Как биткоин стал символом статуса

Делитесь и голосуйте:

По данным аналитической компании Bernstein, ценообразование популярного статусного китайского алкогольного напитка может пролить свет на экономику биткоина.

Изучая рост цены биткоина, аналитики компании Bernstein сравнили ключевые факторы его популярности с продуктами, характер спроса на которые на китайском рынке хорошо изучен — с медицинскими услугами и алкогольными напитками. Они пишут:

«Биткоины не дают инвестору дохода или иных выгод, но, поскольку максимальное количество монет ограничено, их стоимость определяется предположениями о потенциальном спросе».

При этом природа этого спроса остается в значительной степени неопределенной. Многим ли людям нужна криптовалюта? Почему? Кому она будет нужна в будущем? Будет ли спрос постоянным в долгосрочной перспективе?

Отсутствие четких ответов на эти вопросы — один из источников волатильности цены биткоина.

Как известно, по всему миру существует множество нерегулируемых бирж, и цена биткоина на них может значительно различаться.

Аналитики Bernstein пишут: «Инвесторы всего мира колеблются: то ли цена биткоина будет расти по мере его распространения, то ли она представляет собой параболу, и реальная ценность рано или поздно окажется равной нулю».

Они сравнили биткоин со средством традиционной китайской медицины под названием Ижао (Ejiao), получаемым из ослиной кожи, — считается, что оно имеет омолаживающий эффект и улучшает качество кожи.

В 2016 году Китай произвел 5 тыс. тонн Ижао — для этого потребовалось 2,5 млн ослиных шкур.

Ослов в стране становится все меньше, что приводит к появлению подделок, полученных из шкур коров и лошадей.

В итоге ведущий производитель оригинального продукта — Dong E-E.Jiao — выигрывает от явления, которое в Bernstein назвали дефицитом доверия.

Подобно биткоину, Ижао представляет собой ограниченный ресурс, и его стоимость тоже зависит от уверенности в реальности спроса.

На практике это обернулось повышением цен на Ижао в 18 раз за последние 10 лет.

Где-то между биткоином и Ижао на кривой спроса присутствует байцзю марки Fetien — популярный китайский алкогольный напиток.

Подавая гостям байцзю, человек демонстрирует окружающим свой статус, таким образом, потребление этого продукта можно назвать демонстративным — это так называемый эффект Веблена.

В целом экономическая теория предполагает, что падение цен увеличивает потребление продукта.

Но в случае товаров из категории демонстративного потребления — это предметы роскоши, в том числе дорогая одежда и автомобили, — напротив, повышение цены усиливает сигнал, связанный с социальным статусом обладателя, и тем самым делает продукт еще более желанным.

В Bernstein это назвали «демонстративной ценностью» товара, и, похоже, сегодня биткоин обладает некоторыми признаками товара демонстративного потребления, цена на который может расти просто потому, что многие люди думают, что это крутая штука.

В Bernstein пишут: «В середине 2017 года мы провели опрос 1070 потребителей китайских потребительских товаров премиум-класса, и он показал, что демонстративное потребление служит третьим по значимости фактором, определяющим выбор марки байцзю премиального сегмента между Fetien и его сильнейшим конкурентом Wuliangye. 32% респондентов указали, что выбирают определенный бренд, поскольку, подавая его на стол, они выказывают уважение к гостям. Также в пятерку мотиваций попала формулировка: „Человеку моего сорта этот бренд подходит“, — так ответили 23% респондентов».

Также 27% выбрали вариант: «Когда я пью или угощаю гостей Fetien, это показывает, что я успешен».

Цитата из отчета: «Подобная природа спроса стала одним из факторов, приведших к росту цен на Fetien в период с 2007 по 2012 год, а за последние 12 месяцев — на 64%».

Стоимость всех трех перечисленных продуктов — биткоина, лекарственного средства Ижао и напитка байцзю марки Fetien — отчасти является производной ограниченного предложения.

Искаженные базовые факторы

Если говорить о Ижао, здесь играет роль и уверенность в будущем спросе, в то время как в случае с биткоином и байцзю ее нет, а кроме того, напиток, как и криптовалюта, подвержен искажениям базовых экономических факторов.

Например, в конце 2000-х возник дефицит, на который дистрибьюторы отреагировали накоплением запасов, что еще больше сократило предложение.

Это похоже на биткоин, где, по оценкам, около 40% всех монет принадлежат всего тысяче человек.

В следующий раз цены на Fetien резко скакнули в 2012 году, когда китайское правительство начало кампанию по борьбе с коррупцией, и владельцы выбросили на рынок все свои запасы.

Между прочим, сейчас китайские власти в очередной раз атакуют криптовалютный рынок. Будет интересно посмотреть, как это отразится на волатильности биткоина и других криптовалют в 2018 году.

Огромный рост популярности этого рынка, вероятно, привлечет к нему внимание налоговых органов, фондовых бирж и банков. Эти изменения, вероятно, как-то повлияют на спекулятивный спрос, а это, в свою очередь, не может не отразиться на спросе на биткоин и другие криптовалюты.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость