За кулисами криптовалютной индустрии: как биржи адаптируются к новым условиям рынка

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. Что происходит сегодня с криптобиржами?
  2. Нужны ли дополнительные меры в борьбе с отмыванием денег со стороны бирж?
  3. Нюансы при работе с регуляторами
  4. Заключение

Мир глобально трансформируется, цифровизация, которая и раньше постепенно набирала обороты, уверенно закрепляется в нашем настоящем. Экономическая нестабильность заставляет искать альтернативные источники хеджирования рисков, а криптовалюты выходят на первый план. С одной стороны, криптовалютный рынок сегодня как никогда представляет собой интерес для инвесторов, а с другой — сфера настолько динамично меняется, что потенциальным инвесторам порой сложно определить, кому можно доверять свои сбережения, а кому нет.

Пожалуй, отправной точкой изменений на рынке стало вступление в действие AMLD5 (Пятой Директивы Против Отмывания Денег) в январе 2020 года. Данная Директива является частью программы в борьбе против отмывания денег, внедренной EC. Согласно AMLD5, все клиенты криптовалютных бирж должны пройти верификацию, прежде чем совершать какие-либо операции с криптовалютой. Стоит отметить, что несмотря на общие правила, не все биржи ввели обязательную верификацию, опасаясь оттока клиентов, хотя многие зарегистрированы в поле действия AMLD5. Генеральный директор криптовалютной биржи EXMO Сергей ЖДАНОВ так комментирует сложившуюся ситуацию с Директивой и ее следствиями:

«Ожидаемо, что перед всем сообществом встал вопрос касательно конфиденциальности персональных данных, но я хочу вас уверить — введение верификации вполне естественный процесс в условиях формирования рынка. На мой взгляд, для пользователей это некий показатель гарантии — биржи, действующие сегодня в соответствии со стандартами AML и KYC, заявляют о своем долгосрочном присутствии на рынке».

Несмотря на новые правила, криптовалютный рынок по-прежнему в определенных моментах ледает фору классическому финансовому рынку:

«COVID-19 нанес значительный удар мировой экономике. Так, по результатам первого квартала этого года традиционные финансовые индексы потеряли позиции — S&P 500 упал на 18%, а Nikkei 225 — на 20%. За этот же период цена биткоина уменьшилась на 10%. Настоящий обвал произошел 12 марта, где вслед за биткоином последовали альткоины. Тем не менее, на фоне традиционного финансового рынка криптовалюта показывает меньший спад и быстрее восстанавливается. Несмотря на все события крипторынка, в апреле EXMO вошла в рейтинг ТОП-10 бирж по трафику. Кроме того, мы не наблюдаем отток пользователей в связи с верификацией. Это хорошие показатели, которые говорят о том, что рынок стал более осознанным и двигается к прозрачности»,

— резюмировал Сергей.

В январе 2020 года Chainalysis выпустил отчет, согласно которому за 2019 год на крипторынке были произведены операции объемом 1 трлн долларов, из которых 1,1% были незаконными. Динамика положительная, и введение мер по борьбе с отмыванием денег вполне оправдано. Сегодня, чтобы полноценно функционировать в условиях регулирования, криптобиржам необходимо вывести свою деятельность в прозрачную плоскость. Например, в этом могут помочь специальные сервисы, выявляющие транзакции с кошельков, которые замечены в незаконной деятельности. Так, дабы предупредить подобную деятельность, многие биржи начинают работать с дополнительными сервисами. Например, одним из таких сервисов, помогающим отследить теневые транзакции, выступает платформа CipherTrace.

При взаимодействии с регуляторами биржам приходиться сталкиваться с рядом особенностей. Происходит это из-за того, что не существует единого подхода у законодательных органов разных стран мира относительно регулирования криптовалютного бизнеса. До сих пор не существует единого подхода в дефиниции — что именно являет собой криптовалюта? Относится ли она к категории финансового актива или нет, а если да, то является ли объектом налогообложения и какой вид налога к нему применять? Налог на прирост капитала (США) или доход физического лица (Германия)? Или же вообще этот актив не относится к категории имущества и поэтому не является объектом налогообложения? Также нет единого подхода относительно НДС: например, в Сингапуре сделки с криптовалютой облагаются НДС, а вот согласно решению Суда ЕС от 22 октября 2015 года, операции обмена биткоинов на фиатные валюты освобождаются от НДС.

Совершенно разный подход к лицензированию деятельности по криптообмену на фиатные средства. В некоторых юрисдикциях необходимо получать специальную лицензию на криптообмен (Эстония, Мальта, Швейцария). В некоторых странах необходимо проходить специальную процедуру регистрации в органе финансового мониторинга (Британия — FCA, Германия — BaFIN). В других странах законодатель предлагает отнести такую деятельность в категорию совершения сделок с товаром или иным средством обмена (Испания, Канада, Норвегия), что не является предметом лицензирования. В некоторых странах такая деятельность вообще запрещена и поэтому не имеет права выступать предметом лицензирования (Боливия, Вьетнам, Эквадор, Непал). Похожее мнение высказывают и представители EXMO:

«Из-за отсутствия единого подхода возникает ряд проблем с лицензированием в разных странах. Мы поставили задачу придерживаться политики прозрачности и соответствовать регуляторным требованиям всех регионов, в которых компания осуществляет свою деятельность».

Все больше государств проводят ряд мероприятий на регулирование рынка криптовалют в рамках своих юрисдикций. Подобные меры нацелены привнести в отрасль положительные изменения и очистить ее от «проектов-однодневок». Получится ли — покажет время, поскольку законопроекты и условия для каждой юрисдикции значительно разнятся. Чего стоит, например, обновленный проект закона «О цифровых финансовых активах» Госдумы РФ. В качестве итога можно отметить, что пока что в криптоиндустрии приоритетом будет скорость, мобильность и адаптация; более гибкие к нововведениям биржи останутся еще долго на плаву.

Об авторе:

Карина Крупенченкова, независимый криптожурналист, член Национального Союза журналистов Украины, член Национальной Федерации журналистов, соавтор книги о PR для бизнеса «Пиариться нельзя остановиться».

Изображение: Nexus Investments

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость