Блокчейн-утопия: Как с нуля построить город в пустыне

Делитесь и голосуйте:

«Это будет либо самый удивительный прорыв, либо самая зрелищная катастрофа в истории человечества».

Огромный участок земли в пустыне Невада, превышающий по площади расположенный поблизости город Рино, остается предметом пересудов и сплетен с момента, когда неизвестная компания Blockchains L.L.C. купила его за 170 млн долларов ранее в этом году.

Владелец компании, 56-летний адвокат и криптовалютный миллионер Джеффри Бернс надевает шлем и взбирается на внедорожник Polaris, чтобы провести экскурсию по участку и немного развеять его тайну.

Бернс задумал основать здесь экспериментальную коммуну. На площади в 260 кв. км планируется построить дома, школы, коммерческие и производственные здания. В основе этого гигантского проекта будет лежать блокчейн — новый тип баз данных, появившийся вместе с биткоином.

Polaris останавливается на высоком песчаном плато, окруженном цветущими кустарниками, с пасущимся поблизости стадом диких лошадей. Владелец начинает рассказ о своей мечте.

«Видите ту первую горную гряду? — спрашивает он, показывая на юг. — Эти горы — граница нашей Южной долины. Там мы собираемся построить технопарк (исследовательский кампус площадью в несколько сотен гектаров)». Кроме того, здесь будет колледж и игровая арена.

Jason Henry/The New York Times

Какой бы странной и даже фантастической не казалась мечта Бернса, она прекрасно вписывается в уникальный мир блокчейна и криптовалют.

Первоначально блокчейн выполнял функции цифрового реестра, в который записывались все транзакции биткоина. Однако планы некоторых энтузиастов в отношении этой технологии простираются гораздо дальше. По их мнению, блокчейн позволит вернуть власть от центральных институтов в руки обычных людей.

Биткоин дал возможность всем желающим переводить деньги, минуя банки. Аналогичным образом энтузиасты блокчейна, такие как Джеффри Бернс, полагают, что новая технология позволит обычным людям контролировать собственные данные — жизненную основу цифровой экономики — без участия крупных компаний или правительства.

Утопические идеи и схемы быстрого обогащения обычно разделяет нечеткая грань. Некоторые похожие криптовалютные проекты уже закрыты регуляторами, а их основатели арестованы. План трансформации Пуэрто-Рико с помощью криптовалют подвергся резкой критике как банальная попытка воспользоваться статусом острова как налогового убежища.

К Неваде Бернса привлекли ее либеральная налоговая политика, включая отсутствие подоходного налога. А глобальность его амбиций, безусловно, повышает риск провала.

Jason Henry/The New York Times

Но Бернс отличается от своих криптособратьев по одному существенному признаку: он тратит личные деньги. По собственным оценкам, на текущий момент Бернс потратил на землю, офисы, планирование и содержание 70 сотрудников около 300 млн долларов. При этом покупка 27 тыс. гектаров неразвитых земель сопряжена со значительным инвестиционным риском.

Впрочем, по словам Бернса, его задача — не разбогатеть или стать магнатом в сфере недвижимости. Он обещает передать все руководство проектом и 90% прибыли корпоративной структуре, которую будут контролировать жители, сотрудники и будущие инвесторы. Структура, называемая «распределенной совместной организацией», будет построена на блокчейне, а права собственности и голоса участников будут храниться в цифровых кошельках.

Бернс признает, что все это выходит за рамки типичных применений технологии. Но это его не останавливает. Он говорит:

«Я не знаю почему, но что-то внутри меня говорит, что это правильное решение. Если мы сможем привлечь достаточное количество людей и научить их доверять блокчейну, мы сможем изменить все сложившиеся системы».

Бернс смог заручиться поддержкой местных чиновников, выступающих за экономическое развитие. В прошлом месяце на официальном мероприятии губернатор штата Брайан Сандовал даже прочел прокламацию, в которой назвал земли компании «Парком инноваций». При этом Бернс сидел в президиуме вместе с губернатором и Илоном Маском, гендиректором Tesla.

Jason Henry/The New York Times

Гигафабрика Tesla в Неваде, считающаяся крупнейшим зданием в мире, окружена землями Blockchains. Также здесь расположены строения, принадлежащие Google, Apple и Switch.

На прошлой неделе Blockchains объявила о меморандуме о взаимопонимании с одним из ключевых энергетических поставщиков штата, NV Energy. Компании будут совместно работать над технологией проведения энергетических транзакций через блокчейн.

Число жителей в графстве Стори, где расположены земли Blockchains, сравнительно невелико — всего 4 тыс. человек. До недавнего времени оно было известно своей богатой историей, связанной с добычей серебра, и современными борделями (один из которых принадлежит комиссару округа).

Этот же комиссар, Ланс Гилман, купил землю, окружающую его бордель, и превратил ее в промышленный парк, в котором теперь расположены здания Tesla и Google.

Blockchains уже получила предварительное одобрение округа на строительство нового города вдоль реки Траки, с тысячами домов, школой и системой доставки на основе дронов. В настоящее время ведется работа над более подробным генеральным планом.

Jason Henry/The New York Times

Пока же Blockchains — это пустая земля и переоборудованное в офис здание. По словам Бернса, в лучшем случае строительство начнется в конце следующего года, после разработки генерального плана и одобрения его графством.

Джоанна Родригес, офис-менеджер из старого юридического бюро Бернса, переехала с мужем и четырьмя детьми в Неваду. Она говорит:

«Его идеи могут показаться сумасшедшими, но я знаю, что каждый раз, поставив цель, он ее добивается. Вот почему мы решили ехать».

Родригес проработала с Бернсом восемь лет и в настоящее время управляет офисом Blockchains в Неваде. Бернс большую часть своей профессиональной жизни посвятил групповым судебным искам, многие из которых были выдвинуты против финансовых компаний. Впервые он узнал о биткоине в 2012 году, однако его воображение захватила другая криптовалютная платформа — Ethereum. Она позволяет гораздо больше, чем просто хранить данные о транзакциях в блокчейне.

Бернс купил эфир — цифровой токен, связанный с Ethereum, в 2015-м. Благодаря астрономическому росту его цены и своевременной продаже в прошлом году, он стал достаточно богат, чтобы профинансировать свою мечту.

Бернс считает, что именно эфир делает его проект уникальным. Чтобы понять, почему это так, требуется немного воображения и веры. У каждого жителя и сотрудника будет свой Ethereum-адрес, который они будут использовать для голосования по местным инициативам и хранения личных данных.

Бернс полагает, что Ethereum даст возможность людям контролировать свои личные данные без участия компаний или государства.

Эта точка зрения широко распространена в криптовалютном сообществе, однако существуют серьезные сомнения в том, что концепция сработает в реальном мире. Большинство блокчейн-инициатив не получили широкого распространения, а сети биткоина и эфира пока с трудом справляются даже с умеренным трафиком.

Бернс считает безопасность одной из самых серьезных проблем. Оказалось, что хранение закрытых ключей, необходимых для доступа к кошелькам биткоина или эфира, сопряжено с большими трудностями. Он собирается решить эту проблему, создав специальную систему хранения секретных ключей на нескольких цифровых устройствах, закрытых в сейфах и защищенных от постороннего доступа.

Он уже купил сейфы, спрятанные глубоко в горах Швеции и Швейцарии, и планирует построить дополнительные хранилища в горах Невады.

По его словам, платформе Ethereum мешает нехватка испытательных площадок для реальных применений. С помощью своего проекта он надеется устранить этот недостаток. Бернс говорит:

«Это будет либо самый удивительный прорыв, либо самая зрелищная катастрофа в истории человечества. Я не знаю, как все повернется. Верю и надеюсь на благоприятных исход, но в любом случае это будет чертовски трудно».

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость