Батырбек Умаров: Блокчейн – сквозная технология для развития других инноваций

Делитесь и голосуйте:

– Вы возглавляете Ассоциацию разработчиков и пользователей технологии блокчейн «BlockchainKZ». Для чего ее создали и какие задачи она решает?

– Наше движение началось в 2015-2016 годах, когда о блокчейне и криптовалютах мало кто знал. После того, как мы инвестировали в крипторынок, мы поняли, что в Казахстане нет ни сообщества, ни игроков. К тому же вся информация о технологии была только на английском языке. И мы начали собирать местное комьюнити, которое начало активно расти. В 2017 году оно уже называлось BlockchainKZ. Тогда мы проводили образовательные курсы о блокчейне и криптовалютах и в итоге поняли, что нам нужно принять форму юридической организации, чтобы комьюнити могло формировать рынок в стране и влиять на его развитие.

– Как за последние годы в Казахстане изменилось отношение к криптовалютам?

– В Казахстане хорошо развивается майнинг. Есть и люди, занимающиеся спекуляциями. Поэтому у нас есть разные клубы по интересам: от обмена криптовалюты до криптодобычи. За это время отношение людей существенно поменялось: начали появляться очень образованные ребята, относящиеся к технологии с профессиональной точки зрения. И с этого и начала развиваться индустрия в Казахстане. Повысился уровень образованности, люди начали понимать, что такое скам, как отличить перспективный проект от мошеннического. В итоге сформировалась большая команда, которая благодаря комьюнити может решить свои вопросы и построить бизнес. 

– Нужен ли блокчейн в госсервисах? Какие проблемы он может решить на государственном уровне? 

– Блокчейн решает несколько задач. Прежде всего, проблему безопасности данных, затем позволяет автоматизировать процессы, причем не только оцифровать, но и оптимизировать уже существующие бизнес-модели. Кроме того, используя технологию блокчейн мы можем говорить об искусственном интеллекте, о Big Data, об IoT. И блокчейн – сквозная технология для развития других технологий. Поскольку основная проблема – не собрать информацию, а убедиться, что она достоверна, и в этом помогает блокчейн. 

– В новостях часто упоминаются блокчейн-инициативы в сфере сельского хозяйства в Казахстане. Как с этим успехи?

– На самом деле, многие проекты идут на стадии пилота. Потому что перед запуском необходимо протестировать, как технология себя ведет и только потом ее внедрять повсеместно. Поэтому пока все анонсированные проекты у нас в пилотном режиме. 

– Урегулированы ли в Казахстане криптовалюты на законодательном уровне?

– В Казахстане есть две зоны: Республика Казахстан, и в прошлом году у нас открылся международный финансовый центр Астана. Это свободная экономическая зона, работающая на основах англо-саксонского права, у которой есть свои законодательные акты и в них есть определения криптовалют, майнинга и всего остального. 

Также есть нормативные акты, которые апдейтятся, и мы, как организация, работаем над нормативной базой, которая будет принята уже непосредственно в Республике Казахстан. Уже собраны все рабочие группы и второй год идет диалог с государством. Потому что на самом деле большое количество вопросов связаны не только с тем, что такое криптовалюты, но и какие виды токенов бывают, кто будет оператором этого рынка, кто его будет контролировать, кто эмитирует токены. И факторов по регулированию очень много. И без определения понятий мы не можем закладывать другие вещи. Потому что мы понимаем, что есть технология и на ее базе построены уже другие различные кейсы криптовалют. Кроме того, можно создавать различные промышленные кейсы, ведь применение технологии безгранично. 

– Американские инвесторы построили майнинг-ферму в Казахстане. Почему добыча криптовалют так популярна в вашей стране?

– Для этого есть несколько причин. Первая – привлекательная цена электричества, она у нас ниже, чем где-либо. Вторая – большинство мощностей у нас сосредоточено в центральных, северных и западных регионах Казахстана, где климат все же холоднее, и за счет этого охлаждать оборудование гораздо проще. И третий фактор – есть крупные международные компании, которые регистрируют в стране свои компании и развивают майнинг. Также у нас больше 2 гВт профицита электричества. И самая главное условие – наличие международного финансового центра, у которого есть свои нормативные акты. Ну и также у нас стабильность в стране – нет никаких непонятных движений, все развивается и активно растет. 

– Способствует ли блокчейн-индустрия развитию экономики Казахстана?

– Казахстан очень заинтересован в развитии блокчейна, как технологии. И сама технология является катализатором доверия и выстраивания взаимоотношений между разными участниками: гражданами, государством и бизнесом. Поэтому я думаю в будущем это даст огромный скачок для Казахстана. Тем более у нас есть собственная разработка – блокчейн-фреймворк. Сейчас мы анализируем рынок и изучаем, куда целесообразней применить технологию. Поскольку блокчейн это не панацея, но он помогает автоматизировать те или иные процессы.

– Как Нацбанк относится к криптовалютам?

– Нацбанк выполняет роль консервативного игрока и относится к криптовалютам скептически, с легким недоверием. Поскольку основная его задача – развивать и контролировать национальную валюту Казахстана, чем он и занимается. Биткоин это криптовалюта не казахстанская. И то, что Нацбанк говорит, что нужно их регулировать или запрещать – это ожидаемо. Но работа идет и пока эта история в состоянии развития.

– Какова роль токенизации в финансах и будущем биржевой торговли?

– Многие говорят, что за этим будущее, и в этом есть доля правды. Но со временем должен появиться определенный регулятор. Сейчас проекты выпускают непонятное токены, которые непонятно чем подкреплены, в результате чего люди теряют свои деньги. Биржи открываются, закрываются, но в итоге страдают инвесторы. А здесь необходимо прописать всю регуляторику, ведь без этого невозможно развитие рынка ценных бумаг. По факту в будущем токен должен трансформироваться в какой-то ценный актив. 

– Какие вы видите тренды в ближайшем времени в блокчейн-индустрии?

– Я вижу будущее в комплексных решениях. Блокчейн должен трансформироваться. Сейчас в основном все блокчейны занимаются хранением информации, и то в виде хешей. Но мы же говорим о системе, которая может хранить информацию на уровне железа и совершать высокоскоростные транзакции, с развитием различных кластеров, где для систематизации разной информации используется искусственный интеллект. Это и есть промышленный блокчейн, выполняющий корпоративные и государственные задачи. 

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость