Где и как овощи и золото превратить в криптовалюту и возможно ли это в РФ

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. Организацию торговли.
  2. Ликвидность рынков и активов.
  3. Клиринг и расчеты.
  4. Потребность в новом посреднике.

Токенизация урожая, недвижимости, ценных бумаг и других активов — это будущее, которое наступит в течение десяти лет. Такое мнение высказал Джереми Аллер, генеральный директор криптовалютной платежной компании Circle, выступая 21 января на Всемирном экономическом форуме в Давосе, передает Cointelegraph.

В качестве примера того, где токенизация может быть применена в реальной экономике, предприниматель привел сферу сельского хозяйства. Он считает, что уже сейчас фермер из Индии может оцифровать доход от ожидаемого урожая или же свою собственность и предложить их на глобальном рынке.

Если какой-либо инвестор с другого конца света захочет приобрести их, ему не придется проходить через многочисленные бюрократические проволочки, пояснил Аллер. Однако с юридической точки зрения такая операция на данный момент рискованна и с трудом осуществима, отметил предприниматель. Причиной этого он назвал отсутствие конкретных стандартов и законов, защищающих права потребителей.

Эту же проблему подчеркнула Неха Нарула, директор отдела по цифровым валютам в MIT Media Lab. По ее мнению, в криптоиндустрии просто выпустить токен, но сложно проверить насколько он соответствует активу в реальном мире.

«Для защиты потребителей необходимо, чтобы люди, которые выпускают цифровые активы, раскрывали информацию о том, что именно представляют собой эти активы. Важно убедиться, что они действительно связаны со своими аналогами в реальном мире», — объяснила Нарула.

Судя по растущему количеству токенизированных активов, подобная практика становится тенденцией и имеет спрос со стороны инвесторов. О том, где можно законно выпустить свой токен и насколько это реально, рассказали эксперты.

О цифровом буме — Мария Аграновская, адвокат, управляющий партнер GRAD, преподаватель Moscow Digital School

Первые теоретические основы для создания цифрового «двойника» собственности были заложены Ником Сабо и Сатоши Накамото. Через несколько лет после этого «токенизация», то есть отражение в цифровой среде активов или прав на них, пережила настоящий бум. Токены выпускались бесконтрольно практически на любые активы. В особенности популярным стало золото (включая месторождения, которые даже еще не разведаны) и недвижимость.

Одними из первых была сеть отелей Aspen Hotels and Resorts, выпустившая токены, обеспеченные недвижимостью. Сейчас проектов стало заметно больше. Например, OneGram, GoldMint — токены, обеспеченные золотом; Bitproperty, BrickBlock — платформы для торговли токенизированной собственностью; Mediatoken — токенизированные аккаунты в соцсети Instagram. Затронутыми оказались практически все сферы.

Это повлекло за собой формирование соответствующего тренда и на государственном уровне. К настоящему времени сложилась довольно обширная практика и появляется регулирование, которое делает возможным в законных рамках проводить размещение цифровых прав или деривативов и иных производных инструментов, передача которых влечет и передачу актива.

Однако правовая квалификация таких инструментов может существенно отличаться в разных странах. Например, токен может считаться товаром и облагаться НДС, ценной бумагой или же средством платежа, что влечет за собой налоговые последствия, ограничения в обороте, требования для публичных размещений, получение лицензий и прочие.

Наиболее подробно и понятно регулирование токенов разработал регулятор Швейцарии FINMA. В специальных отчетах и разъяснениях относительно цифровых активов указывается, что главный принцип: «те же правила, если те же функции».

Говоря иначе, регулятор смотрит на сущность технологии, а не на ее форму, и применяет соответствующие законодательные нормы по аналогии. Например, если токен рассматривается как ценная бумага, то применяются законы о ценных бумагах, а также Обязательственный кодекс. Всего в Швейцарии выделяется шесть типов цифровых активов.

Регулирование токенов существует и в странах Евросоюза. В них применяются директивы ЕС и, при наличии, местное законодательство о блокчейне. Но подход не всегда такой, как в Швейцарии, и имеет свои тонкости.

Например, на Гибралтаре и на Мальте проверяется сама технология и насколько она необходима в действительности, что особенно учитывается при получении лицензии. Сингапур идет по пути формирования правовой основы через ответы регулятора на индивидуальные обращения отдельных проектов.

Ситуация в Лихтенштейне во многом схожа с Швейцарией, хотя вступивший в 2020 году в силу «Закон о блокчейне» не отражает всех вопросов, и регулятор предоставляет существенно менее подробные комментарии. Здесь законодательство более новое и практики значительно меньше.

«Секьюритизация» или «цифровизация» активов стала повсеместным трендом. Однако отсутствие возможности легально провести размещение цифровых токенов в России или же в США привлекло многих в Швейцарию и другие страны, разработавшие нормы регулирования этой сферы.

Токенизация активов как таковая не обязательно означает выпуск «денежных суррогатов» — хочется надеяться, что Центральный банк РФ осознает этот факт и займет более проактивную позицию для развития цифрового рынка.

Без сомнений, риск мошенничества существует и его нужно учитывать. Но такая практика уже имеется в других странах, поэтому возможно внедрение схожих механизмов в России. Это потребует, в первую очередь, усиления кадрового состава, а во-вторых, его обучения. Другой вопрос — усовершенствование законов. Оно может происходить параллельно, опираясь на практику работы по конкретным примерам обращений от проектов.

О последствиях токенизации — Антонина Левашенко, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ

Токенизация активов представляет собой создание токенов, отражающих реальные активы. Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР отмечает, что потенциал токенизации теоретически неограничен, так как любой реальный актив может быть «помещен в блокчейн».

Для финансового рынка это будет иметь ряд сквозных последствий, которые перечислены в отчете ОЭСР «Токенизация активов и потенциальные последствия для финансовых рынков». Она окажется влияние на:

  1. Организацию торговли. Так как блокчейн позволяет проводить транзакции без центрального администратора, инвесторы могут выступать в качестве брокеров, а факт проведения транзакций будет подтверждаться самой блокчейн-системой.
  2. Ликвидность рынков и активов. С одной стороны, за счет токенизации может возрасти интерес к неликвидным активам, таким как ценные бумаги МСП или активы венчурного фонда. С другой — это может повлечь смещение ликвидности с традиционных рынков на блокчейн, что приведет к истощению ликвидности на рынках вне блокчейна.
  3. Клиринг и расчеты. Блокчейн-платформы со смарт-контрактами для клиринга и расчета имеют возможность проверять право собственности, подтверждать сопоставление сделок и регистрировать транзакции в автоматическом, неизменяемом, прозрачном режиме в реальном времени. В теории это может снизить связанные с проведением транзакций издержки. Однако они не столь велики, чтобы менять систему и переходить на торговлю на блокчейн платформе, как отмечают участники рынка.
  4. Потребность в новом посреднике. Несмотря на то, что блокчейн призван убрать посредников, токенизация активов должна будет привести к появлению нового, который будет отвечать за сохранность базового актива.

Что касается регулирования развития токенизации, то сегодня многие страны ОЭСР еще не разработали специального регулирования. Большинство стран применяет существующее законодательство о ценных бумагах, в том числе США, Германия, Великобритания. Это значит, что выпуск токенов возможен, но он должен соответствовать законодательству о ценных бумагах и инвестиционных фондах. В такой ситуации, например, будут отсутствовать специальные требования к кастодиану активов.

В то же время ряд стран, например, Франция, Мальта, Бермуды, Белоруссия разработали для регулирования токенов специальные меры. В первую очередь они применяются к процедуре ICO, но могут быть использованы и для токенизации активов из реального сектора.

Например, во Франции с апреля 2019 года в рамках Денежно-финансового кодекса Франции появилась процедура публичного предложения токенов (une offre au public). По закону токеном может быть нематериальное имущество, представленное в цифровой форме, либо одно или несколько прав, которые могут быть выпущены, записаны, сохранены или переданы с помощью распределенного электронного записывающего устройства (например, как блокчейн), позволяющего идентифицировать владельца имущества. Выпускаемые токены в соответствии с новым законодательством не будут подчиняться законодательству о ценных бумагах, если они не обладают всеми признаками ценных бумаг, зафиксированными в законодательстве.

Специальное законодательство об ICO развивается и на Бермудах. В соответствии с Законом о компаниях 1981 г. ICO определяется как «публичное предложение компании по приобретению цифровых активов».

Компании, осуществляющие ICO на Бермудах, должны подчиняться законодательству страны и получить от регулятора разрешение. Без него иностранные компании не могут продавать свои токены на территории государства.

При проведении ICO по законодательству Бермуд компания должна идентифицировать покупателей токенов. Кроме того, в ней должна быть создана система риск-комплаенса, направленная на выявление подозрительных операций, в том числе ориентируясь на рекомендации регулятора.

Несмотря на отсутствие в странах ОЭСР специального регулирования для токенизации активов, сегодня уже существуют проекты в данной сфере. Например, финтех-компания Nivaura выпустила облигации на платформе Ethereum в рамках регуляторной песочницы FCA Великобритании. В 2018 г. Всемирный банк в сотрудничестве с финансовым регулятором Австралии также выпустили облигации на специально созданной блокчейн-платформе. В 2018 г. компания «Mt Pelerin» осуществила токенизацию своих акций на блокчейн платформе Ethereum в соответствии с законодательством о ценных бумагах Швейцария. Токены были выпущены в качестве бездокументарных ценных бумаг, 5% акций были проданы в рамках публичного предложения.

Таким образом, сегодня большинство стран ОЭСР не сформировали специального регулирования для развития токенизации. В то же время некоторые государства разработали специальное регулирование для выпуска токенов, в первую очередь в рамках ICO. При этом, несмотря на отсутствие специального законодательства, ряд компаний реализовали проекты по токенизации активов, используя существующее законодательство стран или работая в рамках регуляторной песочницы.

О преимуществах токенизации и барьерах — Роман Янковский, к.ю.н., преподаватель юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, советник практики IP/IT юридической фирмы «Томашевская и партнеры»

В широком смысле токенизация активов предполагает выпуск криптоактивов, обеспеченных правом собственности: например, токенизация недвижимости, автомобилей и т.п. «В обычной жизни» для достижения того же результата можно оформить право общей долевой собственности на недвижимость или вложить недвижимость в капитал юридического лица, распределив затем акции (доли) этого лица между несколькими лицами.

Однако токенизация имеет преимущества перед традиционным инструментами: токены легко выпускаются, они ликвидны, быстро обращаются без централизованного реестра, и в конечном счете позволяют обеспечивать инвестиционные сделки реальными активами.

Основной барьер для токенизации недвижимости — в государственных реестрах, вернее, принципах их работы. Хотя внесение записи в государственный реестр без подтверждающих документов не означает появления/изменения прав на само имущество, государственные реестры все равно несут ряд важных функций. А следовательно, активы, права на которые фиксируются в реестрах (например, право на недвижимость в ЕГРН) невозможно полноценно токенизировать без перевода самого реестра на блокчейн.

Другой барьер — это законодательство о ценных бумагах, которое во многих странах содержит обязательные процедуры выпуска любых инвестиционных инструментов. Соответственно, токенизация, которая проводится в целях привлечения инвестиций, автоматически подпадает под требования о раскрытии информации (публикации проспекта), регистрации выпуска в органах государственной власти и так далее.

В ряде юрисдикций предусмотрены упрощенные процедуры для блокчейн-проектов, однако страны, которые их ввели (Швейцария, Великобритания) уже столкнулись со схемами формальной токенизации, направленной на обход законодательства о ценных бумагах.

На мой взгляд, в наиболее выгодной ситуации оказались страны с развитым законодательством об инвестиционных контрактах (например, Великобритания), где еще до блокчейна были урегулированы так называемые «альтернативные» способы привлечения инвестиций — соглашения о разделении прибылей, сети одноранговых (p2p) -займов, краудинвестинг и т.п. В России законодательно регулируются только ценные бумаги, прямо описанные в законе, и некоторые другие финансовые инструменты (например, форекс), и в результате проекты токенизации на долгое время оказались в серой зоне.

В двух словах

По словам экспертов, токенизация постепенно становится частью современного рынка. С одной стороны, появляются проекты, создающие «цифровых двойников» реальных активов, будь то недвижимости или права на владение. С другой, государства разрабатывают соответствующее законодательство, необходимое для регулирования новой сферы и обеспечения защиты интересов потребителей и инвесторов. Оба этих фактора говорят о том, что на новую технологию есть спрос, и она продолжит развиваться в обозримом будущем.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость