Как написать идеальное электронное письмо: Учимся у Стива Джобса

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. 1. Джобс обращается к собеседнику по имени
  2. 2. Письмо хорошо продумано
  3. 3. Письмо написано хорошим языком
  4. 4. Письмо учитывает эмоции собеседника
  5. 5. Джобс прощается

Если внимательно изучить электронную переписку Джобса, можно извлечь из нее несколько уроков. Делимся самыми важными из них.

За свою жизнь Стив Джобс, признанный визионер и сооснователь Apple, написал несколько тысяч электронных писем. И лишь малая часть из них была опубликована, причем в основном это короткие ответы на жалобы клиентов.

Но, тем не менее, несколько примеров полноценной переписки все же есть — сейчас мы рассмотрим один из них и попробуем кое-чему научиться.

Примечание: Это письмо стало достоянием общественности, поскольку оно было использовано в качестве доказательства в судебном процессе, в котором компанию Apple обвинили в сговоре с целью повышения цен на электронные книги и тем самым в нарушении антимонопольного законодательства. Apple не признала свою вину, но проиграла процесс, после чего подала апелляцию. Однако Верховный суд США отказал в этом. В итоге урегулирование дела обошлось компании в 450 млн долларов.

Контекст письма: В 2010 году Джобс и Apple готовились к выводу на рынок планшета iPad. Важно, что на нем можно было читать книги — как на Amazon Kindle, которая к тому моменту продавалась уже несколько лет. Так что Apple нужно было привлечь в iTunes как можно больше книжных издательств, чтобы предложить пользователям выбор книг.

В какой-то момент четыре крупных издательства уже подписали партнерские соглашения, но еще одно, HarperCollins, не хотело следовать их примеру. Итоговые переговоры проходили на высшем уровне — между Джобсом и Джеймсом Мердоком, исполнительным директором News Corp. (материнской компании издательства).

Мердок не был уверен, что его компания (и ее партнеры) могут пойти на условия, предлагаемые Apple, особенно в части размера скидок. Поэтому Джобс написал письмо, в котором убеждал HarperCollins присоединиться к партнерству.

Вот текст этого письма.

Из этого письма можно извлечь сразу несколько ценных уроков. Разбираемся по порядку.

Это письмо — часть переписки, которая к тому моменту длилась уже не меньше двух дней, то есть по сути необходимости обращаться к Мердоку по имени не было. Тем не менее, Джобс это делает. Почему?

Конечно, узнать наверняка мы уже не сможем, но примерно понятно, зачем Джобс так делает — обращаясь по имени, он восстанавливает доверительную связь. Он говорит: «Слушай, я знаю тебя, а ты знаешь меня. Мы на одной стороне».

Вывод: Мы не предлагаем начинать каждое письмо (особенно в середине переписки) с обращения по имени, но, если вы пытаетесь донести до собеседника какую-то особенно важную мысль, вспомните знаменитые слова Дейла Карнеги:

«Для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи».

Мы не знаем, как долго Джобс обдумывал это письмо, но, похоже, он написал его не за пару минут — его позиция выражена просто и ясно.

Он пишет: «Да Amazon продает эти книги по $9,99. Кто знает, может, они и правы, а мы провалимся даже с ценой $12,99. Но мы собираемся попробовать. А еще более высокие цены точно станут неудачным решением».

Он пользуется обычным, невысокопарным языком, и демонстрирует собственную уязвимость, говоря о возможной необъективности и готовности учиться на своих ошибках. Далее он описывает три варианта действий, раскладывая ситуацию на простые составляющие в попытке подтолкнуть Мёрдока к принятию решения.

Вывод: Не спешите с отправкой письма — смотрите на него как на возможность повлиять на другого человека, в чем-то его убедить или построить какие-то отношения. Если это особенно важное письмо, напишите черновик и вернитесь к нему через какое-то время, чтобы перечитать и отредактировать. Попробуйте прочесть свое письмо так, будто вы и есть получатель. А потом задайте себе несколько вопросов:

  • Можно ли назвать это письмо ясным и логичным и сбалансированным?
  • Легко ли его читать? (Полезно разбить письмо на пункты, как это делает Джобс)
  • Не пожалею ли я потом, что написал это?
  • Не слишком ли я расписался?

Редактируйте письмо, пока напротив каждого пункта не будет стоять галочка. Помните, что нет необходимости пытаться произвести впечатление или сыпать жаргоном: люди — будь то начальство или партнеры — предпочитают видеть в собеседнике реального человека.

Живой, разговорный язык и реальный образ не означают небрежность при написании текста — как известно, кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Отметим, что Джобс не пренебрегает правилами. Все в порядке:

  • Заглавные буквы,
  • Пунктуация,
  • Орфография,
  • Грамматика,
  • Синтаксис.

Думаете, это случайно вышло? Вряд ли.

Вывод: Будьте внимательны к деталям. Во-первых, так проще сформулировать собственные мысли, а во-вторых, это позволяет выделиться из толпы и оставить о себе хорошее впечатление.

Когда человеку навязывают решение или отбирают у него право выбора, это вызывает сопротивление. Поэтому обратите внимание на очень важную последнюю строчку: «Возможно, я что-то упустил, но я не вижу других вариантов. А вы?»

В этих двух простых предложениях Джобс одновременно транслирует уверенность в себе и смирение, а также дает пас Мёрдоку, у которого есть возможность не согласиться и предложить собственное решение.

Но мы-то уже знаем, что через два дня в HarperCollins согласились с условиями Apple.

Вывод: Важно, чтобы собеседник чувствовал себя не пешкой в вашей игре, а частью процесса. А для этого нужно слушать людей, учитывать их проблемы и признавать свои ошибки. Так вы завоюете доверие человека, а это даст возможность двигаться вперед не только быстрее, но и эффективнее — собеседник сам расскажет вам о своем видении проблемы, и вы будете решать ее сообща.

Возможно, вам кажется, что это незначительная деталь — в такой переписке, подразумевающей продолжение разговора, прощаться не обязательно. Тем не менее важно помнить, что подпись — это последнее, что прочтет ваш собеседник, так что не стоит упускать из виду этот инструмент. В данном случае «всего доброго» демонстрирует одновременно уважительное и личное отношение.

Вывод: Переписываясь с человеком, вы строите или поддерживаете с ним отношения. Как правило, мы не заканчиваем телефонный разговор, не попрощавшись — не стоит так делать и в электронной переписке, за исключением особых случаев. Итак, письмо должно быть хорошо продуманным, ясным, понятным, коротким и вежливым.

Главное — думайте о чувствах собеседника.

Тогда уже ваши письма будут разбирать как образец.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость