Как распознать scam ICO?

Делитесь и голосуйте:

Scam — это обман

 

Чтобы понять, что scam явление не новое, нужно лишь добавить к нему точку и com — http://scam.com— выдаст сотни результатов по теме. И это неудивительно: людям свойственно ошибаться, а значит всегда найдутся те, кто превратят их ошибки в бизнес.

И вот об этом поподробней.

Скам — это мошенничество: опять же, простой запрос «scam+history» преподнесет большой список из разного рода сервисов, которые тем или иным образом решили сыграть на доверии, глупости или неосторожности пользователей. Сферы будут самыми разными: от энергетики до банковского сектора. Что касается сферы ICO, несмотря на молодость, существует она с 2013 года, в ней хватает скамов.

Попробуем сначала классифицировать скамы:

Во-первых, классификация по времени: краткосрочные (таких большинство и о них ниже), долгосрочные — это в первую очередь хайпы. Ярчайший пример — OneCoin, о котором уже все наслышаны, но новые приспешники всё же появляются.

Во-вторых, по сложности:

В-третьих, по субъективной стороне, как говорят юристы:

В первом случае мошенники сознательно делают всё, чтобы получить побольше и исчезнуть побыстрее. Во втором возможные потери «вкладчиков» связаны с безволием создателя (режим «всё надоело!»), с ссорой внутри команды (в сети можете найти один из аналогов storj & filecoin на эту тему), с банальной жадностью, которая, как известно, приходит во время еды — получения крипто-активов.

Чтобы оценить любой ICO проект нужно акцентироваться на четырех составляющих:

Единого рецепта в оценке не существует, поэтому остановимся на принципиальных вещах, рассматривая и детализируя которые, можно создать свою собственную модель критериев:

Команду всегда нужно проверять на истинность взаимосвязей, то есть искать не просто профиль в facebook, linkedin, но выходить на людей, которые так или иначе где-то реально засвечены. Дело в том, что в онлайн-среде наверняка должны найтись персоны, которые часто сидят в социальных сетях, имеют устойчивые группы общения и вполне открыто обсуждают свою жизнь. Если таковых нет — это очень странно. Конечно, бывают группы, где люди собираются именно потому, что они интроверты, но если из всего сонма знакомых каждого из команды нет ни одного с развёрнутой историей — это должно вызывать подозрения. Теория 6 рукопожатий в этом смысле работает: не обязательно зацикливаться на самой цифре: главное, чтобы участники были связаны с реальным миром:

Есть ещё один момент, который часто приходится использовать в повседневной практике: поиск по номеру телефона или email. Конечно, найти личный адрес кого-то из команды не всегда просто, а телефон может быть создан под специальный проект. Но вероятность нахождения этих данных не так мала. Скажем, до ? проектов так или иначе подобные данные в конце-концов раскрывали. Зачем это нужно? Дело в том, что всё имеет свойство индексироваться. Поэтому старые аккаунты в социальных сетях, на досках объявлений и во множестве других потаённых уголков Кибервселенной часто могут сказать о человеке больше, чем тысячи букв, написанных во славу.

Технологию оценить очень сложно, если вы не специалист. Правда, однажды мне помог банальный поиск исходника, который совпал со скриптом другого проекта почти на 100%. Хорошо, что Интернет создан именно как коллективный разум: задать вопрос на профильном форуме, сайте вопросов или чате (в телеграм, скажем, таких сейчас хватает) может каждый. Сделайте связку между первым и вторым «Т»: какой-нибудь банальный запрос в slack/telegram разработчикам и команде поддержки проекта, в который хотите вложиться: буквально на днях в одном чате появился «коэффициент глухоты». Фидбэк от мошенников и не- мошенников абсолютно разный. Мошенники не отвечают вовсе или отвечают предельно размыто на прямые вопросы. Исключения бывают, безусловно, но это уже иной уровень подготовки. «коэффициент глухоты» (по фамилии фаундера, который не ответил ни на один вопрос, но об этом ещё будет материал, скажу пока лишь, что в клиентах у него был даже Apple, который просил разработать маркетинговую стратегию). Фидбэк от мошенников и не- мошенников абсолютно разный. Мошенники не отвечают вовсе или отвечают предельно размыто на прямые вопросы. Исключения бывают, безусловно, но это уже иной уровень подготовки.

Концепция. Если в технологии мы оцениваем код, возможность реализации продукта с точки зрения производства, то здесь конкурентный рынок и экономическую полезность сервиса в целом. К сожалению, даже нормальные проекты не делают анализ первой и второй составляющей (что в итоге выливается в крах многих сервисов). Но скамы можно отличить по слишком радужным описаниям или, напротив, запутанным дефинициям, из которых мало что остаётся ясным после прочтения. Давайте предметно:

В этом плане мне понравился подход команды Kickico, которая пытается унифицировать изучение проектов ДО их запуска, а не после.

Токен. Наконец-то, после SEC & MAS, люди стали понимать, что выпускать не ясно что, не понятно для кого — не просто странно, но и опасно. В итоге, если видим, что токены созданы по системе «купи дешевле — продай подороже» и за ними не стоит ничего иного: бонусов, доли участия, обратных выкупов и так далее, то это ещё один повод задуматься над ТЭО (технико-экономическое обоснование) и его адекватностью. Вот ещё несколько нюансов по теме:

Всё, что описано выше, обычно воспринимается как некий усложненный элемент и оставляется в качестве «узнано, но не воспринято». Но это минимальные примеры фундаментального анализа, на котором должно строиться инвестирование и оценка рисков.

В России и странах СНГ в основном приоритет за анализом техническим. Давайте же и мы тоже не будем обходить его стороной.

Скажем, тот же . Здесь можно найти интересную информацию об одном из самых подозрительных среди последних. Кроме ICOtracker, есть и ещё ряд подобных проектов: ICOrating, где есть специальная вкладка с одноимённой закладкой, icostats и ряд других. На Golos Ден Иванов делал подборку по этому поводу — к нему и адресую.

Есть также подход, который по существу представляет собой следующую матрицу:

Данный подход был создан Алексом Контегна (Alex Kontegna). Автор объясняет данную структуру оценки ICO следующим образом: «наша карта делит пространство на матрицу с девятью слотами: в положительных (зелёных) и отрицательных (красных) полях, определенными на разных пересечениях. Хорошее применение этой матрицы — измерение параметра риска вашего портфолио (ICO-токенов), если вы владеете несколькими монетами».

К матрице прилагаются следующие простые правила:

Но нужно понимать, что автоматизация хороша при массовых оценках и плохо работает при индивидуальных. Поэтому здесь лучше использовать точечный подход: во-первых, применяя принципы, озвученные выше; во-вторых, обращая внимания на детали.

Скажем, регистрация домена. Если проект разрабатывался, то у него должна быть, пусть и небольшая, но история. И поэтому домен, которому от роду 1-3 месяца, даже полгода — выглядит странным (если только нет аффилированного с ним). Всегда импонирует открытость данных даже там, где делать этого не обязательно — вот всё тот же пример из последних наблюдений https://who.is/whois/coss.io. При этом: если компания заявляет некую историю по старым проектам, которые даже уже закрыты, то эти сведения можно проверить:

Если же говорим не о пер- или ретро-спективе, то можно посмотреть на прекрасный инструмент alerts (цели) от Гугл и воспользоваться им, прописав основные ключевые слова, связанные с брендом, которые исследуете.

Чтобы немного закрепить прочитанное, рассмотрим ряд примеров.

https://matchpool.co — социальная сеть, завязанная на блокчейне. Случилось с ней следующее (по данным Forbes): «В начале апреля 2017 года его создатели с помощью ICO получили $5,8 миллионов. Но уже через пару дней компанию покинул технический директор, которого заподозрили в незаконном выводе средств». Аналогичные истории случались и в других стартапах.

Соответственно, узнать об этом до момента, когда в голове у одного из участников (что важно), не сформировалась сама идея покинуть проект, фактически невозможно. Это риск, но он всегда должен быть заложен. Соответственно, в этом аспекте выигрывают проекты, у которых:

В заключение хотелось бы выделить следующие аспекты:

Прежде, чем рваться в бой, обратите внимание на уже существующие scam’ы — изучите, проанализируйте, сделайте обобщающие выводы:

Во многих сферах (организация бизнеса, разработка антифрод-решений, маркетинг ICO и т.д.) не раз слышал о каких-то секретных техниках и приёмах. Но таковых очень и очень мало, а сам подход, что есть некий инсайт приводит нас к настоящему сокрытию информации, которая в свою очередь позволяет манипулировать рынком с одной стороны, а с другой приводит к ситуации, когда мы надеемся на что-то, чего нет. С оценкой ICO всё ровно так.

Нужно понимать, что ICO — начинающий, а значит высокорискованный бизнес. Тем более в рамках последних заявлений SEC & MAS.

Чтобы найти скам нужны не какие-то сверх-методики, машинное обучение и работа с большими данными (хотя это, безусловно, пригодилось бы каждому), а усердие, внимание к деталям и затраченное пропорционально вложениям время на исследование ICO-проектов. Нет времени тратить силы на это? Или не заходите вообще в проекты, или обратитесь хотя бы к тому же https://www.kickico.com/ru/ — ребята, по крайне мере, стараются.

Наконец, ICO — децентрализованный подход к привлечению финансов, поэтому не стоит копировать методы централизованного анализа сюда полностью, т.к. многие вопросы в блокчейн-среде по определению решаются на доверии.

Для того, чтобы правильно вложиться в ICO или стартап на блокчейне в целом, нужно, на мой взгляд, принять три простых правила:

В целом — это не всё, но базово — да. Дальше нужно варьировать полученные принципы в рамках конкретных оценок и разрабатывать собственную систему оценок, которая может быть:

Таким образом, систему выявления скамов можно выстроить, но единственное, что всегда остаётся за скобками — это наша общечеловеческая жадность: если она свойственна вам в критичные моменты, то моя лично позиция проста: «ICO не для вас».

 

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость