«Борьба» человека с интернетом с момента появления первых браузеров и до Web 3.0

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

Одним из главных преимуществ Web 3.0 адепты этой концепции называют уход от влияния корпораций. Предполагается, что пользователи вернут себе право на контент, который создают, а аккаунты в соцсетях станут чем-то вроде криптовалютных кошельков, более свободными и мобильными.

Как люди вообще оказались в зависимости от глобальных лидеров рынка? Для поиска ответа на этот вопрос стоит оглянуться и провести небольшую ретроспективу. На первых этапах развития интернета сетью пользовались немногие. Чаще всего, это были ученые или технические специалисты отдельных компаний, которые обладали навыками, нужными для загрузки данных в интернет, — тогда этот процесс был гораздо сложнее.

Они получили возможность искать информацию в любой момент времени, текущее местоположение не имело значения. Так сформировалась простая цепочка взаимодействия: один пользователь добавлял информацию на сайт, загружая ее напрямую на сервер, другой читал ее и применял в работе или для удовлетворения личного интереса. Иных форматов коммуникации в Web 1.0 практически не существовало.

Все изменилось с наступлением эпохи Web 2.0. Интерфейс стал более дружелюбным, а люди начали общаться друг с другом и делиться личным контентом. Огромную роль в упрощении использования интернета сыграли мобильные телефоны: для маленьких экранов требовались «облегченные» версии браузеров и сайтов. Чем удобнее они становились, тем больше времени люди проводили в сети.

Увеличение аудитории и рост интереса к новым технологиям начали истреблять анонимность. Соцсети открыли возможность для общения с любым знакомым человеком — соседом, одноклассником, родственником, коллегой. Для большого количества людей это оказалось гораздо привлекательнее, чем коммуникация с пользователем под выдуманным никнеймом и кадром из мультфильма на аватаре.

Так мы пришли к тому, что видим сегодня: смартфоны и соцсети блестяще владеют нашим вниманием. Если раньше мы могли провести пару часов вечером за домашним компьютером на какой-либо одной площадке, то теперь утро начинается с проверки разных приложений: в одном смотрим, сколько лайков и просмотров набрал контент, сделанный за выходные, в другом проверяем отклики по работе, в третьем — читаем новости и шутки в 280 символов. Процесс может затянуться на весь день: как только уведомления в одной соцсети проверены, можно перейти в другую, а затем — вернуться и увидеть новый контент.

Откуда он берется? Его предлагают алгоритмы. Почему площадки имеют возможность предлагать посмотреть посты других пользователей? Они им владеют — это жесткий, но простой ответ. После того, как человек выкладывает картинки, тексты или видео, он теряет над ними контроль. Авторское право сохраняется, но едва ли кто-либо будет воевать с каждым аккаунтом, который использует контент без отметки автора.

Более того, площадки могут заблокировать пользователя из-за жалоб или собственных правил. У каждой соцсети свои рамки цензуры, которые нередко высмеивают — самый яркий пример связан с запретом на выкладывание женской груди. Раз в несколько лет «оживает» флешмоб #FreeTheNipple: фотографы, блогеры, простые пользователи выкладывают кадры, на которых заменяют женские соски мужскими. Так они обходят условия использования некоторых платформ и подчеркивают их абсурдность.

Одни смеются над сложившимся миропорядком интернета, другие переживают кошмары — теряют доступ к блогам и аккаунтам, с помощью которых зарабатывают на жизнь, воюют с теми, кто присваивает себе чужие работы (с этим часто сталкиваются художники), или просто становятся зависимыми от постоянной проверки лайков. Трудно представить, что человек совсем откажется от интернета.

Однако взаимодействие с сетью может измениться — в этом и есть идея Web 3.0. Предполагается, что заправлять балом будет блокчейн, и именно его технологии и смарт-контракты лягут в основу регулирования отношений между людьми, соцсетями и корпорациями. Один из приверженцев новой концепции, специалист по маркетингу и продажам Жиль Диси, считает, что в будущем люди будут привязывать криптокошельки к существующим аккаунтам, и каждый созданный пост станет своеобразным активом, хранящимся в нем. Доступ будет только у владельца кошелька, и, благодаря этому, он, а не корпорации, окажется единственным хозяином своего контента — в этом и есть кардинальная разница между Web 2.0 и 3.0.

За идеей равенства между бизнесом и людьми стоит вопрос использования личной информации. Сейчас соцсети знают о человеке все, а браузер Google Chrome анализирует ваши запросы и составляет полноценный портрет: сколько зарабатываете, как часто проводите время вне дома, находитесь ли в отношениях. Это позволяет предлагать более релевантную рекламу и эффективнее продвигать товары. Сегодня даже ходят слухи о том, что для создания персонализированных предложений смартфоны «подслушивают», о чем говорят их владельцы — доверять этим слухам или игнорировать их, каждый решает сам, но даже факт существования подобных идей (которые, к слову, никто не опроверг) помогает понять масштабы влияния корпораций на людей.

Оттого интереснее представить, как люди будут возвращать право на цифровую репрезентацию. Вероятнее всего, трансформация интернета коснется многих сфер жизни: экономики, образования, работы, хобби. Возможно, станет больше свободы, а вместе с ней — ответственности за каждый пост. Идея адекватной коммуникации между людьми и корпорациями выглядит утопично, однако, если она реализуется, интернет вновь станет пространством с бесконечным количеством возможностей для времяпрепровождения — таким, каким он и задумывался.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость