Как блокчейн может изменить индустрию развлечений

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. Ситуация с созданием и потреблением контента
  2. Права на цифровой контент
  3. Материальные носители
  4. Игры

Санни Диллон, партнер калифорнийского венчурного фонда Signia Venture Partners, о том, чем новая технология поможет отрасли с долгой историей.

Несмотря на то что блокчейн-технологии пока далеки от массового внедрения, они меняют самые разные аспекты жизни людей. В числе прочих есть одна отрасль, где перемены напрашиваются — это индустрия развлечений.

В этой области проблема привратника (ситуация, в которой пользователь получает доступ не ко всему массиву вариантов, а к предварительно кем-то отобранному множеству) стоит особенно остро: до недавних пор опубликовать музыкальную запись, не заключив контракт с крупным лейблом, а уж тем более распространять ее и зарабатывать на ней деньги, было практически невозможно. То же касается кино и телевидения: без студий и производственных компаний было невозможно произвести фильм, а без кинотеатров и телеканалов — его показать.

Сегодня интернет демократизировал создание и распространение развлекательного контента, и авторам уже не обязательно заключать союз с Interscope или Disney, зато появилось новое поколение посредников — это платформы потребления музыки и видео. YouTube (1,5 млрд пользователей), SoundCloud (175 млн), Spotify (140 млн) и Netflix (110 млн) контролируют пользовательское потребление по всему миру и выступают в роли новых дистрибьюторов, собирающих доходы от подписки и рекламы и распределяющих их среди творцов.

Как блокчейн увеличит прибыль корпораций

Эта ситуация оказалась выгодна крупнейшим студиям и платформам потокового воспроизведения контента и привела к спорам вокруг размера выплат авторам. В качестве примера можно вспомнить конфликт между Тейлор Свифт и Apple Music и Spotify. Разочаровываясь в крупных платформах, исполнители ищут новые варианты. И здесь на сцену выходит блокчейн.

Блокчейн — это цифровая общедоступная база данных, в которую постоянно записываются все новые транзакции. Он позволяет хранить шифрованные записи о собственности, а также выполнять смарт-контракты, то есть автоматически и принудительно производить обмен ценностями без посредника. Сегодня мы наблюдаем несколько попыток создать бизнес, имеющий отношение к развлечениям и СМИ на базе блокчейна — эта технология может разрешить проблемы, связанные с доступом к контенту, с управлением активами и цифровыми правами, а также с финансированием развлекательных проектов.

Британская певица Имоджен Хип впервые опубликовала песню с помощью блокчейна Ethereum

Одна из крупных проблем, связанных с потреблением контента, это микроплатежи. Да, есть платформы вроде Patreon, помогающие авторам получать деньги от поклонников, но это все равно посредники, а использование криптовалют позволяет полностью устранить любых посредников и сократить транзакционные издержки, тем самым высвобождая большую часть стоимости продукта для оплаты работы автора.

Лауреат премии «Грэмми» британская певица Имоджен Хип очень интересуется блокчейном, и недавно она заключила партнерство с компанией Ujo, продвигающей площадку для независимого распространения и оплаты музыки — вместе они впервые опубликовали песню с помощью блокчейна Ethereum. Ethereum — это платформа для заключения смарт-контрактов, с помощью которых Хип может полностью контролировать, куда и как пойдут деньги от продажи трека (лицензии могут быть разные: на загрузку, потоковое воспроизведение или использование в видеопродукции).

2017: Год, когда блокчейн стал искусством и шуткой

Для распределения платежей нужны инструменты, и их создает Stem, надеясь сделать свою платформу популярной среди авторов. Здесь есть возможность публиковать контент, управлять контрактами и проводить транзакции через единый интерфейс. Да, сегодня микроплатежи за потребление контента не распространены, но, если снизить транзакционные издержки и обеспечить надежный учет данных о продажах и потреблении, возможно, эта бизнес-модель могла бы заработать, обеспечивая доходом художников, писателей и кинематографистов.

Блокчейн гарантирует, что автор получит вознаграждение за свою работу

Кроме того, у блокчейна большие перспективы в области управления цифровыми правами. История создания и продажи контента идет рука об руку с борьбой за собственность на права — от первого британского закона об авторском праве 1709 года до Napster и BitTorrent в недавнем прошлом.

И блокчейн, с его денцентрализацией и неизменностью записи — это удачный инструмент для решения проблемы. Крупные игроки уже это заметили: компания Spotify, которой в прошлом году пришлось урегулировать судебный процесс в связи с невыплатой авторских отчислений, недавно приобрела стартап Mediachain, разрабатывающий решение для управления авторскими правами. В Mediachain решили объединить блокчейн и технологию автоматической идентификации контента для создания «универсальной медиабиблиотеки», в которой по части содержимого можно будет идентифицировать его автора и название.

А что же будет с предметами искусства и другими материальными носителями, связанными с индустрией развлечений, — сувенирами, билетами на мероприятия и памятными вещами знаменитостей?

Вспомним, что только месяц назад картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» вдвое перекрыла предыдущий рекорд продажи произведения искусства (она была куплена за 450 млн долларов), а средняя стоимость билета на 51-ый Супербоул составила почти $5000. Здесь наблюдается аналог известного «эффекта суперзвезды», который заключается в том, что лучшие исполнители собирают непропорционально большую часть денег из-за широкого охвата; в данном же случае на некоторые предметы (или билеты) претендует так много людей, что из-за дефицита цена взлетает до небес.

У блокчейна большой потенциал в области контроля за подлинностью произведений — в нем можно отслеживать перемещение произведения искусства от владельца к владельцу, а сам предмет может быть снабжен идентифицирующей меткой — NFC, QR-кодом или RFID-тегом.

Шанхайский стартап VeChain уже работает в этом направлении — они занимаются дорогими сумками, но можно представить себе применение тех же методов к памятным вещам знаменитостей. В Великобритании компания BitTicket запустила блокчейн-платформу по продаже билетов на публичные мероприятия с целью снижения возможностей для спекуляции билетами, и у них уже есть конкуренты, Aventus и TicketChain.

Компания Everledger, уже внедрившая блокчейн для отслеживания подлинности алмазов, теперь переключается на мир изобразительного искусства для борьбы с возможным мошенничеством, и это понятно — вряд ли саудовскому принцу, купившему «Спасителя мира», было бы приятно выяснить, что он стал владельцем самой дорогой в мире подделки.

Теперь, после появления игры CryptoKitties, реализованной на базе блокчейна, невозможно не поговорить об использовании этой технологии в игровой индустрии. Игра была выпущена 28 ноября, и к настоящему моменту на котят потрачено более 6,3 млн долларов, а нагрузка, создаваемая игрой, перегружает сеть Ethereum — количество же котят измеряется шестизначными цифрами. Вот нам наглядная иллюстрация криптовалютного пузыря и проблемы масштабирования блокчейна — по словам их директора по маркетингу, «это сатира на рынок ICO».

Как бы там ни было, это, тем не менее, первая заметная игра на блокчейне. В отличие от Neopets, в CryptoKitties не используется централизованная база данных. Хотя разработчики, компания AxiomZen, берет процент с каждой игровой транзакции, если завтра они исчезнут, котята все равно будут продаваться.

Можно не сомневаться: успех CryptoKitties привлечет внимание к разработке игр на блокчейне и обеспечит приток финансирования в эту область, и от этого выиграют все остальные проекты. В качестве примера можно упомянуть Game Protocol — эта компания создала протокол, охватывающий всю экономику компьютерных игр, включая распределенный магазин, сообщество разработчиков, а также инструменты для создания игр и платформу для краудфандинга, причем все, начиная от ставок на спортивные события и заканчивая карточными играми, построено вокруг блокчейна. Недавно компания провела ICO.

Резюмируя, можно сказать, что блокчейн предлагает массу интересных решений для давно назревших проблем индустрии развлечений.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость