Как рекомендации FSB по регулированию глобальных стейблкоинов могут отразиться на крипторынке?

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. Роль рекомендаций FSB в мировой экономике
  2. В чем FSB видит угрозы со стороны стейблкоинов
  3. Как FSB рекомендует регулировать стейблкоины
  4. Как рекомендации FSB могут отразиться на крипторынке

Совет по финансовой стабильности (FSB), наблюдательный орган G20, выпустил консультативный доклад с 10 рекомендациями «высокого уровня» по регулированию глобальных стейблкоинов. Среди них есть и те, которые могут вызвать тревогу криптосообщества. Документ, хотя и носит лишь консультативный характер, показывает, что регуляторы по всему миру настроены решительно против стабильных цифровых монет и в борьбе с ними готовы действовать скоординированно. Поэтому организация призывает национальных регуляторов устранить пробелы в законодательстве и придерживаться единых принципов в надзоре за стейблкоинами. Эмитенты и операторы стабильных монет должны соблюдать те же требования, что и банки. При этом если власти не могут контролировать и регулировать полностью децентрализованные стейблкоины, они могут запретить их. В материале разбираемся в рекомендациях FSB и в том, как их принятие может отразиться на криптосфере и определить будущее рынка стейблкоинов.

Совет по финансовой стабильности создан по инициативе стран Большой двадцатки (G20) в апреле 2009 года. Организация финансируется Банком международных расчетов (БМР). Ее членами являются представители министерств финансов и центральных банков всех государств-членов G20, а также десяти международных организаций, включая МВФ, ЕЦБ, Всемирный банк и Европейскую комиссию.

Главная задача организации — выявление слабых мест в мировой экономике и ее стабильности, разработка регулятивной и надзорной политики в этой сфере. Одна из основных задач заключается в мониторинге системных последствий финансовых технологических инноваций и системных рисков, возникающих в результате сбоев в работе центробанков. Глобальные стейблкоины, которые могут использоваться в трансграничных платежах без посредничества ЦБ, как раз и способны привести к таким сбоям.

Выпущенный доклад FSB — ответ на поручения G20 разработать рекомендации по регулированию стейблкоинов, данные в июне прошлого и в феврале нынешнего года. Формально рекомендации FSB не имеют юридической силы — регуляторы не обязаны их выполнять. Однако на практике организация обладает огромным влиянием, а ее рекомендации оказывают значительное воздействие на выработку международных стандартов в области надзора и регулирования.

Ранее DeCenter уже писал о том, что в октябре прошлого года рабочая группа G7 по стейблкоинам, Банк Международных Расчетов (БМР) и Совета по финансовой стабильности, а также швейцарский регулятор FINMA совместно с представителями центробанков и МВФ выступили с резкой критикой стейблкоинов.

Регуляторы считают, что стабильные монеты представляют угрозу мировой экономике. Из-за своих преимуществ они могут получить широкое распространение, что приведет к непредсказуемым последствиям. Поэтому стейблкоины должны соответствовать стандартам FATF. Самое пристальное внимание регуляторы уделяют глобальному стейблкоину Libra от Facebook. Против проекта выступили как американские, так и европейские финансовые власти. Но Facebook не отказался от своих планов и даже запустил основную сеть.

Доклад FSB — объемный документ на 67 страниц. В нем организация подробно рассказывает о рисках, которые несут стейблкоины для мировой финансовой стабильности. В докладе нет принципиально нового по сравнению с прошлыми выводами регуляторов, но некоторые моменты разъяснены подробнее.

Так, авторы доклада рассматривают стейблкоины как часть проблемы трансграничных платежей. В документе подчеркивается, что одно из основных преимуществ стейблкоинов — возможность свободно совершать сделки — является при этом и серьезной угрозой финансовой стабильности. Цифровые токены, которые стремятся быть платежными суррогатами, могут получить широкое международное распространение потому, что они покрывают потребности, не удовлетворяемые существующими трансграничными платежными системами.

В документе отмечается, что если бы международные платежи стали более быстрыми, дешевыми и легкими, преимущества стейблкоинов перед традиционными способами денежных переводов заметно сократились бы. Однако сейчас без надлежащего регулирования и ограничений стейблкоины, вероятно, будут развиваться быстрее, чем любые скоординированные инициативы национальных регуляторов, гораздо более инертных, чем независимые криптостартапы.

Если стейблкоин привлекателен для широкого круга людей из числа пользователей в разных юрисдикциях, его пользовательская база способна быстро расти, и он может стать глобальным. Отдельные юрисдикции могут быть не в состоянии адекватно контролировать принятие стабильных монет и оценивать существенность рисков от их применения. Поэтому в идеале нужно создать систему мониторинга за использованием стейблкоинов на глобальном уровне.

В документе приводится различие между обычными и глобальными стейблкоинами:

  • Первые ограничены пределами одной юрисдикции и не очень популярны. Поэтому риски, связанные с их использованием, не сильно велики. Однако ситуация может измениться, если стабильные монеты станут использоваться чаще.
  • Вторых отличает возможность массового использования и принятия в различных юрисдикциях. Именно они наиболее опасны для мировой финансовой стабильности и их регулированию в основном посвящен доклад.

Однако такое внимание к глобальным стейблкоинам понятно. Проекты вроде Libra изначально ориентированы на миллиардную аудиторию. Учитывая все преимущества таких криптовалют, можно точно сказать, что они способны набрать популярность очень быстро. А это слишком рискованно для стабильности мировой финансовой системы.

Отсюда и самая большая проблема — контроль за движением капитала. Если глобальные стейблкоины станут популярны, центробанки могут потерять рычаги воздействия на экономику, а финансовый рынок достигнет опасной степени концентрации. Если глобальные стейблкоины будут использованы в качестве общего хранилища ценности, даже умеренные колебания цен могут привести к потере значительных средств среди их пользователей и «оказать дестабилизирующее воздействие» на банки. Эти риски актуальнее всего для развивающихся рынков и экономик, в которых стейблкоины могут заменить местные фиатные валюты.

Опасения FSB вызывает и базовая инфраструктура стейблкоинов. Как сказано в документе, большая часть технологий и процессов, используемых стейблкоинами, не были проверены в действительно больших масштабах. У них могут быть пока скрытые уязвимости, которые проявятся только после массового распространения. Авторы доклада полагают, что из-за слабой масштабируемости их блокчейнов массовое распространение стабильных монет может привести к задержкам платежей и сбоям в транзакциях. Для реальной экономики это недопустимо.

Еще одна потенциальная проблема в использовании стейблкоинов, по мнению FSB, заключается в том, что в сложных макроэкономических условиях — как нынешняя пандемия коронавируса — глобальные стабильные монеты могут создать своего рода гибридный розничный рынок РЕПО для долларов США. Это расширит возможности для доступа к валюте США, но процесс не будет идти под контролем ФРС и центробанков.

Также авторы документа отмечают, что обозначенные риски могут быть присущи и другим криптовалютам с сопоставимым охватом и возможностями для использования — организация намекает на биткоин и другие популярные криптовалюты.

Цель рекомендаций FSB — помочь властям определить, как смягчить потенциальные финансовые риски, вызванные глобальными стабильными монетами. Авторы доклада отмечают, что существующие KYC/AML-нормы полностью или частично применяются к стейблкоинам и нивелируют часть вышеуказанных рисков от их использования. Но далеко не все.

Эксперты FSB подчеркивают, что национальные регуляторы должны следить за быстрыми темпами внедрения инноваций в пространстве цифровых активов и стараться предвидеть любые риски, до того как эти активы запустятся и станут популярными. Организация призвала национальных регуляторов устранить любые возможные пробелы в правовых нормах разных стран по отношению к стейблкоинам и выработать общие международные нормы к регулированию данных активов. Для этого FSB предлагает следовать следующим десяти рекомендациям.

  • У властей должны быть все необходимые полномочия и инструменты для всестороннего регулирования и контроля глобальных стейблкоинов.
  • К стейблкоинам должны применяться те же нормативные требования и правила, что и к другим подобным активам с соответствующей степенью риска, независимо от используемой технологии.

Один из главнейших принципов рекомендаций — «Тот же бизнес — те же риски — те же правила». Это означает, что эмитенты стейблкоинов больше не могут работать в серой зоне — им придется придерживаться тех же правил, что и банкам, эмитентам электронных денег и крупным платежным системам. Если центральные банки решают, что конкретные механизмы стейблкоина соответствуют определению «системно важной платежной системы», то они также попадают под принципы для инфраструктур финансового рынка (PFMI) — международных стандартов для инфраструктур финансового рынка, например, платежных систем. А это еще больший уровень ответственности.

  • Власти должны обеспечить всеобъемлющий контроль за международными переводами стейблкоинов.

Для этого регуляторы разных стран должны тесно сотрудничать друг с другом, не допуская смены юрисдикций эмитентами стабильных монет. Таким образом, эмитенты стейблкоинов не смогут просто взять и «сбежать» в более благоприятную юрисдикцию.

  • Регуляторы должны создать всеобъемлющую систему надзора за стейблкоинами.

Авторы доклада делают важное уточнение: степень децентрализации глобальных стейблкоинов не важна. Регулироваться должны одинаково как децентрализованные, так и централизованные стабильные монеты. При этом все стейблкоины должны получать разрешение на запуск. Если страны G20 согласятся с этими предписаниями (скорее всего, так и произойдет), это может положить конец легальному существованию многих децентрализованных стабильных монет, например, на основе Ethereum. У DeFi-отрасли тоже перспективы не лучше.

  • Операторы стейблкоинов должны эффективно управлять всеми возможными рисками, иметь защиту от кибератак и соблюдать KYS/AML-предписания.
  • Власти должны обеспечить надежный сбор и хранение данных от эмитентов стейблкоинов, а эмитенты — предоставить регуляторам «своевременный и беспрепятственный доступ к соответствующим данным и информации» по всем транзакциям и пользователям.

Механизм такой же, как и в работе традиционных банков. Здесь, конечно, остается открытым вопрос, насколько эмитенты и операторы стейблкоинов технически могут сделать это. Судя по всему, адресов кошельков и информации о транзакции будет недостаточно — должны быть предоставлены все KYC-данные. Видимо, на этот случай авторы документа уточняют, что регуляторы должны иметь возможность полностью запретить децентрализованные системы.

  • Эмитенты должны разработать и соблюдать установленные в соответствии с законодательством процедуры разрешения конфликтов с пользователями.
  • Вся информация об эмитентах стейблкоинов, эмиссии монет, их обеспечении и особенностях работы должна быть открыта как для регуляторов, так и для простого пользователя.
  • Эмитенты должны гарантировать обеспечение стейблкоинов заявленными активами.
  • Прежде чем разрешить запуск стейблкоинов в пределах конкретной юрисдикции, власти должны убедиться, что монеты соответствуют всем регуляторным требованиям. В противном случае их можно запретить.

Последнюю рекомендацию вполне можно понимать так: если эмитент стейблкоина захочет продавать монету гражданам государств-членов G20, ему надо будет получить лицензии и зарегистрироваться в соответствующих органах в каждой стране. Tether, Circle, Paxos, BINANCE и другим эмитентам стейблкоинов это может существенно усложнить жизнь.

Предлагаемые рекомендации должны применяться к существующим стабильным монетам, таким как Tether, и будущим, включая цифровые валюты центробанков (CBDC). Заметим, что, согласно исследованию БМР, 80% центробанков уже работают над запуском таких CBDC.

Нынешняя версия рекомендаций FSB является предварительной, она открыта для общественного обсуждения до 15 июля этого года. Окончательная версия, учитывающая поступившие комментарии и обратную связь от 68 организаций- участников, будет представлена в октябре 2020 года.

В прошлом году стейблкоины стали одним из драйверов рынка: объемы транзакций стейблкоинов растут, криптосообщество все острее ощущает необходимость в их использовании, финансовые гиганты борются за возможность первыми представить собственную стабильную монету — Facebook почти удалось запустить свою Libra.

В этом году стейблкоины могут еще больше укрепить свое положение на рынке. Во время кризиса они показывают, что соответствуют своему названию и остаются «тихой гаванью» даже во время значительной волатильности. В то же время трейдеры могут использовать их для выхода из турбулентных позиций. Так, во время мартовского падения рынка, когда большая часть рынка упала до 50%, общая рыночная капитализация большинства стейблкоинов существенно выросла — USDT, USDC и BUSD среди прочих резко прибавили в количестве выпущенных монет и капитализации. По данным Genesis Capital, спрос на стабильные монеты вырос с 9.6% в первом квартале 2019 года до 37.2% в четвертом квартале 2019 года.

Стейблкоины — важнейшая составляющая нынешней криптовалютной экосистемы. Главная заслуга активов — улучшение ликвидности рынка. Стабильные монеты позволяют трейдерам лишний раз не выходить в фиат, экономя время и деньги. Несмотря на то, что они обеспечивают всего несколько процентов от общей капитализации крипторынка, на них приходится до двух третей всего торгового объема.

Чем весомее становятся стейблкоины, тем больше внимания обращают на них регуляторы. У них был выбор: позволить стабильным монетам остаться внутрибиржевыми средствами фиксации прибыли, запретив их на розничном рынке, или бороться с ними внутри бирж. Они, очевидно, выбрали второе.

Если страны G20 прислушаются к рекомендациям FSB, рынок стейблкоинов может существенно измениться. Затраты на соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций огромны. В конечном итоге это может оставить банки в качестве единственного эмитента цифровой валюты с фиатным обеспечением. Значительно сократится ликвидность крипто-активов. Сильно пострадают биржи и институциональные кредиторы, больше всего использующие стейблкоины. Тяжело придется DeFi-сектору, сильно зависящему от стейблкоинов. Внимание регуляторов к проектам вроде Libra станет еще пристальнее.

Однако с учетом скорости законодательных изменений, принятие рекомендаций FSB и их влияние на крипторынок могут затянуться на несколько лет. Пока же можно ожидать, что центробанки и прочие регуляторы будут укреплять международное сотрудничество с целью достижения большего надзора над эмитентами и операторами стейблкоинов.

Крипто-отрасль постепенно получает то, что она давно просила — нормативную ясность. Работать станет тяжелее, зато правила станут понятнее.

Хорошая новость в том, что стейблкоины не запрещают. Да, регуляторы пытаются загнать их в рамки традиционного финансового мира, но, при условии соответствия всем требованиям, не говорят об их запрете. Это значит, что за этой отраслью признают будущее. Однако при нынешней трактовке позиции регуляторов стейблкоины рискуют превратиться в еще одну версию электронных денег.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость