Дневник криптоэнтузиаста 9‑15 марта

Делитесь и голосуйте:

Тот редкий случай, когда не приходится гадать, что было главным событием на прошедшей неделе. Криптовалютный рынок, как и все остальные рынки, обвалился в результате самоотверженной борьбы человечества с распространением коронавирусной инфекции. Падение биткоина в пике превышало 100%, при этом новое дно этого года было обозначено на глубине $3800.

Предвестником случившейся во второй половине недели катастрофы было снижение курса биткоина в течение уик-энда на фоне обвала котировок нефти из-за выхода России из сделки ОПЕК+. Мы выпустили статью под звучным заголовком «Путин обвалил биткоин», естественно, не подозревая, что настоящий обвал еще впереди, и что виноват будет вовсе не президент России.

Северная Америка еще не обрушила собственный фондовый рынок и поэтому могла позволить себе уделить внимание цифровым активам. Обладающий внешностью Терминатора конгрессмен Пол Госар представил законопроект о криптовалютах. Цифровые активы оказались поделенными на три категории, которые соответствуют компетенциям трех основных финансовых регуляторов: биржевые товары — CFTC, собственно крипта — FinCEN, ценные бумаги — SEC.

Во вторник отличился соучредитель компании Tagomi, недавно вошедшей в состав Ассоциации Libra, Марк Бхаргава. Он ответственно заявил, что биткоин и другие криптовалюты являются рисковыми активами. Не думаю, что Бхаргава имеет дар индийского предсказателя, по-видимому, он просто был впечатлен случившимся на днях снижением нефти и биткоина.

Продолжила свою борьбу с SEC компания Telegram, юристы которой попытались воспользоваться судебным прецедентом, чтобы закрыть инициированное против нее дело. Конечно же, у них ничего не получилось.

В среду еще ничто не предвещало «черного четверга» и мы опубликовали сравнительный обзор поведения биткоина, золота, нефти и фондового индекса S&P 500 с начала года. Впрочем, вывод был сделан совсем не наивный:

Биткоин можно рассматривать как безопасную гавань для инвестиций, но лишь до определенной степени. Когда мир летит в бездну, с ним вместе падает все. Даже цифровое золото.

Напомню, это было за сутки до обвала рынков.

По-видимому, залы Няндомского районного суда Архангельской области были наполнены предчувствием конца света. Это единственное, чем можно объяснить его удивительное решение о запрете пяти сайтов за распространение информации о биткоине. Впрочем, есть и другое объяснение: в городе Няндома вполне могли приравнять биткоин к порнографии — с соответствующими ограничениями «до 18» и «только после 22:00».

Следующую новость в среду еще можно было воспринимать достаточно легкомысленно: один из посетителей двух конференций по Ethereum, состоявшихся в марте в Лондоне и Париже, сообщил в своем твиттере, что у него диагностирован коронавирус. Соответственно, его коллеги, побывавшие на этих конференциях, нуждаются в тестировании на заражение COVID-19.

А после среды наступил «черный четверг». Он наступил не сам по себе. «Черный четверг» был рукотворным. Его материализовали два деятеля мирового масштаба. Это Тедрос Гебреисус и Дональд Трамп. Помните о них. В самые восторженные, в самые искрометные дни своей жизни — помните о них. В минуты блаженства и упоений — не забывайте о них. Это не должно повториться. То, что они совершили — невыразимо.

Сначала Гебреисус — гендиректор ВОЗ — заявил:

COVID-19 можно назвать пандемией.

Роковые слова. Вслед за этим ударил по клавишам Трамп и закрыл въезд в США из Европы. Начались панические продажи на всех финансовых рынках, включая криптовалютный. Биткоин упал за день на 26% до $6000, причем падение с $7000 до $6000 заняло всего 15 минут.

Гебреисус объявляет апокалипсис

Гиппократ завещал врачам: ’primum non nocere‘ («прежде всего — не навреди»). Понятное дело, что Трамп не врач, но Гебреисус, дипломированный иммунолог, защитивший диссертацию по борьбе с малярией в эфиопском регионе Тыграй (защитил в Великобритании, а не в Эфиопии), должен был следовать этому врачебному принципу. Но нет. Наотмашь, вдребезги и пополам.

Не всем было понятно, почему инвесторы продают все, что можно продать, включая даже и такой классический защитный актив, как золото. Поэтому мы опубликовали статью «Инвесторы продают золото, чтобы обеспечить ликвидность и не поддаться панике», чтобы компенсировать потери на фондовом рынке и избежать новых потерь. Статья стала неожиданно популярной на нашем канале Яндекс Дзен — может быть потому, что она вышла за пределы узкой темы криптовалют?

Многие в тот день испытали отрицательные эмоции и даже шок, но только не апологет золота Питер Шифф, который, исполнившись злорадства, поспешил сравнить биткоин с тонущим кораблем и даже спел поэтичное «воздух выходит из этого пузыря».

Пятница тоже была «черной», точнее, ночь с четверга на пятницу, в течение которой биткоин совершил 3-часовое путешествие на глубину ниже $5000, достигнув, казалось бы, недосягаемой впадины $3800 (по версии Bitstamp).

Погружение биткоина ниже $5000 в ночь с 12 на 13 марта

Надо было как-то осмыслить происходящее, и в этом нам помог выдающийся популяризатор биткоина Андреас Антонопулос. Собственно, не было нужды в том, чтобы Антонопулос сказал что-то новое. Еще два месяца назад он предвидел падение биткоина из-за финансовых потрясений, и не только предвидел, но и объяснил механизм этого падения: «Когда люди окажутся во власти страха перед возникшей рецессией, они отзовут свои инвестиции и аналогичным образом выйдут из крипты». И далее:

Вот почему я думаю, что первым эффектом рецессии окажется обрушение крипты, поскольку возникнет нехватка ликвидности, что является классическим результатом и проявлением рецессии.

Что тут можно сказать? Исчерпывающее объяснение.

Тем не менее, Антонопулос не прошел мимо факта свершившегося обрушения главной криптовалюты и остроумно заметил: «Вы неправильно поняли термин ’халвинг‘». Действительно, уполовинили цену, а не вознаграждение.

Шутки шутками, а если серьезно, то «черные» четверг и пятница научили нас простой истине: во времена пандемии невозможно купить товары первой необходимости ни на золото, ни на биткоины. Это особенно очевидно на примере туалетной бумаги, безо всякого преувеличения ставшей для западного общества метафизическим символом апокалипсиса. К сожалению, британские ученые еще недостаточно изучили сакральный смысл покупки туалетной бумаги.

Всадники апокалипсиса

Действительно, золото и биткоины не принимают в супермаркетах. По разным причинам, но не принимают. Золото — из-за его физических свойств, биткоин — в силу его низкой распространенности («в крипте» находится лишь 0,1% человеческого популяции).

Неожиданно порадовал известный эксперт в области трейдинга Тони Вайс, для которого характерен пессимизм из разряда «не верю в конец криптозимы» и «все альткоины умрут, выживет лишь биткоин». Он заявил, что случившееся — это окончательная капитуляция двухлетнего медвежьего рынка. Нам понадобилось достичь дна криптовалютного рынка, чтобы узреть воочию оптимизм пессимиста.

В субботу похожий на Вячеслава Бутусова (помните Nautilus Pompilius?) американский инвестор Энтони Помплиано заявил, что биткоин и золото ведут себя одинаково в условиях кризиса ликвидности, но не как защитные активы, а в плохом смысле: оба падают в цене.

В течение уик-энда цена биткоина продолжала находиться выше уровня $5000. Любопытно, что космическая волатильность этой недели не смогла посрамить математическую модель цены биткоина Stock-to-Flow, которая описывает зависимость цены дефицитного актива от соотношения его текущего производства к общим запасам. Оказалось, что наблюдаемые колебания находятся в пределах допустимого, с точки зрения модели, интервала. Напомню, почему это важно: согласно матиматике Stock-to-Flow, биткоин обязан подняться до $100 000 в период между 2021 и 2024 годами.

Что ждет нас дальше? — Да то же самое, что и всегда: боковое движение криптовалюты закончится, и будет импульс — вверх или вниз. По состоянию на вечер воскресенья наблюдалось равновесие между паникой предыдущих дней и перепроданностью биткоина.

Достаточно очевидно, что в ночь с четверга на пятницу из биткоина вышли все инвесторы со «слабыми руками» — все эти венчурные капиталисты, фондовые трейдеры, частные инвесторы с дешевыми кредитными деньгами и прочие авантюристы. После падения цены до $3800 появились покупатели, благодаря которым в течение всего лишь получаса произошел подъем на высоту $5300. Хочется думать, что это вмешались «ядерные» криптаны, которые понимают, что биткоин по цене меньше $3-4 тыс. — это отличная скидка. Фактически, этим самым было доказано, что биткоин действительно обладает собственной стоимостью.

Впрочем, не от энтузиастов биткоина зависит дальнейшее развитие событий. Будем надеяться, что текущая турбулентность на мировых рынках не приведет к развитию глобального финансового кризиса. По моему скромному мнению, главное сейчас — не допустить массового распространения режима чрезвычайной ситуации, который страшнее коронавируса COVID-19.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость