Внедрение в России цифрового рубля может привести к рискам и затратам

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

  • Троянский конь ЦБ
  • Кому нужна цифровая валюта
  • Ориентиры на Китай

Как и любая инновация, цифровой рубль (ЦР) потенциально несет в себя значительные риски. Не случайно его внедрение является постепенным процессом и предполагает общественное обсуждение, запуск пилотных проектов и выбор из разных вариантов модели обращения. И хотя ЦБ РФ акцентирует внимание на преимуществах, остается открытым вопрос: нужна ли России альтернатива нелегализованным криптовалютам?

Обращение цифрового рубля несет существенные риски, в первую очередь, для всех коммерческих банков. Пока они не говорят об этом как о серьезной проблеме, но прекрасно осознают, что новый проект ЦБ способен в долгосрочной перспективе существенно видоизменить действующую модель двухуровневой банковской системы, заметно усилив роль и значение регулятора. Можно сказать, что цифровой рубль – это в некотором роде "троянский конь" Банка России для сектора финансовых организаций и всех экономических агентов. С одной стороны, он несет в себе новый, экономически более выгодный и надежный механизм обслуживания транзакций для всех субъектов национальной экономики, но с другой –  ЦР будет служить инструментом контроля бесконечных цепочек платежей и общей фискальной дисциплины.

Введение цифрового рубля в том виде, который обсуждается сегодня, может стать лишь первым этапом реформы отношений в денежно-кредитной сфере. Не исключено, что в дальнейшем Центробанк предложит осуществлять все финансовые операции только в форме ЦР, а также введет более жесткие ограничения на оборот наличных рублей для всех без исключения экономических агентов.

В настоящее время финансовые структуры неплохо зарабатывают на комиссиях за расчетно-кассовые операции, через банки проходит основная часть всех регулярных платежей от населения и осуществляются инкассации. Введение вознаграждения за расчетные операции с использованием цифрового рубля пока под вопросом, так же как и оплаты услуг за сбор и перевозку выручки.

Для граждан это даст прямую экономию 1-2% расходов, для бизнеса - порядка 3-5% от оборота. В этом случае традиционные безналичные переводы станут проигрывать по всем параметрам (скорость, надежность, цена) операциям с ЦР, а банкам придется трансформироваться или объявлять о ликвидации ввиду нерентабельности.

Сложно просчитать риски в долгосрочной перспективе, особенно в условиях, когда окончательная модель цифрового рубля не сформирована. Тем не менее можно прогнозировать значительную монополизации расчетного сегмента банковской деятельности со стороны ЦБ. Коммерческим банкам останется только сфера кредитования, и то при условии, что Центробанк на следующем этапе не сочтет целесообразным создать новый механизм с применением цифрового рубля.

Также введение цифровой валюты повысит интерес к более массовому использованию в расчетах национальных агентов различных криптовалют как абсолютно анонимного инструмента, удобного для многих серых сегментов экономики.

Очень сложно оценивать расходы Банка России на запуск проекта. Очевидно, что это не будет стоить дешево. Но с точки зрения общеэкономического эффекта развитие денежного обращения в стране сообразно общим тенденциям и процессам формирования основных институтов цифровой экономики.

Введение цифрового рубля – это, безусловно, шаг в сторону усиления контроля за денежным обращением со стороны государства. Получив, например, средства на строительство больницы в таком виде регионы либо физически не смогут потратить их нецелевым образом на что-то другое, либо не станут этого делать, понимая, что деньги пришли с персонифицированной меткой, а все операции автоматически зафиксируют в режиме реального времени без возможности корректировки.

Для физических лиц ситуация будет складываться аналогично. Например, человек в цифровой валюте получает социальное пособие на ребенка, материнский капитал или субсидию на продукты питания. Записать номера всех наличных купюр невозможно, а с цифровым рублем отслеживать траты гораздо проще.

Поэтому цифровой рубль выгоден прежде всего государству и ЦБ. Блага и удобства для потребителя и предпринимателя также есть, но только если бизнес и источники доходов его клиентов являются на 100% легальными. И здесь речь даже не об уголовных преступлениях или  криминале. Например, вы заказали доставку мебели, но что-то не вошло в лифт и грузчикам пришлось поднимать отдельные предметы вручную. Новый договор или дополнение к действующему вы не оформляли, изменения в его изначальные условия не вносили, дополнительные акты приема выполненных работ не подписывали, а просто доплатили на месте за более трудоемкую доставку непосредственным исполнителям. Такая доплата на месте – это "серая" экономика и несоблюдение условий 100% легальности бизнеса.

Вероятнее всего, что на начальном этапе более активными участниками сделок с использованием цифрового рубля станут юридические лица. Граждане будут проявлять осторожность как минимум в первые несколько лет после запуска пилотного проекта. Но по мере понимания удобства и надежности цифрового рубля, в том числе за счет экономической выгоды, он будет становиться более востребованной и популярной формой расчетов.

Стратегической задачей внедрения любой цифровой валюты является поэтапное вытеснение из оборота традиционных наличных денег и замена их цифровыми валютами, как более подконтрольными и прозрачными для государства.

Дмитрий Десятниченко, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС

То есть, в конечном итоге цифровой рубль, как и другие цифровые валюты, на уровне национальной экономики ориентированы прежде всего на конечного потребителя.

В качестве горизонта возможного полноценного масштабного запуска в обращение цифрового рубля можно ориентироваться на период 3-5 лет. При оптимистичном сценарии. Хотя в ряде сегментов экономики ЦР можем появиться уже в конце 2022 - начале 2023 годов.

Запуская новый проект, специалистам стоит обратить внимание на опыт Китая - лидера в процессах практического внедрения национальной цифровой валюты. В Поднебесной концепцию успешно реализовали в 2020 году. За счет цифрового юаня КНР рассчитывает заметно потеснить доллар в сегменте электронных платежей.

Для России подход Китая близок из-за схожести задач, решаемых государством посредством внедрения национальной цифровой валюты. Среди них: ответ на угрозы отключения от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей (SWIFT), снижение операционных и транзакционных издержек в экономике; эффективная борьба с преступлениями в финансовой сфере, а также адресное распределение стимулирующих и поддерживающих выплат и многое другое. Однако изучение зарубежных механизмов не предполагает их слепого копирования. У каждой страны есть своя специфика.

Дмитрий Десятниченко, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость