COVID-кризис и Великая депрессия: Что общего?

Кризис, вызванный пандемией коронавируса, часто сравнивают с Великой депрессией 1930-х, когда за крахом фондового рынка в октябре 1929 года последовала самая настоящая паника на Уолл-стрит, уничтожившая счета миллионов инвесторов и обанкротившая сотни компаний.

Конечно же, в этот раз ситуация оказалась не такой удручающей, однако мировая экономика и вправду переживает не лучшие времена. По оценкам Всемирного банка, в течение следующего десятилетия 1 млрд молодых людей попытаются выйти на рынок труда, но менее половины из них найдут официальную работу. В результате большинство молодых людей, многие из которых принадлежат к меньшинствам и маргинальным группам, останутся без работы или будут жить в нищете.

Согласно официальным данным, за первые три месяца пандемии порядка 4,5 млн человек потеряли работу в еврозоне. На Филиппинах безработица достигла рекордного пика в 45,5% в июле.

В США пик безработицы составил 14,7% в апреле, а в июле — 10,2%. В Великобритании в период с марта по июль число людей, претендующих на пособие по безработице, выросло до 2,7 млн.

Для сравнения, безработица во время Великой депрессии в мае 1933 года достигла пика в 25,6%.

Стоит отметить, что сравнение рецессии 2020 года с Великой депрессией чревато трудностями с измерением, но возможны некоторые грубые сравнения, основанные на различных мерах экономической активности.

Согласно исследованию ФРС Сент-Луиса, совокупный спад экономической активности в течение первых двух кварталов рецессии 2020 года был несколько больше, чем снижение валового национального продукта (ВНП) в течение первых двух кварталов Великой депрессии. Кроме того, падение реального ВВП во втором квартале 2020 года превысило самое большое сокращение ВНП на четверть реального во время депрессии. Однако сокращение в эпоху депрессии продолжалось более трех лет.

В случае с индексом промышленного производства (ИПП), снижение активности в течение первых четырех месяцев депрессии и рецессии 2020 года было схожим.

В дополнение к значительному снижению экономической активности и занятости, уровень цен также значительно упал во время Великой депрессии. Рецессия 2020 года, в свою очередь, также зарегистрировала снижение цен в течении первых двух месяцев, однако после началось восстановление, которое, по прогнозам, скоро превысит докризисный уровень.

В заключении хочется отметить, что экономический эффект пандемии не только схож с последствиями Великой депрессии, но и по некоторым показателям превысил ее. С другой стороны, Великая депрессия продолжалась в течение четырех лет после достижения пика, в то время как медвежий рынок 2020-го оказался самым коротким в истории. Все же еще рано говорить о полном восстановлении, по крайней мере до тех пор, пока не появится вакцина.

Государство и общество