10 лучших фильмов о Второй мировой войне

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  1. «Пианист» (2002)
  2. «Письма с Иводзимы» (2006)
  3. «Летят журавли» (1957)
  4. «Список Шиндлера» (1993)
  5. «Спасти рядового Райана» (1998)
  6. «Могила светлячков» (1988)
  7. «Рим — открытый город» (1945)
  8. «Подводная лодка» (1981)
  9. «Тонкая красная линия» (1998)
  10. «Иди и смотри» (1985)

С помощью Квентина Тарантино журнал TimeOut отобрал лучшие фильмы о Второй мировой войне.

За страшную историю о нацистской оккупации Роман Полански получил «Оскар».

90-е годы не были для режиссера особенно удачными: он снял камерную драму «Смерть и девушка» и триллер «Девятые врата». Однако в XXI век он вступил с киноисторией о выживании во времена Второй мировой войны, которая не просто доподлинно изобразила польское гетто, но и доказала, что Полански — по-прежнему великий режиссер. Эдриан Броуди заслуженно получил «Оскар» за лучшую мужскую роль. В фильме он сыграл роль пианиста Владислава Шпильмана, чье невероятное упорство и желание выжить вопреки всему стало вдохновляющей одой человеческому инстинкту самосохранения.

В этом фильме Клинт Иствуд изобразил историю культового сражения с обеих сторон.

Довольно странным может показаться то, что Иствуд взялся снимать кино о Второй мировой войне только в 2006 году. Зато ему удалось создать потрясающую дилогию, в которой он показал легендарный конфликт — знаковую битву за Иводзиму — как с американской, так и с японской стороны. Сначала вышел фильм «Флаги наших отцов», где Иствуд изобразил американскую культуру ведения войны и показал, как военные события искажаются и преломляются в калейдоскопе пропаганды. Режиссеру удалось раскрыть свой замысел, однако персонажи получились довольно плоскими, а сам фильм — затянутым.

А вот «Письма с Иводзимы» — прекрасная работа, к тому же фильм полностью снят на японском языке. Действие разворачивается вокруг солдат, которые связаны традициями и понятием о чести гораздо сильнее, чем их американские противники. Режиссер показал, как солдаты сражаются в заведомо проигранной войне, мечтая только о том, чтобы вернуться домой. Иствуду потребовалась изрядная доля храбрости, чтобы даже спустя 60 лет после описываемых событий изобразить японских солдат героями.

Триумфатор Каннского фестиваля, лауреат «Золотой пальмовой ветви».

Фильм был снят уже после смерти Сталина, и режиссеру Михаилу Калатозову удалось создать нечто больше похожее на британское кино 40-х, чем на шедевр советской пропаганды послевоенного периода. В истории молодых влюбленных, разлученных войной, не было ничего нового, но фильм отличился тем, что в нем была показана личная трагедия, тогда как в то время преобладала тема благородной жертвенности и коллективного духа.

Не стоит забывать, что фильм был снят в СССР, который за время войны потерял 20 млн человек, так что счастливой концовки ждать не приходится.

Впоследствии Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский сняли фильм-новеллу «Я — Куба», однако их завораживающий фотографический стиль начал прослеживаться уже в «Журавлях», а техника внутрикадрового монтажа и съемки ручной камерой станет популярной на Западе спустя годы.

Мрачная черно-белая историческая драма Стивена Спилберга — как дань погибшим предкам.

Третий фильм Спилберга о Второй мировой войне (не считая серию про Индиану Джонса) несомненно обходит по зрелищности «Империю солнца» (1987), но вместе с тем проигрывает его же сатирической фантасмагории «Тысяча девятьсот сорок первый» (1979). До и после съемок фильма об Оскаре Шиндлере Спилберг был всецело погружен в «Парк Юрского Периода», зато в перерыве он отдал дань своему еврейскому наследию. Все пришлось к месту: и Лиам Нисон в роли Шиндлера, и решение сделать фильм черно-белым, и легендарная фигурка «девочки в красном пальто». Фильм мог и провалиться, но благодаря усилиям Спилберга и Нисона он завоевал сердца миллионов.

Ад на Земле.

Спилберг, Том Хэнкс, несколько «Оскаров», «Золотых глобусов» и «Грэмми» — все это может несколько скептически настроить зрителя по отношению к «рядовому Райану». Однако при просмотре становится ясно, что это и правда почти идеальное кино о войне, в котором долг борется с дружбой на фоне беспрецедентного количества сцен насилия и моря бутафорской крови. Сентиментальный? — Да. Приторный? — Ни в коем случае.

Душераздирающий аниме-фильм от Studio Ghibli.

Всем, кто думал, что мультфильмы только для детей, стоит посмотреть аниме-драму Исао Такахаты, второго лучшего режиссера Studio Ghibli наряду с Хаяо Миядзаки. Мультфильм снят по образу и подобию драмы Элема Климова «Иди и смотри», вышедшей на экраны тремя годами ранее, в которой военные события показаны глазами ребенка. Как в аниме Миядзаки «Мой сосед Тоторо», снятом в том же году, что и «Могила светлячков», в мультфильме показано, как дети пытаются хотя бы мысленно сбежать от ужасов войны: они мечтают, фантазируют и вопреки всему надеются на лучшее.

Картина получилась совершенно душераздирающая: подросток Сэйта и его младшая сестра Сэцуко пытаются выжить в Японии во времена американских бомбежек.

Сначала зрителю мерещится надежда на счастливый конец, но потом оказывается, что еды у детей становится все меньше — равно как и людей, готовых им помочь. Американский кинокритик Роджер Эберт по праву назвал этот фильм одним из лучших, когда-либо снятых о войне. Одно можно сказать наверняка: посмотрев «Могилу светлячков», вы никогда ее не забудете.

Фильм Роберто Росселлини, ставший отправной точкой в развитии итальянского неореализма.

Шрамы от нацистской оккупации Европы были все еще глубоки, когда Росселлини приступил к съемкам своего почти документального фильма. Сценарий, основанный на реальных событиях военного времени, был написан Серджио Амидеи и 24-летним Федерико Феллини.

Действие фильма поделено на две основные смысловые части: в первой Пина (Анна Маньяни, сыгравшая здесь одну из лучших ролей в карьере) готовится выйти замуж за Франческо (Франческо Гранжаке), который пытается спрятать борца сопротивления Джорджио Манфреди (Марчелло Пальеро) от гестапо.

Во второй части происходит развязка истории, а зритель видит нечеловеческие зверства немецких захватчиков. Действия нацистов показаны с неприкрытой честностью: акцент сделан не просто на их пренебрежении к возрасту, полу и религии, но и на абсолютно бессмысленной жестокости.

Говорят, Росселлини использовал остатки пленки от других фильмов, что позволило ему придать ленте не просто кинохронический облик, но и передать настоящий ужас и тоску. Три года спустя он снял заключительный фильм своей военной трилогии «Германия, год нулевой», в котором показал послевоенный Берлин глазами немцев.

Капитан-лейтенант немецкой армии командует боевым походом подводной лодки U-96.

Изначально фильм задумывался как пятичасовой минисериал для немецкого телевидения, затем был сокращен для мирового кинопроката, а потом снова расширен до 210-минутной «режиссерской версии». Вольфганг Петерсен запечатлел кошмарные события, произошедшие на U-96, и фильм до сих пор считается самым страшным и напряженным из всех картин о Второй мировой войне.

Этот фильм снимался практически в замкнутом пространстве, которое в равной степени давит как на персонажей, так и на зрителей, пока у тех не зазвенит в ушах. Смотреть на то, как капитан, которого играет Юрген Прохоров, загоняет подлодку все глубже и глубже, практически невозможно.

Мрачная поэзия военного конфликта в элегии Терренса Малика.

Кинорежиссер. Журналист. Затворник. «Тонкая красная линия» стала первой работой Терренса Малика за 20 лет. Его предыдущие фильмы «Пустоши» и «Дни жатвы» за это время успели снискать всеобщее признание и благосклонность критиков.

Неудивительно, что лучшие актеры выстроились в очередь, только бы сняться, пусть даже и бесплатно, в новом фильме блудного сына Голливуда. Главные роли в драме по одноименному роману Джеймса Джонса, которая рассказывает вымышленную историю о войсках Соединенных Штатов во время Битвы за Гуадалканал во Второй мировой войне, исполнили Шон Пенн и Джон Кьюсак, а роли второго плана достались Нику Нолти, Джорджу Клуни, Джону Траволте и Вуди Харрельсону. Еще удивительнее список имен тех, чьи сцены режиссер в итоге вырезал из фильма: Билли Боб Торнтон, Мартин Шин, Гэри Олдман, Микки Рурк; и тех, кто пробовался на роль, но так и не прошел кастинг: Николас Кейдж, Леонардо Ди Каприо и Эдвард Нортон.

Когда картина вышла на большой экран, мнения критиков разделились: кто-то принял ее фрагментарность и затянутость некоторых частей как неотъемлемую часть режиссерского замысла Малика, а кто-то снисходительно раскритиковал фильм. В «Тонкой красной линии» действительно есть свои недостатки: закадровый голос порой становится слишком поэтичным и сказочным. Но таких моментов не много, а фильм в целом стал одним из лучших кинематографических шедевров последних десятилетий.

Центральная тема всех работ Малика — переход от юности ко взрослой жизни, от невинности к опыту, от мечтаний к реальности, и «Тонкая красная линия» не стала исключением. Малик изображает Гуадалканал в виде потерянного рая.

Две противоборствующие армии переживают по сути одно и то же, и видно, как они ничтожны пред лицом вечной природы. С одной стороны, солдаты — это личности, которые проходят разрушительный путь, а с другой, — они такие же части природы, как растения, птицы и насекомые, что их окружают.

Это особый взгляд на войну и на человека, который и богоподобен, и жалок одновременно. Малик старается избежать ледяной объективности, часто приписываемой Стэнли Кубрику, и исследует не просто мысли и чувства своих героев, но и души воюющих людей.

Истинное, отвратительное лицо войны.

15 минут ада в начале «Спасти рядового Райана» покажутся вам воскресной прогулкой по сравнению с фильмом Элема Климова. «Иди и смотри» — инфернальное кино, но оно ближе всего подобралось к тому, чтобы заставить зрителя пережить настоящий, безжалостный, сдавливающий ужас войны. Эта картина занимает в рейтинге первое место не просто за максимально реалистичное изображение жертв войны, но и за беспрецедентные аудио и визуальные эффекты, которые до тошноты погружают зрителя в разворачивающиеся на экране действия.

В «Иди и смотри» история рассказана от лица белорусского подростка Флёры (Алексей Кравченко), партизана, который из молодого человека превращается в старика, когда видит, как немцы зверски расправляются с жителями деревни. Он пытается бежать с подругой Глашей (Ольга Миронова), но на каждом шагу их ждут только боль и ужас.

Климов буквально помещает зрителя в голову Флёры с помощью всех доступных ему изобразительных методов. Так, саундтрек резко прерывается пронзительным звоном, когда рядом с героем взрывается бомба, а сцена, где он ползет в грязи, снята как бы в «реальном времени». Парадоксально, что действие фильма происходит там же, где Тарковский, Довженко и Сокуров смогли увидеть и перенести на экран ощущение божественного начала, а Климов в своей ленте четко утверждает, что если и есть бог, то в начале 40-х он прервался на непозволительно долгий обед.

И хоть Тарантино утверждает, что не смотрел «Иди и смотри», его «Бесславные ублюдки» содержат множество отсылок к ленте Климова, взять хотя бы знаменитую финальную сцену, где Флёра расстреливает портрет Гитлера. Фильм Тарантино предлагает игривую фантазию на тему мести евреев, а вот развязка Климова куда меньше обнадеживает. Он говорит, что на войне нет героев — только жертвы и преступники. И никакое количество оружия не сможет вычеркнуть из памяти Холокост. Это сбивающая с толку, гнетущая и совершенно незабываемая классика.

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость