Что такое STO (Security Token Offering)? Чем STO отличается от ICO?

Делитесь и голосуйте:

Поскольку отношение регуляторов к токенам и ICO в последние годы становится все более пристальным и строгим, привлечение инвестиций посредством Security Token Offering (STO) является логичным следующим шагом для индустрии в целом и определяет вектор ее развития в сторону более цивилизованного и прозрачного рынка. Аналитический отдел компании Zichain рассмотрел особенности нового инструмента и выяснил, что стоит на пути его массового внедрения на рынок.

Security Token Offering предполагает выпуск цифровых активов в полном соответствии с требованиями законодательства о ценных бумагах, но означает ли это, что он во всех отношениях лучше, чем Initial Coin Offering (ICO)? Ответ не так однозначен, как может показаться на первый взгляд.

С одной стороны, новый инструмент обладает рядом ключевых преимуществ, обеспечивая более высокую степень защиты прав инвесторов и одновременно с этим — снижение регулятивных рисков для эмитентов. С другой стороны, он сопряжен с гораздо более высокими издержками для эмитента, поскольку STO является разновидностью частного размещения ценных бумаг, в то время как ICO — по сути лишь один из видов краудфандинга. STO также нацелены на другую аудиторию, поскольку участвовать в подобных размещениях могут исключительно профессиональные инвесторы. Таким образом, STO и ICO — это скорее два разных механизма привлечения инвестиций, предназначенные для разных ситуаций.

Рынок ICO пережил настоящий бум в 2017 году, но растерял былой динамизм во второй половине 2018 года. Так, общий объем привлеченных через ICO инвестиций составил более $17 млрд в первом полугодии, но лишь около $5 млрд в июле-ноябре. Однако, даже если STO будут доминировать на рынке в последующие годы, ICO как модель финансирования вряд ли исчезнет полностью. Из-за высоких издержек STO подойдут в первую очередь компаниям из B2B-сферы и стартапам на более поздних этапах развития (раунд А и далее).

В ближайшем будущем ICO, вероятно, по-прежнему будут использоваться проектами на стадиях pre-seed и seed, а также компаниями с лояльным комьюнити, которые скорее рассчитывают на инвестиции со стороны своей пользовательской базы, нежели от институциональных инвесторов. Если же рынок достигнет той стадии развития, на которой появятся STO-агрегаторы и пакетные предложения по организации подобных размещений, они вероятно станут популярными даже среди небольших компаний и стартапов на ранних этапах привлечения инвестиций.

Каким же образом будет осуществляться процедура выпуска Security Token и что для этого потребуется? Во-первых, эмитенту необходимо разобраться в деталях законодательства и регулятивных требований в выбранной юрисдикции. Например, если выпуск токена планируется на рынке США, но эмитент ничего не понимает в нормативной базе SEC и не в состоянии отличить Regulation S от Regulation A или Правила 506(b), ему просто необходимо обратиться за помощью к высококвалифицированному юристу и консультанту по размещению ценных бумаг. Выбор между перечисленными выше исключениями из требования о регистрации ценных бумаг будет определять его юридические обязанности и, следовательно, ляжет в основу стратегии привлечения инвестиций.

Во-вторых, эмитенты должны быть готовы к гораздо более высоким расходам на юридические услуги и compliance. Процедура KYC/AML при таком типе размещения будет состоять из нескольких этапов. Дело в том, что ни одна аккредитованная биржа не сможет отказаться от проведения процедуры KYC/AML, но в то же время требования по due diligence возложены и на эмитента. Например, SEC требует, чтобы каждый инвестор был проверен на соответствие статусу “аккредитованного инвестора”. Подобная сложная процедура неприятно удивит тех, кто привык к беззаботному подходу эпохи бума ICO.

Наконец, не следует забывать, что для STO потребуется иная маркетинговая стратегия нежели та, что используется для продвижения ICO. Последние близки к краудфандингу и опираются на построение комьюнити и активность в социальных сетях. В STO смогут принять участие лишь профессиональные инвесторы — это гораздо более искушенная аудитория, которую сложнее впечатлить. Продвижение продукта и бизнес-модели в среде профессиональных инвесторов потребует гораздо больших усилий и крупного маркетингового бюджета.

Будущее повсеместное внедрение модели STO кажется предопределенным, однако на этом пути еще может возникнуть ряд препятствий. Многое будет зависеть от действий регуляторов и их одобрения новой схемы привлечения инвестиций. В настоящее время Комиссия по ценным бумагам и биржам лидирует в сфере регулирования цифровых активов — не вызывает сомнений, что большинство национальных регуляторов в ближайшие месяцы будут эмулировать политику SEC по основным вопросам в этой области.

Еще одна остро стоящая проблема — это уровень ликвидности на зарождающемся рынке STO. Пока существует лишь небольшое число лицензированных торговых площадок, допускающих листинг подобных инструментов. Развитие рыночной инфраструктуры, поддерживающей более высокий уровень ликвидности, может занять продолжительное время. Но, конечно, это в какой-то мере зависит и от угла зрения — например, токены менее ликвидны, чем традиционные ценные бумаги, но при этом значительно превосходят в этом отношении венчурные инвестиции. Логично ожидать, что венчурные фонды будут среди первых адептов STO — причем как в качестве инвесторов, так и в качестве эмитентов (токенизация портфеля — уже весьма распространенная практика).

Возможно, еще слишком рано говорить о том, смогут ли новые токены произвести революцию в области привлечения инвестиций. Один из ключевых индикаторов, на который следует обратить внимание — это количество компаний, не относящихся к блокчейн-индустрии, которые выпустят токены в ближайшие несколько лет. STO может стать привлекательным инструментом для представителей среднего бизнеса, которые не в состоянии нести издержки, связанные с традиционным частным размещением ценных бумаг. Если это произойдет, можно будет с уверенностью заявить: STO — это всерьез и надолго.

STO вызывает живой интерес у большинства представителей индустрии, инструмент становился центральной темой обсуждения на целом ряде ключевых мероприятий на протяжении этого года, но складывается впечатление, что единое видение того, как именно должны функционировать подобные токены, еще не сформировалось. На то, чтобы возникло какое-то подобие рыночного стандарта STO, потребуется еще как минимум год. Массовое внедрение нового инструмента потребует согласованных усилий со стороны регуляторов и институциональных инвесторов — при этом недавнее падение рынка криптовалют может замедлить этот процесс. STO — это действительно будущее блокчейн-индустрии, вопрос лишь в том, наступит ли оно уже в 2019 или только в 2020 году.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость