На аэротакси в булочную

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. Есть ли потребность?
  2. Вертолёты, автожиры, лёгкие самолёты — всё не то
  3. Хьюстон, у нас проблемы
  4. Сомнения и опасения

Летающие машины — это ещё один образ из фантастических произведений, который как-то неожиданно и почти незаметно стал реальным. Ещё совсем недавно мы с сомнениями и усмешками наблюдали за попытками энтузиастов оснастить автомобили крыльями или создать пилотируемый человеком квадрокоптер. Сегодня никто не удивляется планам крупнейших корпораций наладить серийное производство индивидуальных транспортных средств вертикального взлёта.

Очевидно, что одна из главных причин интереса к летающим машинам состоит в том, что наземные транспортные сети не справляются. Человечество стремится жить во всё более крупных и плотно населённых мегаполисах, многие их которых были спроектированы во времена, когда нынешний оживлённый трафик представить было нельзя.

И даже самые современные города сталкиваются с проблемой бутылочного горлышка: невозможно удовлетворить потребности горожан в транспорте, который вынужден ездить между городских построек и коммуникаций по земле.

Поэтому и витает идея освоить третье измерение, поднять маршруты выше, туда, где много свободного пространства. Передвигаясь в воздухе, можно строить траектории движения не между домами, не в пересекающихся потоках, а напрямую: от точки к точке. Если трафик и там станет таким насыщенным, что транспортные средства в одной плоскости начнут мешать друг другу — всегда есть возможность развести их по вертикали. Над нашими головами километры атмосферы — поместятся все.

Уже существующий воздушный транспорт не подходит для этих целей по ряду причин:

  • экология — дополнительные источники загрязнения — двигатели на сгораемом топливе в самом центре городов неприемлемы;
  • шум — в городах и так шумно, а рёв моторов и огромных лопастей винтов сильно ухудшат ситуацию;
  • габариты — несмотря на свободу в воздухе, многотонные и громоздкие самолёты и вертолёты — точно не городской вариант транспорта;
  • отдельная инфраструктура взлёта и посадки — требуются немалые пространства для взлётных полос и вертолётных площадок, а в городах с пространством проблема;
  • ну и, наконец, доступность — частные вертолёты и бизнес-джеты — давно не экзотика, но говорить о том, что эти аппараты смогут конкурировать в цене с автомобилями, не приходится.

Выход — те самые небольшие машины с вертикальным взлётом, уже достаточно распространённые в беспилотных и управляемых с земли моделях. Кажется, что это практически идеальный вид городского транспорта: электродвигатели мало шумят и экологичны, взлёт с места — то, что нужно в плотной застройке; компактные размеры, нет необходимости во взлётно-посадочных полосах, несложное и достаточно точное управление. Сплошные достоинства, не так ли? Не совсем.

Трудности, с которыми сталкиваются разработчики и производители лёгких летательных транспортных средств можно разделить на две большие части: технические и организационные.

Среди первых — недостаточно ёмкие батареи; вращение винтов может быть опасно и для пассажиров и для тех, кто находится снаружи; есть противоречие между необходимостью делать летающие машины малогабаритными и достаточно лёгкими, и в то же время — оснащать их запасом энергии, дублирующими и спасательными системами на случай аварии.

Вторая группа проблем, возможно, даже серьёзнее. Техника развивается, тысячи учёных и инженеров, которые работают над проектами лёгких летательных аппаратов, рано или поздно найдут способ справиться с техническими ограничениями. Но как быть с невозможностью проводить испытания новых образцов в реальных условиях из-за того, что существующие законодательные нормы созданы для традиционных транспортных средств — автомобилей на улицах и самолётов в небе? Если летающая машина — не самолёт и не вертолёт, но должна эксплуатироваться внутри города, то добиться её легального статуса почти нет шансов.

Разработчики и производители должны провести серьёзную и продолжительную работу: новому виду транспорта нужно налетать много сотен и тысяч часов в городской среде, чтобы учесть в проектах большое количество нюансов, а после этого придётся внести массу изменений по результатам.

Однако начать такие полёты регулирующие органы не могут разрешить — не проведены испытания, нет нормативов, непонятен статус лиц, управляющих летающими машинами — замкнутый круг. Несмотря на тяжесть этой проблемы, она вполне решаема: чиновники в конце концов сдадутся, ведь прогресс нельзя остановить.

Звучат и мнения скептиков. Летающие аппараты из фантастических фильмов используют разные футуристические технологии, например, антигравитацию и чрезвычайно мощные источники энергии. Человечество же на нынешнем этапе ещё их не освоило, и при создании летающих транспортных средств вынуждено использовать старые добрые физические свойства материи и законы, такие как плотность воздуха и выталкивающую силу. Очевидно, мы сильно продвинулись в создании транспортных средств с винтами и на реактивной тяге, но также очевидно, что у них есть ограничения, к которым мы близко подошли.

Злые языки говорят, что Илон Маск предвидел грядущую эру летающих машин на улицах городов и именно поэтому запустил свой проект Boring Company (прокладка труб для движения транспорта под землёй) и резервный — переселение на Марс. Его можно понять: каждый день наблюдая, как люди за рулём автомобилей ведут себя, и представив, что будет происходить, когда эти же люди окажутся у тебя над головой, хочется спрятаться под землю или вообще улететь на другую планету.

Однако, наперекор скептикам и пессимистам, технологии лёгкого летающего транспорта активно развиваются. В процессе разработки и производства уже отметились такие гиганты, как Airbus, Boeing, Uber, Bell и огромное число молодых и дерзких стартапов. О том, как продвигаются дела у тех, кто не рассуждает о будущем сегодня, а своими руками делает его, поговорим в одной из следующих статей.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость