Проблемы выбросов углерода, обусловленные использованием криптовалют, и пути их решения

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  • От proof-of-work к proof-of-stake
  • Новые энергосберегающие сети

Несмотря на огромные преимущества, которые несет в себе технология блокчейн и криптовалютные рынки, эта индустрия вызывает много критики со стороны защитников окружающей среды. Криптовалютный майнинг связан с большим потреблением электроэнергии, что, в свою очередь, повышает количество выбрасываемого в атмосферу углерода, вызывая парниковый эффект.

Вместе с повышением цены на первую криптовалюту растет и потребление необходимой майнерам электроэнергии. По оценкам ученых Кэмбриджского университета, сеть биткоина (BTC) расходует приблизительно 130 тераватт-часов электрической мощности в год, что можно сравнить с количеством электроэнергии, потребляемой целой Аргентиной. При этом за последние полгода связанное с биткоином энергопотребление выросло в два раза.

Углеродный след биткоина

Не отстают и другие криптовалюты. По информации издания Digiconomist, блокчейн Ethereum потребляет почти 30 тераватт-часов электрической мощности в год, что сравнимо с энергопотреблением Бахрейна.

Углеродный след Эфириума

Все это говорит о необходимости развития новых проектов и технологий, способных помочь сократить негативные последствия использования криптовалюты, связанные с повышением выбросов в атмосферу парниковых газов.

Одной из причин высокой энергоемкости некоторых криптовалют являются методы, используемые для подтверждения транзакций. Proof-of-work (PoW) — протокол на базе консенсуса, который для решения задач, обеспечивающих подлинность транзакций в блокчейне, полагается на огромное количество вычислительной мощности.

Майнеры соревнуются между собой за награды за блоки – количество криптовалюты, которое сеть отдает майнеру, решившему задачу первым. Это очень доходный бизнес. За один только январь этого года майнеры биткоина заработали более одного миллиарда долларов.

Что касается вычислительной мощности, потраченной майнерами, не добывшими блок, она попросту теряется. В настоящее время модель proof-of-work используют две крупнейшие криптовалюты — Биткоин и Эфириум. Разработчики биткоина пытаются найти способы сократить энергопотребление, но это происходит довольно медленно. Эфириум понемногу двигается в другом, более экономичном с точки зрения расходования электроэнергии, направлении – использовании протокола консенсуса на основе модели proof-of-stake (PoS).

Вместо соревнования за награды между майнерами эта модель подразумевает использование системы голосования, основанной на количестве валюты у майнера или валидатора. Переход Эфириума на данную модель уже реализуется, однако он произойдет не ранее, чем через несколько лет.

В связи с этим ряд новых сетей предлагают использовать более эффективные способы уже сейчас.

За последние два года несколько проектов перешли на модель proof-of-stake, среди них Cardano, Polkadot и Avalanche. По словам основателя Cardano Чарльза Хоскинсона (Charles Hoskinson), его сеть потребляет всего 6 гигаватт-часов – крошечная доля от энергии, потребляемой сетью биткоина.

Сети Near Protocol и Algorand пошли еще дальше, заявив, что используют блокчейны с нейтральным уровнем выбросов углерода.  

Еще один новый подход заключается в создании сетей, функционирование которых можно обеспечивать при помощи мобильных телефонов.

Одним из таких проектов является Pi Network — новая криптовалютная сеть, запущенная выпускниками Сэнфорда в начале этого года.

Pi Network состоит из так называемых «кругов безопасности», представляющих собой группы из разных пользователей, за которых поручились их пиры. После того, как другие члены группы посчитали пользователя надежным, ему предоставляется разрешение подтверждать будущие транзакции в блокчейне Pi.

Дополнительно участники сети Pi могут добывать новые токены непосредственно через смартфоны – относительно экономичный в отношении потребления электроэнергии процесс, требующий минимального  заряда аккумулятора. После своего запуска проект привлек более 500 000 пользователей.

При этом Pi – не единственный проект, применяющий майнинг на смартфонах. Запущенная в 2017 году в Британии криптовалюта Electroneum также является достаточно оптимизированной, чтобы функционировать на смартфонах и пользуется популярностью в Африке и Азии. На сегодняшний день она насчитывает 4,2 миллиона пользователей.

Тем не менее, эти многообещающие проекты никак не влияют на тысячи тонн СО2, выбрасываемых в атмосферу сетями наподобие Биткоина и Эфириума.

С другой стороны, по информации ученых Кембриджского университета, в настоящее время около 40% мощности Биткоина используется из возобновляемых источников, таких как ветер, солнце и гидроэлектричество.

Если сравнивать с крупнейшими мировыми экономиками, биткоин оказывается на удивление экологичным, поскольку ЕС использует из возобновляемых источников лишь 18% потребляемой электроэнергии, а США – только 10%.

Тем не менее, сокращать энергопотребление биткоина необходимо, и решения для этого существуют. Один из таких проектов — Bitcoin Zero – токен, созданный альянсом Universal Protocol Alliance, использование которого позволяет сбалансировать выбросы углерода через партнерство с проектом REDD+.

Аналогичные решения существуют и в сети Эфириума, например, ConsenSys или сайдчейн Palm, функционирующий на основе модели proof-of-authority (PoA), которая существенно сокращает энергопотребление.

Как вы думаете, как скоро углеродный след от майнинга криптовалют станет обсуждаться на международных политических площадках? Поделитесь своим мнением в комментариях ниже.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость