В борьбе с биткоином проигрывают власти

Делитесь и голосуйте:

Zuma/Tass

Элейн Оу, специалист по блокчейну в финтех-компании Global Financial Access, рассказал о том, почему попытки правительства запретить биткоин ни к чему не приведут.

Каждый раз, когда правительство пытается запретить что-то, что нравится людям, объект запрета перемещается туда, где его нельзя контролировать. Так было с сухим законом, с запретом азартных игр, с наркотиками и с борьбой с пиратством. Потом это произошло в Китае, где правительство пытается справиться с биткоином (EXANTE: Bitcoin).

В рамках усилий по контролю оттока капитала Народный банк Китая потребовал, чтобы биткоин-обменники приостановили снятие средств и обновили системы контроля за движением денег. Объем торгов на биржах заметно снизился, но биткоин-активность просто переместилась в менее официальные пункты обмена.

Блокировка LOCALBITCOINS тоже не принесет результата — люди будут ходить туда с помощью VPN. Кроме того, заметное количество сделок происходит на менее известных сайтах, а также в мессенджерах WeChat и QQ — эти системы обмена сообщениями давно реализовали собственные платежные системы и позволяют автоматизировать торговые операции с помощью чатботов.

Китайские трейдеры нашли способ торговать биткоинами

Если же человек предпочитает более традиционный торговый интерфейс, он может воспользоваться одной из децентрализованных обменных программ вроде Bitsquare, где можно построить портфель заказов из хороших предложений других участников.

Это не сугубо китайская проблема. В Турции после закрытия единственной местной биткоин-биржи заметно выросли объемы децентрализованной торговли, и то же самое произошло в Венесуэле после закрытия банковского счета ведущей обменной площадки. А в России, благодаря многолетней правовой неопределенности, рынок биткоинов стал одним из самых активных в мире.

Как пользоваться биткоинами. Краткое руководство

Да, централизованный обмен удобнее: он привлекает множество продавцов и покупателей, а также позволяет гарантировать платежи — но валюта может существовать и без него. У пользователей сети нет ни физических, ни цифровых монет — только запись в истории транзакций, хранящейся в глобальном реестре, копия которого есть у множества участников по всему миру.

Поэтому, даже если правительство заблокирует работу всех узлов сети в пределах страны, владелец биткоинов по-прежнему сможет совершать сделки, если хоть где-нибудь в мире сохранится хотя бы один узел.

Это ставит регулятора в трудное положение — трудно контролировать одновременно несуществующую и вездесущую сеть, где нет центральных серверов, которые можно было бы отключить, нет воров в законе, которых можно было бы арестовать, и складов, куда можно прийти с обыском. Органы могут только закрыть местные биржи и сопутствующие сервисы, но в результате они потеряют представление о том, что происходит на рынке.

Как делаются биткоины

Попытки искоренить биткоин лишний раз напоминают пользователям, зачем нужна децентрализованная валюта — он стал популярен именно потому, что эта платежная система, состоящая из равноправных узлов, позволяет людям проводить финансовые операции, избегая контроля третьих лиц. Пока пользователь контролирует собственные секретные ключи, он может совершать сделки с кем угодно.

Да, многие доверяют свои счета различным сервисам, но это лишь привычка пользоваться традиционными банковскими услугами. Когда регулирующие органы пытаются ограничить биткоин-торговлю, их действия снижают доверие как к самому правительству, так и к централизованным сервисам, которые власти могли бы контролировать.

Лучший способ снизить популярность биткоина — убедить людей в том, что криптовалюта им не нужна. Если бы Visa и Mastercard обслуживали платежи в даркнете и позволяли свободный перевод средств между пользователями, биткоин быстро вышел бы из оборота.

Как даркнет превратил Monero в криптовалюту года

Впрочем, это так же маловероятно, как отмена контроля за движением капитала в Китае. США, со своей стороны, могли бы реформировать правила, направленные на борьбу с отмыванием денег, благодаря которым часть населения не может пользоваться услугами банковской системы. Свято место пусто не бывает — если нормативные акты создают барьеры, мешающие легальному бизнесу обслуживать тот или иной класс клиентов, этот спрос начинает удовлетворяться незаконными организациями в обход государственного регулирования.

Рынок невозможно уничтожить — вероятно, лучше позволить ему свободно работать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Государство и общество

События и встречи

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость