Экономика после кронавируса: что нас ждет в ближайшем будущем

Делитесь и голосуйте:

Как коронавирус повлиял на экономику 

Несмотря на ожидания большинства быстрого восстановления экономики после снятия карантинных ограничений, ряд экспертов ожидают волну банкротств, и у них есть на это все основании. Если посмотреть на данные The Economist, то после того как людям снова разрешили ходить в кафе, магазины, клубы, путешествовать внутри страны и т.д., они почему-то не делают этого.

Итого мы получаем общее снижение экономики в 10%, которое в перспективе может обернуться очень большими проблемами. Ведь после COVID-19 люди пересмотрели свой подход к потреблению и стараются не тратить лишние деньги и ресурсы. Рассказываем, почему так получилось и к каким последствиям может привести.

Китай и 10%

Китайская экономика

За день до того как началась подготовка этой статьи, произошел очередной бум на американском фондовом рынке — индексы S&P 500 и Dow Jones продолжают восстановление, а NASDAQ Composite вообще вернулся к историческому максимуму цены. Аналогичные процессы восстановления фондовых рынков происходят в Европе и Азии, и важным триггером для роста является экономика Китая.

Ведь на Поднебесную пришелся первый удар коронавируса, там был очень жесткий карантин, который фактически остановил все производство, а как вы знаете, Китай это фабрика для всего мира. И вот теперь на рынке новая волна позитива, потому что экономика Китая вернула себе 90% от докризисного производства. Казалось бы, до полного возвращения на былые рельсы остались какие-то 10%, но что если это только кажется чем-то незначительным? Может ли получится так, что всего -10% окажутся фатальными для многих из нас?

Данные статистики взяты из материалов издания The Economist, и надо отдать им должное, за то что обратили внимание на проблему. Так вот при официальном снижении китайской экономики всего на 10% после карантина, мы имеем падение потребительской активности на 50%. Также текущая загруженность отелей составляет менее 50%. А пассажирские авиационные перевозки сократились на целых 75%, так что старина Уоррен Баффет явно что-то знал, когда продавал акции авиакомпаний.

Эти 10% от общей экономики, которые вылились в падение на 50% и 75% в конкретных отраслях могут быть спровоцированы простейшей защитной мерой, которая называется социальная дистанция. Просто не стойте в очереди на кассу в магазине ближе чем полтора метра до следующего человека. Представьте, насколько сразу вырастет такая очередь, захотите вы в ней находится?

С учетом этой дистанции рестораны и кафе смогут принять меньше посетителей, но даже так, они все равно не заполнены. Люди заканчивают работу и не идут по привычному маршруту развлечений, они спешат домой, где безопасно, привычно, и есть чем заняться, ведь за время карантина сформировались новые привычки, которые не подразумевают трату денег.

Значит ли это, что во всем виноват карантин, и правы были страны, такие как Швеция и Беларусь, которые от него отказались?

Швеция

Карантин в Швеции

Нельзя не вспомнить ставшее крылатым выражение президента Беларуси Лукашенко: «Жрать что будем?». Так одной фразой он объяснил то, что последствия пандемии могут оказаться небольшой проблемой в сравнении с самим карантином. И точно такой же логики придерживается правительство Швеции, где решили не вводить никаких ограничений.

Тут будет правильным сделать небольшое отступление и отметить, что в Швеции крайне высокий процент смертности от коронавируса в сравнении с общемировой статистикой. Даже если учесть, что ряд стран скрывает реальные данные, но не будем уходить от темы. Факт в том, что в самом начале пандемии и сейчас, когда статистика не порадовала, власти Швеции все равно не вводили никаких ограничений. Людей попросили носить маски и соблюдать личную гигиену, но на этом все. Их не заставляли сидеть дома, не закрывали кафе, не ограничивали передвижение внутри страны и т.д.

При этом в соседней Дании, где все эти ограничения были введены, потребительские расходы упали на 30%. А в Швеции, где не было карантина, расходы населения снизились на 25%. Частично, это связано с закрытием границ другими странами и тем, что туристы не попали в Швецию. Но большую часть в снижении расходов сделали именно шведы, хотя их никто и не просил. Но с учетом того как весь мир пугали новым вирусом, люди стали ограничивать себя сами. И эта программа действия находится глубоко в подсознании, ты меньше тратишь, чтобы не подвергать себя лишней опасности.

И это хорошо для одного конкретного человека или семьи. Первое правило финансовой грамотности на пути к достатку, звучит как «научись контролировать свои расходы и убери из них лишнее». То, что люди перестали покупать ненужные им вещи или начали ужинать дома, это хорошо конкретно для них, но не для бизнеса и не для экономики сначала отдельных стран, а потом и всего мира. Потому что наше общество строится на постоянном потреблении. Мы давным-давно потребляем гораздо больше, чем нужно на самом деле, и это двигало экономику вперед, заставляя наращивать производство.

Банкротство

Банкротство компаний

В Китае уже началось банкротство малого бизнеса, средний и крупный вероятно пойдут следом, просто у них больше запас прочности. США и Европа отстают по этим процессам, потому что позже начали снимать карантин, но уже сегодня можно наблюдать снижение обращения реальных денег в экономике.

Все происходит по следующему сценарию. Например, есть небольшая сеть из трех ресторанов, которая была закрыта во время карантина и за это время понесла расходы, не имея никаких доходов. Когда ограничения сняли, люди не заполнили рестораны под завязку, выторг оказался в разы меньше ожиданий, и поэтому владелец бизнеса вынужден сократить часть сотрудников, а затем и закрыть один или даже сразу два ресторана. Тем самым он увеличит количество безработных, заплатит меньше налогов, владельцы недвижимость не получать ожидаемых денег за аренду и тоже станут сокращать расходы и так далее по цепочке.

Потому что в текущей версии мировой экономики все связано между собой. Закрытие небольшой уличной кофейни автоматически снижает спрос на производство кофе и одноразовой посуды, следовательно, поставщики и производители должны будут уволить кого-то из своих работников. Все эти люди не поедут на работу, что ударит по доходам перевозчиков, и тогда они купят меньше топлива и потратят меньше средств на обновление и обслуживание своего автопарка.

Зависимость перевозчиков от спроса лучше всего просматривается в авиационной отрасли. Авиакомпании уже сокращают людей, потому что некого возить, и как результат, авиагигант Boeing начал увольнять сотрудников, ведь у них резко упали заказы на новые самолеты. Что в свою очередь скажется на металлургической, химической и электротехнических отраслях промышленности.

Последствия пандемии

Важной проблемой является также то, что последствия пандемии в первую очередь ударят по людям, которые трудились на низкооплачиваемой работе. Речь о продавцах, официантах, кассирах, разнорабочих и так далее. Но таких людей подавляющее большинство, а еще у большинства из них нет совершенно никаких накоплений.

Каждая страна по-своему реагирует на данный вызов, но будут это денежные пособия или призывы затянуть пояса, в любом случае проблема не решится, и рано или поздно мы столкнемся с ситуацией народного бунта. Что может обернутся кардинальной сменой политического и социального устройства привычного нам мира.

Об этом, кстати, еще до начала кризиса 2020 говорил другой богатейший человек мира Рей Далио. Что разрыв между богатыми и бедными не может увеличиваться до бесконечности, и в какой-то момент бедные осознают, что их гораздо больше и именно они представляют реальную силу. А чем это может обернуться, легко узнать из истории двадцатого века.

Читайте также:

Гражданский бунт в США: причины и последствия для экономики

Дефляция — возможный сценарий гибели «вечнозеленого»

Можно ли быть на 100% уверенными, что кризис 2020 идет в сторону завершения

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость