История Ethereum в 5 диаграммах

Содержание статьи:

В честь 5-летия Ethereum, через призму ключевых фактов рассматриваем историю первого блокчейна общего назначения, который проложил путь для совершенно нового варианта использования криптовалютных технологий.

Не прошло и года после запуска Ethereum, как это знаковое событие разделило сообщество на две части.

Разногласия по поводу будущего сети были настолько острыми внутри сообщества, что это привело к созданию новой криптовалюты под названием «Ethereum Classic», полученной в результате форка исходной кодовой базы Ethereum.

Цена и обновления протокола Ethereum. Источник: CoinDesk Research

Ethereum Classic (ETC) был создан 20 июля 2016 года, после того как у пользователей dapp, известного как The DAO, был украден эфир (ETH) на 60 миллионов долларов, нативная криптовалюта сети Ethereum. В то время DAO был единственным в своем роде проектом, в котором пользователи могли использовать свои средства в качестве голосов за проекты, в которые будут вложены деньги. Видение DAO (до взлома и кражи значительной части средств) состояло в том, чтобы быть венчурным фондом, управляемым инвесторами.

После нескольких недель обсуждений разработчики Ethereum пришли к общему мнению, что им следует повернуть время вспять — откатить транзакции до момента взлома DAO и восстановить потерянные ETH пользователей. Изменения могут быть реализованы только через обновление всей сети, также называемое хардфорком. Те, кто выступал против изменений, выступали за сохранение целостности истории транзакций и остатков первоначального блокчейна — взломанных фондов и всего остального.

Итак, 20 июля 2016 года, когда было выполнено обновление для восстановления пользовательских средств, блокчейн Ethereum разделился на две части. Часть сообщества, которая сохранила исходный журнал транзакций и балансов от взлома DAO и не обновила программное обеспечение, создала параллельную сеть Ethereum Classic.

Со времени раскола сеть Ethereum разветвлялась хардфорками еще семь раз, хотя ни одно из этих последующих обновлений не достигло такого же уровня противоречий, как «Форк DAO» 2016 года.

Первой игрой на Ethereum, получившей реальную популярность среди пользователей, стала коллекционная игра, известная как CryptoKitties. Запущенные в ноябре 2017 года, «цифровые кошки» стали настолько популярными, что их освещали новостные агентства по всему миру, включая The Financial Post, BBC и The New York Times.

В разгар своей популярности, токенизированные на Ethereum кошки продавались за 200'000 долларов. Тем не менее, наплыв пользователей и большой объем транзакций из-за завирусившегося явления заполнили блокчейн Ethereum до беспрецедентного уровня.

Стоимость транзакций в сети Ethereum. Источник: CoinDesk Research

К декабрю 2017 года в мемпуле (на ожидании подтверждения) накопилось 30'000 транзакций, что означает, что пользователям приходилось ждать дни, чтобы подтвердить отправку ETH.

Разработчики CryptoKitties поспешили помочь остановить волну новых пользователей за счет увеличения платы за игру. Вскоре после запуска CryptoKitties, Ethereum увидел самый высокий уровень ежедневных комиссий за транзакции в своей истории, 10 января 2018 года. В этот день майнеры Ethereum собрали более 4,5 миллионов долларов комиссионных. В том же месяце CryptoKitties достигла 250'000 зарегистрированных пользователей.

Во многих отношениях массовое увлечение CryptoKitties стало грубым напоминанием разработчикам Ethereum о технических ограничениях платформы. Как Ethereum мог стать мировым компьютером, когда одного вирусного приложения было достаточно, чтобы практически заблокировать сеть транзакциями?

Если бы разработчики хотели серьезно относиться к подключению не тысяч, а миллионов пользователей децентрализованных приложений (dapps), им нужно было бы разработать конкретный план по увеличению пропускной способности.

Потребность в Ethereum 2.0 и его ожидаемые преимущества для эффективности сети, а также масштабируемости только усилились с момента увлечения CryptoKitties в 2017 году. Популярность первоначальных предложений монет (ICO) — краудфандинг на ранних стадиях развития криптовалютного проекта — достигла своего пика по объему привлеченных средств в 2018 году.

В том же году с помощью ICO было собрано более 7,8 млрд. долларов США. Согласно ICObench, более 80% всех ICO используют блокчейн Ethereum для выпуска своих токенов и их распределения среди инвесторов.

Объем средств ICO и DeFi на Ethereum по проектам. Источник: CoinDesk Research

Тенденции, такие как бум ICO в 2018 году, указывают на то, как технология блокчейна может быть задействована в большем количестве способов, чем просто одноранговая электронная платежная сеть. Ethereum, как первая в мире блокчейн-платформа общего назначения, стала центральным узлом, где разработчики приложений собираются для создания любых типов сценариев использования блокчейна, будь то игра или финансы.

В результате, несмотря на технические ограничения платформы, активность разработчиков на Ethereum продолжает расти. Последней тенденцией, доминирующей над трафиком пользователей и объемом транзакций в Ethereum, является децентрализованное финансирование (DeFi).

Движение DeFi, в настоящее время охватывающее Ethereum, состоит из децентрализованных приложений (dapps), созданных по образцу традиционных финансовых операционных схем, таких как кредитные услуги, биржи и рынки деривативов. По состоянию на 29 июля 2020 года пользователи заблокировали (используют) в различных DeFi-протоколах активы общей стоимостью $3,68 млрд.

Ethereum с самого позиционировался как «мировой компьютер», на котором можно свободно создавать и развертывать децентрализованные приложения (dapps) и ресурсы любого рода.

С этой целью разработчики Ethereum первыми внедрили новую технологию в появляющемся пространстве блокчейна, которая называется «смарт-контракты». Новый язык программирования под названием Solidity был изобретен для помощи разрработчикам, желающим использовать Ethereum. Для обеспечения совместимости между различными сетевыми приложениями в сети были разработаны общие структуры, такие как стандарты токенов ERC-20 и ERC-721.

Эти нововведения проложили путь к появлению других блокчейн-платформ общего назначения с момента рождения Ethereum в 2015 году. EOS, Stellar, Tezos и Tron - четыре криптовалюты из топ-15 по капитализации, которые также поддерживают создание и развертывание децентрализованных приложений (dapps). Несмотря на рост числа альтернативных dapp-платформ, Ethereum остается самым популярным блокчейном общего назначения как с точки зрения количества пользователей, так и с точки зрения приложений, как видно на диаграмме ниже.

Количество dapps по платформам. Источник: CoinDesk Research

Однако Ethereum еще не реализовал свое изначальное видение в полном масштабе. Разработчики убеждены, что существующая инфраструктура блокчейна совершенно не в состоянии справиться с потоком миллионов, если не миллиардов пользователей по всему миру.

Это проблема всегда маячила перед основателями Ethereum, в том числе Виталиком Бутериным. Спустя пять лет после выпуска своего творения, Бутерин и другие разработали карту развития проекта (роадмап) под названием «Eth 2.0», чтобы довести разработку Ethereum до конца. Переход сети к формации Ethereum 2.0, которая позволит масштабиировать существующий блокчейн, ожидается уже в этом году.

Дорожная карта Ethereum 2.0 почти столь же амбициозна, как и оригинальная, которая привела к появлению первых децентрализованных приложений (dapps). Пока ожидается переход на принципиально новый виток развития, важной частью понимания пятилетней истории Ethereum является изучение многих итераций, которые Ethereum 2.0 пережил за годы своего планирования.

Изначально Ethereum 2.0 в 2015 году считался финальной фазой разработки проекта и назывался «Serenity». Предполагалось, что Serenity будет развернута через 16 месяцев после первоначального запуска сети (который должен был состояться в ноябре 2016 года). Ожидалось, что Ethereum с обновлением перейдет от использования вычислительно-интенсивного процесса производства блоков сети, унаследованного от Биткоина, известного как «майнинг», к более энергоэффективному процессу валидации.

С этой целью разработчики создали так называемую «бомбу сложности», чтобы медленно, но верно поощрять этот переход от майнинга. Бомба, которая была активирована 14 марта 2016 года, повысила уровень сложности обработки сети для майнеров, чтобы найти блок Ethereum. Этот график, по которому эта бомба замедляет производство блоков, был скорректирован три раза в течение последних пяти лет, так как разработчики пересмотрели планы по запуску Ethereum 2.0.

Количество ETH (желтый — выпускаемых, черный — в обращении) и ключевые изменения Ethereum. Источник: CoinDesk Research

Самая последняя задержка для бомбы сложности произошла 2 января 2020 года. Это может быть последний раз, когда бомба сложности была сдвинута назад, поскольку предварительные оценки некоторых разработчиков предполагают, что переход к Ethereum 2.0 может официально начаться где-то в этом году и заменить существующие сеть к концу следующего года.

Читайте по теме: Почему ETH 2.0 будет лучше Ethereum, и чем опасен переход

Хотя пока неизвестно, какие новые технологии и стандарты, а также практики применения блокчейна будут внедрены в результате перехода на Ethereum 2.0, но оглядываясь на первые пять лет развития сети, можно сказать, что результаты могут быть впечатляющими.

Государство и общество