Криптоанархия: интервью с Мартином Фишером

В одну холодную февральскую ночь в 2003 г. жители чешской столицы могли наблюдать огромный красный знак вопроса над Пражским Градом, где находится резиденция президента страны. Вскоре после этого такой же знак вопроса заменил всю рекламу в пражском метро: за одну ночь его разместили на более чем 700 рекламных стендах на станциях подземки. Оказалось, что это были лишь первые проделки местной арт-группы Ztohoven. Знак вопроса символизировал сомнение в чешском правительстве и курсе человечества в целом.

Далее последовали другие партизанские пранки. Над Пражским Градом вместо флага подняли гигантские трусы, в результате взлома в утренней телепередаче показали (фейковый) ядерный взрыв в чешской деревне, а депутаты парламента получали СМС-сообщения якобы от своих коллег с призывами к нравственной реформе.

Интерьер Биткойн-кофейни Paralelni Polis в Чехии. Источник: Paralelni Polis

А в 2014 г. Ztohoven совместно со словацким хакерским коворкингом Progressbar основали «Параллельный полис» (Paralelni Polis). Бросающееся в глаза чёрное здание в центре Праги получило своё название в честь концепции политического мыслителя и диссидента коммунистической эпохи Вацлава Бенды, описывающей общество, существующее независимо, параллельно государству. Сегодня Paralelni Polis – единственная в мире кофейня, где принимают только биткойн; здесь, среди прочего, базируется Институт криптоанархии и проводится ежегодный хакерский съезд HCPP.

Графический дизайнер Мартин Фишер был в числе первых членов Ztohoven и с самого начала сотрудничал с Paralelni Polis. Всё это время он создавал произведения искусства, вдохновлённые криптоанархией, а в прошлом году сосредоточился на постерах о Биткойне для своего проекта Cypherpunk Now.

Здание, в котором располагаются Paralelni Polis и Институт криптоанархии. Источник: Мартин Фишер

Мартин, твоя работа – важная часть идентичности Paralelni Polis; ты делал постеры для конференций HCPP и даже создал логотип с белым треугольником, верно?

Да треугольник символизирует три направления Paralelni Polis: образование, искусство и технологии. У Paralelni Polis также есть лозунг «выйди наружу», и я объясняю это так, что ты находишься в треугольнике и тебя приглашают выйти в намного большее пространство за его пределами…

Теперь у меня есть собственная студия, но свои первые принты я делал в Paralelni Polis. Когда в 2015 г. я обзавёлся оборудованием для трафаретной печати, у меня возникла идея напечатать свои первые работы. Я выучил весь процесс трафаретной печати и в 2017 г. сделал постеры для HCPP, очень хорошо встреченные хакерским сообществом.

У Paralelni Polis нет CEO или кого-то главного, что выглядит как анархистский эксперимент. Вы анархисты?

Сложно сказать. Я лично не поддерживаю уничтожение государства. У нас в Чехии замечательная медицинская система, мы все застрахованы, и любой может бесплатно получить высшее образование… Но я также застал время, когда государство всех контролировало. Мне было 12 лет в 1989 г., когда система изменилась, и в течение следующего десятилетия люди думали, что у них есть свобода и власть, чтобы делать всё, что они захотят. Это десятилетие и сформировало моё мировоззрение.

Однако я определённо криптоанархист. Для меня криптоанархия – это скорее разработка инструментов, привносящих свободу в цифровое пространство. Свободу слова, свободу торговли и т. д.

Обстановка в рабочей студии Мартина. Источник: Мартин Фишер

И так ты пришёл к Биткойну…

Последние 20 лет я занимался графическим дизайном, в основном для скейтбордных брендов. Мне легко изобразить ключевые элементы… Я занимался скейтбордингом с тех пор, как он пришёл в Чехию после революции. Это было просто развлечение; мы лишь хотели кататься по улицам; никто не думал, что это может привести к деньгам и славе. Сегодня скейтбординг очень популярен; дети знают, что могут попасть на Олимпийские игры.

Я переключился на криптоискусство, потому что чувствовал, что это всё ещё андеграунд и я могу увидеть, как всё развивается. Здесь происходит много удивительного, но это пока не мейнстрим. Как и в случае скейтбординга, поначалу я не знал, будут ли продаваться мои работы; я просто получал удовольствие от их создания.

Мартин Фишер на фоне своих работ. Источник: Bayaconstreetart

У тебя есть цель своим искусством помочь Биткойну стать популярнее?

Я вижу какую-нибудь из своих работ на стене в комнате Биткойн-максималиста в фильме о криптовалютном андеграунде, который будет снят в 2040 г., подобно знаменитому сёрферскому плакату у одного из главных героев сериала «Очень странные дела». Моё искусство для тех, кто в теме, и совершенно непонятно тем, кто не принадлежит к криптосообществу… и мне это нравится.

Так что я не думаю, что оно способствует популяризации, но оно будет напоминать о времени, когда никто не знал, чем всё это обернётся.

Думаю, это тем более верно, учитывая, что тираж всех твоих постеров ограничен.

Да, тираж ограничен, это всё ручная печать. Каждого постера делается по 20-40 копий, а повторный тираж всегда имеет другую расцветку, кроме постера с криптоанархистским манифестом Тима Мэя, который может быть только красно-чёрным. Каждая копия пронумерована и имеет сертификат подлинности на блокчейне.

Что это значит?

Я считаю, что на трафаретных принтах всегда должен быть какой-нибудь знак подлинности, подтверждающий, что тебе принадлежит оригинал. На обратной стороне принтов можно увидеть различные печати или сертификаты. Кажется, Бэнкси разрезает банкноты пополам: одна половинка приклеивается к обратной стороне принта, а вторая сохраняется в архиве… Я же использую цифровые сертификаты подлинности, записываемые в блокчейн Биткойна. Каждый принт подписывается и нумеруется, после чего я его фотографирую и загружаю на Verisart.com. После подтверждения на блокчейне я передаю сертификат новому владельцу.

Как выглядит твой творческий процесс?

Сначала всегда делается эскиз. Чтобы набросать на бумаге пришедшую в голову идею, достаточно нескольких минут. Если не получается, я просто фокусируюсь на чём-то другом, но когда мне всё же удаётся визуализировать идею и я чувствую, что всё сделал правильно, меня охватывает своего рода творческое возбуждение и я не останавливаюсь, пока всё не будет готово для печати. На это может уйти день или неделя, и иногда я подолгу истязаю себя, пока рисунок меня не удовлетворит. Затем, когда рисунок напечатан на прозрачной бумаге, я приступаю к процессу трафаретной печати: переношу рисунок на трафарет, закреплённый на большой раме, смешиваю краски с акриловой основой и выполняю собственно печать.

Один из известных Биткойн-евангелистов и ведущих финансовой передачи Макс Кайзер с работой Мартина Фишера. Источник: Мартин Фишер

Знаешь ли ты, кто покупает твои работы? Это жители Праги, биткойнеры из сети или, возможно, кто-то ещё? Да, я знаю своих клиентов, это люди из криптотвиттера; я без ума от них. В основном из США, затем из Европы; в Чехии вообще ничего не продаю.

Вначале я очень стеснялся писать на английском, поэтому я целый год читал Твиттер, не выкладывая никаких постов. Но когда я решил сосредоточиться на криптоискусстве, я понял, что мне есть что показать, и это сработало…

Когда я решил заняться криптоискусством, первым делом я отправился на конференцию Baltic Honeybadger, где показал свои работы. Хоть мне это и не нравится, но было очень важно подарить один постер Максу Кайзеру и сфотографироваться с ним. То было начало, и сейчас я успешно продаю свои работы, так что конференции очень полезны.

Источник

Государство и общество