Хроники Telegram Open Network

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. 2017. Первая информация о TON
  2. 2018. Официальное объявление о проекте и сбор средств
  3. 2019. Запрет SEC на оборот Gram. Перенос запуска TON
  4. 2020. Иллюзия смягчения регуляторов и подтверждение запрета Gram судом
  5. Что дальше? 3 варианта спасения проекта

24 марта суд Южного округа Нью-Йорка поддержал решение Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) США о запрете распространения токенов Gram проекта Telegram Open Network (TON). Запрет носит временный характер, но большинство наблюдателей сомневаются в возможности юристов TON переломить ситуацию. Впрочем, это не исключает, что сеть все же будет запущена. Вспомним основные события на пути проекта и попробуем оценить его перспективы.

В декабре, на максимуме криптохайпа, в Сети появилась информация о планах Павла Дурова создать криптовалюту Gram для монетизации мессенджера Telegram. Бывший соруководитель ВКонтакте Антон Розенберг сообщил, что Дуров также намерен организовать сбор средств через ICO. Вскоре появилось видео, раскрывающее некоторые детали проекта: Telegram и Gram в будущем должны стать частями масштабной экосистемы TON.

Через две недели после неофициальных данных члены команды TON представили фрагменты White Paper проекта, а также его презентацию. Проект обещает быть революционным: не просто комбинация мессенджера и криптовалюты, но фактически «второй даркнет» со своим файлохранилищем, системой прокси-серверов и т. д. TON позиционируется как среда, где пользователи могут обходить цензуру и другие ограничения на свободу информации. При этом обещанная скорость транзакций валюты Gram сравнима с Visa и радикально выше, чем у классических криптовалют. Впрочем, в отличие от биткоина или эфира, Gram — фактически, централизованная криптовалюта с аналогом центробанка TON Reserve.

29 января начался pre-ICO проекта — закрытый сбор средств (за которые которые после запуска сети можно будет получить токены Gram) от избранных инвесторов. В последующие месяцы TON собрал 1,7 млрд долларов. Среди инвесторов — известные люди, в числе которых — вдова Стива Джобса Лорен Пауэлл Джобс, миллиардер Роман Абрамович, директор платежного сервиса Qiwi Сергей Солонин.

Россия, СНГ, Израиль и фан-клуб Паши: Кто инвестирует в TON

Изначально запуск TON планировался на конец 2018 года, но позже был передвинут на 31 октября 2019-го. В сентябре команда опубликовала код TON, позволяющий желающим испробовать полные ноды, ноды валидаторов и блок-эксплорер. Сеть казалась почти готовой, и к 16 октября инвесторы должны были предоставить свои публичные ключи.

Но 11 октября Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) США признала незаконным механизм сбора средств TON. SEC сочла токены Gram ценной бумагой, а привлечение инвестиций через продажу эти токенов (без их надлежащего юридического оформления) — нарушением закона.

Представители TON оспорили решение SEC в суде Южного округа штата Нью-Йорк. Первое заседание прошло 18 октября, но судья решил, что стороны представили недостаточно информации, и отложил процесс до января 2020-го.

Ввиду невозможности запуска сети в срок Дуров провел голосование инвесторов, по результатам которого они либо получали обратно 77% средств, либо соглашались отложить запуск сети до 30 апреля 2020-го. Инвесторы выбрали второй вариант.

В январе возобновился суд, и некоторое время казалось, что у TON есть шанс на победу. Какое-то время позиция суда к TON выглядела мягкой, да и регуляторы оказались не так единодушны, как считали некоторые. 6 февраля представитель SEC Хестер Пирс предложила ввести трехлетние регуляторные каникулы для проектов, получающих финансирование через продажу токенов. Это означало бы, в частности, отмену запрета на Gram. 19 февраля другой американский регулятор — Комитет по товарным фьючерсам и биржам (CFTC) — согласился с TON в том, что Gram является биржевым товаром, хотя некоторые биржевые товары могут одновременно являться и ценными бумагами.

Тем не менее 24 марта суд принял сторону SEC, подтвердив правомерность запрета на распространение Gram. Хотя этот запрет носит временный характер, эксперты скептически оценили шансы TON выиграть процесс. И если окончательное решение будет против TON, то проекту грозят серьезные проблемы — штраф и возврат инвесторам уже не 77%, а 100% вложенных средств (примерно четверть из которых уже потрачена командой).

Помимо полного выигрыша или проигрыша сторон, есть также компромиссный вариант — сделка между TON и SEC. По ней TON должна будет признать Gram в США ценной бумагой, а SEC — дать TON те или иные послабления. Например, право не платить штраф и/или не возвращать инвесторам все средства. Но пока неизвестно, на какие шаги реально готова пойти SEC.

Решение суда снизило вероятность запуска TON до 30 апреля. Ряд инвесторов в частных разговорах уже сообщили, что предпочли бы забрать вложенные средства. Вскоре после решения суда юристы TON подали запрос о том, распространяется ли запрет на не-граждан США. Если нет, то возможен компромиссный вариант запуска сети с возвратом средств всем американским инвесторам.

Несмотря на запрет суда, у команды TON остаются возможности для запуска сети. Здесь есть несколько вариантов, из которых мы рассмотрим три наиболее реалистичных.

Вариант 1. Пойти на сделку с SEC и провести для TON полноценное IPO

Это самый «законопослушный» вариант, который позволил бы TON доказать полную лояльность руководству США и, возможно, в итоге легально запустить сеть. Но и минусов у данного пути предостаточно.

Выход на IPO отсрочит запуск TON минимум на год. Многие инвесторы не согласятся на такое ожидание. При этом, нет гарантий, что на этот раз все получится гладко. Даже если у проекта будут полноценные акции, токен Gram останется как внутренняя криптовалюта. Если американское руководство считает, что корпоративная криптовалюта Gram угрожает существующей финансовой системе (подобно Libra), то оно найдет множество новых поводов запретить проект.

Евгений Коган, профессор ВШЭ и президент инвестиционной группы «Московские партнеры», говорит:

«Павел Дуров решил создать универсальную крипту: если у пользователя есть Telegram, то есть криптобот, и отправить деньги очень легко. Получается, это некая замена денег, и если ты можешь имитировать деньги, то ты сам себе государство. Регуляторы не любят конкурентов, поэтому попытки создать свою валюту будут неизбежно нарываться на самые недружественные шаги. В теории, Павел может прикупить островок и сделать Gram его национальной валютой. Однако в реальности государственная машина будет стараться пресекать подобные шаги законодательно».

Вариант 2. Запустить сеть, вернув средства американским инвесторам

Этот вариант мы уже отметили выше. Он допускает запуск сети до 30 апреля, пусть и с потерей части инвестиционных средств. На первый взгляд, он весьма хорош, так как позволяет удовлетворить требованиям SEC малой кровью Но и здесь есть подводные камни.

Если нарушения в ходе ICO — лишь предлог для преследования проекта, который на деле не устраивает американские власти принципиально, то власти будут и дальше давить на TON. Не исключен запрет на использование сети гражданами США, что может вызвать аналогичные решения в других странах.

Инвесторы вне США тоже могут захотеть вернуть средства. В пользу этого сегодня работает кризис, вызванный коронавирусом. Дополнительные деньги позволят инвесторам более выгодно вложиться в подешевевшие активы, нежели ждать отдачи от TON. Этот сценарий не слишком вероятен при успешном запуске сети, в том числе в США, но реален, если у проекта продолжатся проблемы.

Михаил Чобанян, основатель криптовалютной биржи Kuna, отмечает:

«Было бы наивно полагать, что американские власти дадут легко запустить TON. Однако я также уверен, что проект будет запущен: есть другие страны с более лояльной законодательной базой для криптовалют, а также другие юридические модели».

Вариант 3. Сделать проект подлинно децентрализованным

26 марта глава TON Community Foundation (TCF) Федор Скуратов заявил, что разработчики и инвесторы обсуждают возможность запуска сети как децентрализованного проекта без руководящей компании. Как и вариант 2, этот вариант возможен до 30 апреля. Тогда формально SEC лишится объекта преследования, а криптовалюта Gram перестанет быть корпоративной и не будет пугать власти параллелями с Libra. Сам же Павел Дуров может как поддержать реформу, упрочив имидж борца за свободу информации, так и дистанцироваться от нее, чтобы не портить отношения с американскими властями. Сеть может быть запущена в любом случае: исходные коды TON опубликованы осенью 2019-го, и кто угодно имеет право сделать форк сети.

Возможно, именно этот сегодня оптимален для TON. Хотя при детальном рассмотрении он тоже не лишен проблем. Если Дуров останется фактическим лидером проекта, то сеть имеет отличные шансы на успех. Но коммерческая выгода TON для Дурова станет сомнительной, а американское руководство может счесть такой поворот «читом» и устроить лидеру новые неприятности. Если же Дуров выступит против децентрализованного форка, это будет означать раскол сообщества. Значительная часть инвесторов уйдет из проекта, да и с раскруткой сети все будет сложнее.

Алексей Кириенко, CEO инвестиционной компании EXANTE, говорит:

«Дело TON и SEC — это наглядная иллюстрация того, насколько важна честная децентрализация криптовалют. Я убежден, что Павел продолжит искать способы запустить проект. Очевидно, что в США не произошло позитивного сдвига в области крипто — преследование корпоративных валют продолжается».

Инвестор в TON, попросивший не называть его имени, отмечает:

«В этой истории важно понимать, что не все проекты, которые на бумаге обозначены как децентрализованные, таковыми являются в действительности. Единственный принцип, который показал на практике настоящую децентрализацию — это Proof-of-Work (прим. автора: в Gram действует принцип Proof-of-Stake, позволяющий достичь огромных скоростей, но грозящий концентрацией власти над проектом у нескольких богатейших держателей)».

Впрочем, уже в апреле будущее TON должно проясниться.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость