытых вечеринках арт-недели душевно зажигал глава HORSHO Har Tej.
На основной выставке я нашла галерею Nagel Draxler из Берлина, где были представлены две картины художницы Кристин Ванг (CHRISTINE WANG) по криптотематике.

На дополнительных площадках в районе WinWood и Nikki Beach проходили выставки художников, чьи работы связаны с блокчейном.

Картина CHRISTINE WANG
В рамках VIP-программы проекта SCOPE состоялась панельная дискуссия об использовании блокчейна в банковском секторе и арт-бизнесе при поддержке Mastercard.

На основной площадке также обсуждали взаимосвязь технологий и искусства.
К началу превью знаменитых арт-выставок и ярмарок слетаются миллиардеры и миллионеры со всего мира, в аэропортах приземляется рекордное количество частных бортов, фойе отелей кишит знаменитостями и расписными ламборгини.

Знакомые с арт-рынком блокчейн-предприниматели и художники понимают, что рекордное скопление обладателей миллионов в одном месте даст возможность расширить свою аудиторию.

Так, больше всего запомнился проект SWARM, который поддержал несколько выставок и как раз незадолго до Арт-Базеля выпустил арт-токен ТАТ.
Токенизацию искусства активно обсуждают.

Возможно, уже скоро, благодаря таким небольшим успехам в соединении мира бизнеса, технологий и искусства, родится решение, которое откроет новое направление взаимодействие покупателя, художника и галереи.
Однако сейчас наибольшую выгоду рынок блокчейна предлагает молодым художникам.

С одной стороны, неискушённые в искусстве участники блокчейн-рынка покупают ещё совсем не знаменитых авторов за большие деньги, расплачиваясь биткоинами.

Но с другой, художник получает свою аудиторию и спрос – а значит и ликвидность.

«Крипто-миллиардеры» не особо признаны в элите арт-сообщества, но, тем не менее, прикоснуться к «своему» искусству хотят.

Именно поэтому зачастую работы современных авторов с изображением вожделенного HODL с лёгкостью улетают с аукционов.

Картина CHRISTINE WANG
Некоторым молодым художникам, работающим в сфере искусства и технологий, популярность блокчейна дала шанс к стремительной карьере.

Так, ещё недавно известный лишь в узких кругах Мэтт Холл (Matt Hall), сооснователь нью-йоркского Cryptopunks, вместе с художником из Берлина Хармом ван ден Дорпелем участвует в дискуссионных программах Арт-Базеля, посвящённых блокчейну, обсуждая токенизацию искусства с представителями Christie’s и Deloitte.

И это в то время, когда многие другие художники, избравшие традиционный путь к славе, даже и мечтать о таком не могут.
Для меня это стало очевидным благодаря проекту CryptoShark #1-8, ставшему широко известным в рекордно короткие сроки.

Всего за год были проданы шесть из восьми картин – еще одна была подарена и одна не продаётся.
В свою очередь мы в CSHP CLUB тоже готовим эксперимент с токенизацией картины.

Для меня это прежде всего долевое участие в прибыли от продажи работы, где основной «пакет» токенов принадлежит галерее (площадке) которая занимается взращиванием цены картины до того уровня, на котором решает продать ее.

Но, тем не менее, владельцы токенов могут перекупить картину полностью либо спекулировать своими активами на бирже, пока картина ищет покупателя.
Подобные эксперименты, я считаю, нужно начинать проводить с закрытых комьюнити.

Сейчас на рынке более десятка известных приложений и платформ по токенизации, но всерьёз арт-рынком пока ещё не воспринята не одна из них.

Что же касается популярности темы блокчейна, пока выигрывают только художники и галереи, которым удалось быстро сделать карьеру и поднять продажи во много раз.

Посмотрим, как будут развиваться события.

Инсталляция: Jeff Koons