Евгений Романенко: Криптовалюты – это попытка вернуть человечеству честные деньги

Делитесь и голосуйте:

Биткоин – многогранный феномен, который включает в себя понятие денег, финансового инструмента и технологии блокчейн. Однако для того, чтобы разобраться с этим явлением, нужно понимать, что такое финансовая система в целом. Экономист и амбассадор Крипто-Грузии Евгений Романенко рассказал в эксклюзивном интервью LetKnow.News, почему австрийская школа экономики – один из главных инструментов для понимания сути биткоина и что для экономистов открывает криптоиндустрия.

– Расскажите о себе, чем вы занимаетесь и в какой момент заинтересовались криптовалютами?

– У меня есть несколько амплуа. Последние лет 10 я вовлечен в разного рода предпринимательскую активность. В криптоиндустрии с 2017 года. Известен в русскоязычном пространстве как ведущий интервью с криптоэкспертами на разных YouTube-каналах, а также как ведущий криптомероприятий. В 2018 году я провел более 30 мероприятий в 10 городах 4 стран, в том числе в Киеве и Одессе. Еще я амбассадор Крипто-Грузии – занимаюсь продвижением этой «кавказской Италии» в качестве будущей привлекательной локации для криптоэнтузиастов со стран бывшего СССР и всего мира. Грузия – крипто-френдли страна, третья в мире по майнинговым мощностям и 6-я по Doing Business, размер государства в ней ограничен законом в 30% ВВП. Условия для криптопроектов в этой стране в перспективе не будут уступать Швейцарии, Сингапуру и Гонконгу.

По бэкграунду я экономист, принадлежу к австрийской экономической школе. Это одна из школ экономической теории, которая зародилась 140 лет назад в Вене. На сегодняшний момент можно констатировать, что только австрийская экономическая школа может называться экономической теорией. Все другие люди, знакомые с экономикой, знают такие распиаренные имена как Кейнс, Маркс, Адам Смит, Фридман. Однако это все экономической теорией называться не может и не дает понимания о происходящем. Тому, кто желает разобраться в экономической теории, я рекомендую открыть для себя книги Людвига фон Мизеса, Фридриха фон Хайека, Мюррея Ротбарда и т.д. Украинским читателям особенно, потому что Мизес родился в Лемберге, нынешнем Львове, и там ему установлена мемориальная доска.

Теория денег – это неотъемлемая часть экономической теории. И понимание криптоиндустрии, будущей возможной роли биткоина как денег, невозможно без знаний экономической теории австрийской школы. Без нее останется непонятным мошеннический характер фиатной системы и центральных банков и роль золотого стандарта.

– Вы нелестно отозвались о Кейнсе. Но с другой стороны во время Великой депрессии вряд ли бы американская экономика пришла в себя без интервенций со стороны государства. Или рынки не нуждаются во вмешательстве извне?

– Пример Великой депрессии очень интересен с точки зрения того, как работает экономика и как государство на это влияет. Сама Великая депрессия стала комбинацией двух факторов. Сначала накачки экономики фидуциарными деньгами, то есть которые не существуют, с помощью централизованной банковской системы, которая образовалось в 1913 году, то есть с момента создания ФРС. Потом – государственным вмешательством Рузвельта, который не дал ошибкам первого этапа рассосаться естественным образом и продлил агонию экономики до Второй Мировой.

Первый этап можно сравнить с пьянкой, во время которой все напивались и при этом никто не думал о похмелье. Потом алкоголь, то есть деньги, внезапно закончились - бармен перестал подливать. И резко наступило похмелье. Тут и вмешалась государство, которое не позволила похмелью естественным образом самоликвидироваться, и начало внедрять различные меры, которые казались им антипохмельными, но на самом деле это похмелье лишь растянули.

Потому феномен Великой депрессии – это следствие вмешательства государства в естественные рыночные механизмы и блокирование возможности экономике самой избавиться от ошибок, которые были сделаны во время инвестиционного бума – накачки деньгами до 1929 года, в «ревущие двадцатые». Потому если бы государство не вмешалась, эта депрессия не длилась так долго и рассосалась бы быстро, за год-два. Как подобные кризисы, вызванные банковской эмиссией в 19 веке, неоднократно рассасывались под действием естественных рыночных законов.

Все эти причины не осознаются мейнстримными экономистами. Кейнс же на уровне ученого просто сказал, что все, что делает государство - это правильно, чем дал как бы научную индульгенцию происходящему. В свою очередь, австрийская школа не оправдывает государственные интервенции, а наоборот, показывает негативные последствия подобного вмешательства.

– Что такое Крипто-Грузия?

– Не стоит понимать это как проект или организацию. Это образ Грузии как страны, который привлекателен для криптоэнтузиастов и вызывает желание приехать туда, чтобы посмотреть на нее своими глазами, ощутить, вкусить, насладиться, восхититься и влюбиться. Ведь для многих умных деятельных людей из бывшего СССР вопрос выбора страны, в которой жить и работать, по-прежнему актуален. Почему бы им не взглянуть на Грузию?

Грузия третья страна в мире по майнинговым мощностям после Китая, США и Канады. В Грузии базируется известная на весь мир компания Bitfury. Здесь крайне либеральное законодательство после реформ Саакашвили и Бендукидзе. Это экономически свободная страна, реформы в которой делали люди с либертарианскими взглядами. По рейтингу Doing Business она занимает шестое место в мире. Такой островок Европы на территории постсоветского пространства.

В Грузии есть своя криптоиндустрия, есть криптоматы, бизнес принимает к оплате криптовалюты. Есть и коммьюнити, которые активно развивается. Мы любим Грузию и верим, что весь этот комплекс позволяет стать Грузии своего рода раем для криптоэнтузиастов. И прилагаем усилия, чтобы это произошло быстрее.

– Что такое биткоин с точки зрения теории денег?

– Начнем с азов: деньги – товар типа commodity. Такой, который выполняет главную функцию средства обмена (medium of exchange), позволяющий уйти от прямого (бартерного) обмена товаров и перейти на более удобный, косвенный. Со временем на эту роль рынком были отобраны драгметаллы, в основном – серебро и золото, которые 4 тысячелетия отлично справлялись с этой ролью. Не буду упираться в подробности истории фиатной системы, которая всего лишь 100 лет существует, являясь образчиком главного мошенничества в истории человечества, связанного с деньгами. Желающих отсылаю, например, к книге Мюррея Ротбарда «Государство и деньги. Как государство завладело денежной системой общества».

Фиатные деньги, хоть и выполняют функцию средства обмена, но имеют ряд негативных последствий, перечеркивающих их кажущиеся преимущества. На самом деле они - централизованный феномен, который порождает девальвацию, инфляцию, контроль транзакций и власть над людьми, и в конечном итоге - экономический кризис. Мы сейчас в этой системе живем. В нее архитектурно заложено разрушение денег. Любая фиатная единица разрушается потому, что с нее снято ограничение – государство и ЦБ в буквальном смысле делают их из воздуха. Именно для того, чтобы это было возможно, фиатная система и создана в привычном для нас виде.

Криптовалюты же во многом возвращают человечеству то, что называется sound money, роль которых раньше играло (и сейчас продолжает играть) золото. Это честные деньги, которые в идеале не централизованы, они могут быть созданы кем угодно, кто готов инвестировать в их добычу, их количество ограничено. Их нельзя добыть бесконечно, их девальвация и инфляция невозможны в силу физических ограничений.

Неслучайно две самые кровопролитные войны стали возможны именно в эпоху уничтожения «золотого стандарта». При «золотом стандарте» войны были невозможны в таких масштабах, у них было естественное ограничение финансирования на уровне государства, потому что деньги на войны нужно было либо отбирать в виде налогов, либо занимать - а это во все времена встречало сопротивление. Никто бы не допустил Первую мировую войну в таких масштабах. А сейчас вы можете напечатать миллиарды, за которые вам с удовольствием продадут оружие, а будущая неизбежная инфляция достанется солдатам и гражданам.

Поэтому, чтобы понять смысл криптовалют с точки зрения денег, необходимо понять сам смысл денег вообще и фиатных в частности. Криптовалюты обладают всеми свойствами золота. Оборот «крипты» невозможно контролировать, и его невозможно запретить. Криптовалюты возвращают нас к неинфлируемому «золотому стандарту», они предоставляют изящный путь выхода от использования саморазрушающихся фиатных денег, которыми нас принуждают пользоваться законом «об единственном платежном средстве», которым является национальная валюта государства Х. Bitcoin позволяет избавиться от навязанных денег и вернуться к понятию честных денег.

– Какова реальная стоимость биткоина?

– Ее не существует. Она определяется спросом и предложением на рынке в данный конкретный момент. Вопросы о стоимости биткоина задают дилетанты, которые не понимают сути биткоина. Им кажется, что Bitcoin - это очередной финансовый инструмент, и кто-то его действительно использует с этой целью. У известного биткоин-евангелиста, автора «Mastering Bitcoin» Андреаса Антонопулоса есть хорошее выражение, что биткоин – это Internet of Value, интернет ценности. Если интернет разрушил монополию на информацию, то Bitcoin разрушает монополию фиатной системы на передачу стоимости от лица к лицу. Поэтому банкиры и бенефициары кредитных учреждений, разумеется, ненавидят криптовалюты, поскольку последние обнажают их паразитарную суть и делают их ненужными.

Курс биткоина в гораздо большей степени отражает пузырь фиатной системы. Разумеется, с ростом фиатной денежной массы биткоин в фиатных единицах только дорожает.

– О чем говорит появление криптовалют на мировой финансовой арене?

– Сейчас мы, по совокупности наблюдаемого нами, экономистами австрийской школы, живем во время Великой депрессии XXI века. Появление биткоина и криптоиндустрии лишь обнажили эти вещи, открыли глаза на происходящее миллионам людей. Bitcoin привлек внимание к тому, что мы живем в ситуации раздувшегося фиатного пузыря, ситуации финансового кризиса, вызванного фиатной системой. Было бы неправильно утверждать, что Bitcoin ее могильщик. Эта система рухнет и без него - это заложено в ее архитектуре. Но биткоин позволяет увидеть то, что фиатная система несостоятельна, токсична и разрушается. В этом смысле BTC и другие криптовалюты – мощные гвозди в крышку гроба фиатной системы, в основе которой с Бреттон-Вудса 1944 года лежит доллар США.

– Как отразился хайп на криптоиндустрии?

– Как известно, не бывает плохого пиара. Он увеличивает количество людей, которые говорят о криптовалютах, которые вовлечены и интересуются технологией. И если бы не феномен курса биткоина – количество криптоэнтузиастов было бы гораздо меньше, чем есть сейчас.  Сработала положительная обратная связь. Чтобы привлекать к себе внимание, СМИ, в том числе новорожденным, нужно писать о том, о чем все говорят – курсе биткоина.

После хайпа 2017 года криптоиндустрия заявила о себе в мировом масштабе. Государства и правительства осознали, что мы имеем дело с новым феноменом, который уже пришел и никуда не уйдет. Их реакция – тема отдельного исследования, как государственные институты разных стран показали, как свою кондовость, архаизм, страх и косность, так и свою мудрость, прогрессивность и ориентированность на технологии. Характерное наблюдение: чем меньше территория страны и зависимость экономики от природных ресурсов, тем лояльнее страна к криптоиндустрии. Сингапур, Гонконг, Швейцария, Эстония, Крипто-Грузия – хорошие примеры этого.

Криптоиндустрия заняла свое место в информационном пространстве и уже никуда оттуда не денется. По всем количественным показателям, которые свидетельствуют о развитии индустрии, все метрики выросли, в том числе за счет хайпа.

– Как внедрение деривативов на криптовалюты может повлиять на криптоиндустрию? Опыт 2008 года говорит, что этот инструмент может стать причиной мирового кризиса.

– Теоретически дериватив можно сделать на любой финансовый товар – на пшеницу, на золото, на деньги, на криптовалюты. Разумеется, это увеличивает объем оборота этих производных инструментов, однако это формирует и удерживает неверный фокус на биткоине. Участники финансовых рынков воспринимают его как очередной финансовый инструмент. При этом деривативы тоже имеют явные плюсы и минусы.

Но воронка работает. Миллион людей узнали о криптовалютах. Из них пусть 2% пойдут дальше и начнут изучать феномен, читать книжки. И вот уже 20 тысяч из миллиона прибавилось.

– Что мешает повсеместному принятию криптовалют?

– Со временем это произойдет. В 1995 году у интернета тоже не было mass adoption. Принятие технологий происходит тогда, когда объективно в этом есть потребность. Если бы сейчас мы поставили задачу этот процесс ускорить и для этого назвать факторы, которые этот процесс тормозят, это были бы: негативный PR со стороны СМИ, неграмотность и леность ума обывателя, отсутствие инфраструктуры и недостаточное «социальное доказательство». Пока в вашем окружении люди не начнут пользоваться этим инструментом, вы тоже вряд ли к нему подключитесь. Однако это неизбежно и случится сильно быстрее, чем происходило с mass adoption интернета. Чем раньше вы окажетесь в авангарде криптоиндустрии, тем больше преимуществ вы получите.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость