Согласно рабочему докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), современный чиновник должен четко понимать, что такое технология блокчейна и чем она не является.

 
Ввиду отсутствия такого понимания, потенциал технологии в сфере госуправления неверно интерпретируется, либо вовсе игнорируется, хотя технология способна существенно снизить издержки, обеспечить прозрачность, облегчить борьбу с мошенничеством и ошибками, а в будущем превратить органы власти из центрального звена транзакций в поставщиков платформ децентрализованных сервисов.

Согласно докладу ОЭСР, принципиального отставания у России в этом направлении нет.
Сегодня в качестве гарантирующей третьей стороны при проведении различных транзакций выступают банки и госорганы, что делает их главной уязвимой точкой в случае чрезвычайных ситуаций.

В ОЭСР полагают, что использование децентрализованных моделей может решить эту проблему.

Технология блокчейна способна в первую очередь существенно снизить расходы, связанные с бумажным документооборотом, а также повысить уровень прозрачности, что в свою очередь поможет бороться с мошенничеством.

Однако основным препятствием, мешающим чиновникам активно осваивать эту технологию, продолжают оставаться вопросы, связанные с технической сложностью, рисками, безопасностью и уместностью использования технологии.

Вместе с этим, созданный хайп вокруг этой технологии может сильно преувеличивать возможности ее реального и прагматичного использования.
В докладе также описываются детали целого ряда блокчейн-экспериментов, осуществляемых властями разных стран: Ганы, США, Швеции, Дании, Мексики и Сингапура.

Однако в этот список не попал ни один из российских проектов, хотя федеральные и региональные власти уже запустили целый ряд пилотов.

Так, в 2017 году группа российских банков под эгидой ЦБ приступила к тестированию финансовой платформы «Мастерчейн», Росреестр экспериментирует с созданием блокчейн-реестров недвижимости, Роспатент планирует использовать технологию для защиты интеллектуальных прав.

Помимо этого, в правительстве прорабатывают вопросы использования технологии для учета пенсионного капитала, лекарственного обеспечения льготников и ипотеки.
В ОЭСР считают, что сферу применения технологии блокчейна ограничивают следующие моменты: вопросы, связанные с защитой данных и конфиденциальностью информации, неизменность (не позволяющая корректировать информацию в базах данных), высокий уровень энергопотребления и низкая скорость трансакций в отдельных блокчейн-системах.
По данным ОЭСР, на сегодняшний день правительствами по меньшей мере 46 стран запущено или готовится к запуску свыше 200 различных блокчейн-проектов.

В топ-10 по популярности входят различные исследовательские проекты (всего 42), проекты в области идентификации личности (удостоверения, лицензии, 25), персональных данных (медицинских, финансовых, 25), экономического развития (24), финансовых услуг и рыночной инфраструктуры (20), реестры недвижимости (19), цифровые валюты, эмитируемые центральными банками (18); проекты по учету пособий и компенсаций (13), соблюдению требований законодательства и отчетности (12), а также стандартизации (12).

Ключевыми отраслями применения технологии являются госуслуги (173), финансовые сервисы (73), интернет вещей (26), здравоохранение (23), недвижимость (22), цепочки поставок (19), энергетика (13), транспорт (13), образование (8) и телеком (4).

При этом если комбинировать проекты из разных сфер, то это может повысить общую эффективность таких инициатив и упростить взаимодействие между ведомствами: например, блокчейн-реестр, предназначенный для распределения социальных пособий, может быть автоматически связан с реестром идентификации граждан и иными реестрами, подтверждающими их право на выплаты.
Кроме того, правительства разных стран стремятся привлечь к участию в проектах общество и бизнес и формировать государственно-частные проекты.

Одной из причин этого является недостаток квалифицированных знаний у органов власти.

По словам бывшего министра цифровизации Франции Аксель Лемера, чтобы создавать собственные проекты правительству пришлось бы нанимать специалистов за те же деньги, что и частные компании, что «не представляется возможным».

 
Кроме того, как подчеркивают в ОЭСР, для обеспечения эффективности и безопасности блокчейн-инициатив представителям органов власти критически важно поддерживать хотя бы базовый уровень знаний в этой области.

К примеру, власти Дубая организовали курсы по управлению данными для 14 тысяч чиновников.

Облегчить кооперацию должны также запущенные рядом корпораций платформы «блокчейн как услуга».

Также в качестве источника квалифицированных кадров необходимо привлекать различные университеты и научные центры для оценки потенциала новых технологий, создавать экспериментальные центры и центры обмена знаниями.

Со временем же технология блокчейна способна ослабить роль центральных органов власти, превратив их в поставщиков платформ децентрализованных сервисов.