Артем Калихов: Чем лучше правовая система готова к нововведениям, тем скорее они происходят

Делитесь и голосуйте:

Как сейчас развивается рынок корпоративного блокчейна в России? Каких игроков на рынке вы можете выделить? Изменила ли что-то пандемия?

– Пандемия внесла коррективы замедлив или даже остановив многие проекты, которые активно развивались до 2020 года. С другой стороны, появились новые стартапы и продукты — они дали рынку импульс для дальнейшего развития. Возможно, один из самых ярких примеров — национальная система дистанционного электронного голосования на блокчейне от Ростелекома и Waves Enterprise или блокчейн-платформа ФНС. 

В этом году мы наблюдаем возобновление интереса к технологии благодаря нескольким факторам: закону о ЦФА, созданию прототипа цифрового рубля, последующим этапам реализации Дорожной карты развития систем распределенного реестра. 

Что касается основных игроков — их достаточно много — я бы выделил почти все крупные российские банки: Сбер, Альфа-Банк, Райффайзенбанк и другие. Они активно экспериментируют с технологией и разрабатывают свои решения. Основными поставщиками блокчейн-разработок для бизнеса на российском рынке считаю Hyperledger Fabric от IBM и Waves Enterprise.

Из данных PWC’s Global Blockchain Survey следует, что лидерами в переходе на блокчейн сейчас являются компании из США, через 3-5 лет их может обогнать Китай. От чего зависит интенсивность распространения сегмента корпоративного блокчейна в различных странах?

– Есть несколько основных факторов:

- Культура внедрения инноваций в компаниях. США здесь безусловный лидер — американский бизнес готов экспериментировать, пробовать что-то новое и перестраиваться, чтобы добиться максимальных финансовых показателей.

- Способность компаний договориться и объединиться в рамках одной платформы. Внедрение блокчейна в отдельно взятой компании — это тупиковый путь. Чаще подобные изменения происходят по всему рынку единовременно — поэтому критически важно, чтобы компании умели договариваться и сотрудничать. Важны открытость, уровень взаимного доверия в стране. По этому направлению также лидируют США.

- Поддержка государством развития технологии и рынка. В некоторых странах катализатором развития блокчейн-технологий становится не бизнес, а государство. В таком случае важно, чтобы регуляторы поддерживали нововведения. В этом смысле лидирует Китай — там разработка блокчейн-решений почти монополизирована правительством. Россия тоже относится к категории стран, где блокчейн-изменения приходят «сверху», и у нас подобные решения есть: разработана дорожная карта развития технологии, правительство будет выделять средства на исследования и разработку;

- Комфортный регуляторный режим в области блокчейна и криптовалют. Чем лучше правовая система страны готова к нововведениям, тем скорее они будут происходить. Сейчас в мире почти нет мест, где в отношении криптовалют разработана сильная законодательная база, но лидеров выделить можно — США, Великобритания, ЕС. Россия пока отстает: наши регуляторы только-только начинают закладывать правовой фундамент для рынка криптовалют.

- Наличие сильных центров компетенции и подготовка разработчиков. Без грамотных специалистов и разработчиков провести какие-то изменения невозможно, поэтому в развитии блокчейн-технологий преимущество у стран с сильными компетенциями. Тут, опять-таки, лидируют США и западные рынки.

Большинство партнеров Waves Enterprise сейчас — финансовые институты: банки, инвестиционные компании. Почему так получилось? Расскажите о конкретных кейсах, когда блокчейн помог заметно повысить эффективность работы компании.

В теории популярность блокчейна в финансовом секторе объясняется легко. Криптовалюта — исходный сценарий использования блокчейн-сети, поэтому финансовый сектор активнее других использует эту технологию. 

На практике всё так же: финансовый сектор по-прежнему остается одним из основных потребителей блокчейн технологий. Токенизация, цифровые финансовые активы, CBDC, финтех-сервисы — все это легко реализуется на блокчейне. 

Что касается конкретных примеров: Альфа-Банк активно использует технологии Waves Enterprise для своих финтех-решений — например, для блокчейн-сервиса, позволяющего корпоративным клиентам банка управлять платежами, кредитно-депозитными продуктами и пулом ликвидности в доверенной среде. 

Другой пример на российском рынке — мы к нему отношения не имеем — компания Factorin, разрабатывающая блокчейн-платформу для финансирования поставщиков. Блокчейн в данном случае значительно снижает затраты на обслуживание всех процессов факторинга и минимизирует риски.

Для каких решений чаще всего применяется блокчейн?

– В настоящее время блокчейн активно используется в финансовом секторе для построения систем взаиморасчетов, кредитования, банковских гарантий, кэш пулинга, факторинга, клиринга. За пределами финансового сектора блокчейн применяется в цепочках поставок, документообороте. Появляются пилоты в сфере энергетики и ЖКХ. 

С 2019 года активно развиваются системы дистанционного электронного голосования, в том числе на федеральном уровне.

Какие блокчейн-платформы используются для подобных решений?

– На самом деле, используют корпоративные блокчейн-платформы как отечественного, так и зарубежного происхождения. Это оправдано, поскольку к ним предъявляются высокие требования к информационной безопасности и конфиденциальности, пропускной способности — публичные блокчейн-платформы не всегда могут этим похвастаться.

Кроме того, публичные блокчейн-платформы часто берут криптовалюту в качестве комиссии за транзакцию — в России с подобными схемами могут возникнуть сложности из-за особенностей регулирования.

Блокчейн чаще используется крупным и средним бизнесов. В России очень мало пилотов от МСБ. Почему так? Изменится ли это?

– Во-первых, так происходит потому, что блокчейн является инфраструктурной технологией: ее внедрение в отдельно взятое предприятие МСБ стоит очень дорого. Во-вторых, текущая практика внедрения связана скорее с усовершенствованием уже работающих бизнес-процессов, а не построением новых — такие процессы, как правило, есть только у крупного и среднего бизнеса. В-третьих, в России очень жёстко регулируются решения, связанные с криптой и блокчейном — это тоже ограничивает МСБ.

Тем не менее, сейчас появляются решения и для небольших компаний. Например, блокчейн-платформа ФНС для выдачи льготных кредитов МСБ. На мой взгляд, этот рынок будет активнее развиваться в 2022-24 годах. 

Какие у вас планы по дальнейшему развитию блокчейна в России? Как изменится рынок в ближайшие годы?

– Мы стараемся способствовать развитию блокчейна в РФ: проводим обучающие мероприятия в ВУЗах, публикуем просветительские колонки в соцсетях, занимаемся исследованиями, сотрудничаем с техническими комитетами. Например, недавно подали заявку на патент по теме выдачи синдицированных кредитов на блокчейне.

Что касается дальнейшего развития, на наш взгляд, следующий логичный шаг – создание отраслевых и кросс-отраслевых блокчейн платформ, объединяющих предприятия в единой доверенной среде, выработка и принятие стандартов в области блокчейн и криптографии. 

Кроме того, в связи с принятием закона о ЦФА, стоит ожидать технологических решений по выпуску, обороту и обмену цифровыми активами. Некоторые компании уже подали заявки на разработку платформ.

– Прокомментируйте будущую архитектуру цифрового рубля: каким образом Центробанк будет решать техническую сторону вопроса? 

– Это будет платформа, разработанная ЦБ России, к которой будут подключены банки, отвечающие за взаимодействие со своими клиентами в рамках инфраструктуры цифрового рубля. Это чем-то напоминает систему быстрых платежей. 

Основные технологические вызовы здесь – обеспечение необходимого уровня информационной безопасности и производительности. Также нужно будет позаботиться о возможности проведения оффлайн расчетов в цифровом рубле.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость