«Шикарная история успеха»: что известно о криптомиллиардере Сэме Банкман-Фриде и его бирже FTX

Делитесь и голосуйте:

Содержание статьи:

Среди инвесторов — Paradigm, Sequoia Capital, Ribbit Capital, Third Point, Lightspeed Venture Partners, COINBASE Ventures, Softbank, Sino Global Capital, Multicoin Capital, семья инвестора Пола Тюдора Джонса, VanEck, Circle, а также хедж-фонды Izzy Englander и Alan Howard. «Основной целью сбора средств было найти стратегических союзников, которые могли бы помочь FTX развивать свой бренд», — сказал Банкман-Фрид. 

Сэм Банкман-Фрид родился в 1992 году в Стэнфорде, штат Калифорния. В 2014 году окончил Массачусетский технологический институт по специальности физика. Свою карьеру начал в нью-йоркской компании Jane Street Capital, куда он устроился трейдером. Он занимался продажей криптовалютных ETF, фьючерсами и акциями, а также разработал собственную автоматизированную систему внебиржевой торговли. В 2017 году Банкман-Фрид покинул Jane Street Capital и вместе со своим знакомым програмистом Гэри Вангом, с которым учился в Массачусетском технологическом институте, основал инвестиционную компанию Alameda Research, а в 2018 году — компанию FTX Trading LTD и биржу криптовалютных деривативов FTX. К концу 2019 года на долю компании приходилось 5% всех мировых объемов криптовалютной торговли.

В интервью The Wall Street Journal 16 апреля 29-летний криптомиллиардер рассказал, что он веган, живет в гонконгской квартире (в Гонконге находится центральный офис FTX) с соседями по комнате и часто спит в офисе на креслах-мешках. А еще, его компания жертвует 1% своего дохода на благотворительность. Известно, что он сторонник Джона Байдена — во время прошлогодней президентской гонки в США предприниматель перечислил $5 млн в поддержку его кампании. 

По данным на июнь 2021 года состояние Банкман-Фрида оценивалось в $8,3 млрд. Ему принадлежит 58% акций компании. В результате последнего раунда инвестиций оно может вырасти как минимум на $7,9 млрд — до $16,2 млрд, тем самым закрепив за ним титул самого богатого известного криптомиллиардера. 

Биржа FTX является сервисом компании Alameda Research, официально она появилась в 2018 году, но начала работу в мае 2019 года. Юридически сервис принадлежит компании FTX Trading LTD, зарегистрированной на островах Антигуа и Барбуда. Сэм Банкман-Фрид является генеральным директором Alameda Research, Гэри Ванг — технический директор. Ванг, до создания компании с Банкман-Фридом, успел поработать в таких IT-гигантах как Facebook и Google.

Созданная трейдерами для трейдеров, как любят говорить ее основатели, FTX занимается рынком криптовалютных деривативов — инструментов, стоимость которых зависит от роста или падения криптоактивов. «Популярные криптобиржи Kraken и Coinbase занимаются спотовыми трансакциями, то есть предлагают купить или продать криптовалюту, — говорит инвестиционный менеджер Finsight Ventures Константин Дейкало. — FTX, в отличие от них, предлагает опционы, фьючерсные контракты и другие сложные продукты». 

«Инструментарий биржи очень широкий — криптовалюты, деривативы на них, токенизированные акции таких компаний как Google, ставки на события и многие другие», — добавляет независимый финтех-эксперт Павел Федоров. По его данным, за год с мая 2020-го компания нарастила выручку в 75 раз и увеличила число клиентов до 1 млн человек, что позволяет ей войти в топ-5 мировых криптобирж с оборотом от $2 до $10 млрд в сутки. 

Alameda Research, в свою очередь, занимается управлением цифровых активов компаний и инвесторов (портфель цифровых активов площадки эквивалентен $100 млн), а также является криптовалютным маркетмейкером для BitMEX, OKEx и других торговых площадок. Компания торгует цифровыми активами с суточным оборотом от $600 млн до $1,5 млрд.

В июле 2019 года на базе FTX запустили внутреннюю цифровую валюту — FTX Token. В августе того же года компания привлекла $8 млн от институциональных венчурных компаний. В феврале 2020 года руководство биржи решило провести сбор средств через продажу 125 000 внутренних токенов по установленной цене. Таким образом, биржа оценила себя в $1 млрд. По данным CoinMarketCap, капитализация FTX Token на 23 июля составляет $2,7 млрд, стоимость одного токена — почти $29.

В конце июня 2021 года FTX начала торговать токенизированными акциями 60 крупнейших компаний вроде Tesla, Google, Facebook, Netflix и других. Торги ценными бумагами идут в режиме 24/7, расчеты по сделкам производятся мгновенно.

Успех FTX стал возможен по нескольким причинам, говорит Дейкало. «Во-первых, потому что это «белая» криптобиржа. Криптовалютные биржи делятся на фиатные и нефиатные, первые (Kraken, Coinbase и FTX) могут выводить валюту на счета, вторым биржам (Binance, Huobi, Okex) нужна какая-то прослойка, которая помогает им оставаться в серой зоне и не подпадать под регулирование. В России, например, такая прослойка, это AdvCash», — объясняет он. По мнению эксперта, это помогло FTX стать одной из крупных криптобирж, которая работает с западными юрисдикциями. «У FTX объем торгов около $10 млрд в день, это, конечно, не сравнится с $50 млрд в день у Binance, но зато FTX работает с регуляторами в юрисдикциях, где такие биржи как BINANCE попадают под ограничения, например, в Великобритании», — добавляет он. 

Вторая причина успеха, по мнению Дейкало, — феноменальный рост: «В среднем финтех-стартапам нужно 10 лет, чтобы стать «единорогами», FTX потратил на это около двух лет. Это говорит о двух вещах — о высоких операционных навыках команды, у которой за плечами работа в Facebook, Google и прочих IT-гигантах и финансовых компаниях. И еще это отражает бурный рост крипты — FTX запускалась в 2019 году, когда крипта находилась в «медвежьем рынке», после чего в 2020 году весь рынок перешел к быстрому росту. Стать декакорном (частная компания или стартап, оцениваемый в $10 млрд и выше (до $50 млрд). — Forbes) с капитализацией $18 млрд за два года — это рекорд».

Примечательно, что в списке из 60 инвесторов отсутствует Binance — крупнейшая в мире биржа криптовалют по объему рынка. При этом в декабре 2019 года Binance осуществляла стратегическое инвестирование в FTX. Генеральный директор Binance Чанпэн Чжао рассказал американскому Forbes, что недавно они отказались от доли в FTX: «Мы наблюдаем за ними огромный рост, мы очень довольны этим, но мы полностью вышли». Вывод средств он объясняет как часть «нормального инвестиционного цикла» и говорит, что тот был завершен на хороших условиях: «Мы все еще друзья, но у нас больше нет отношений с акционерным капиталом». 

«Сейчас FTX привлекла действительно крупный раунд, но самое интересное, что в нем участвовали лучшие американские венчурные фонды, которые ранее не инвестировали в криптовалюту (например, Bond, NEA, Sequoia Capital и LightSpeed)», — добавляет Дейкало. По его мнению, это говорит о том, что пул инвесторов в крипту расширяется, особенно с инвестициями в биржи, потому что биржи на рынке криптопроектов выглядят наиболее созревшими (генерируют миллиарды выручки), обеспечивая наиболее востребованную функцию в крипто-экосистеме — обмен токенами, все остальные проекты находятся на стадии пилота (без значимой выручки).

У FTX есть собственный токен, поэтому инвесторам можно получить прибыль не только на акциях компании, но и благодаря потенциальному росту стоимости токенов, говорит Дейкало. Также нужно понимать, что капитализация FTX будет коррелировать с общей капитализацией криптовалют. «Некоторые говорят, что биржи зарабатывают как на росте, так и на падении стоимости криптовалюты, потому что и то, и то увеличивает объемы торгов, но это не совсем так, потому что после обвала криптовалюты наступает период, когда объемы торгов на биржах многократно снижаются по сравнению с периодом «бычьего рынка», — объясняет эксперт. К тому же, напоминает он, в отличие от Kraken и Coinbase, FTX зарегистрирован в офшоре — менее защищенной для инвесторов юрисдикции — и это может негативно сказываться на перспективах публичного размещения акций на биржах в США (проведения IPO), как это сделал ранее в 2021 году Coinbase.

«По словам Сэма, средства от раунда помимо разработки продуктов и повышения клиентской базы пойдут на скупку криптокомпаний, в первую очередь криптобирж и других торговых решений со стабильно растущей выручкой и базой клиентов, а также на покупку компаний, обладающих лицензиями на разную деятельность в нескольких юрисдикциях, но без подробностей какие это юрисдикции, — рассказывает Федоров. — Сэм очень недоволен поведением властей Китая по давлению на криптобиржи, поэтому он не исключает полного переезда из Гонконга, там он уже не намерен ждать каких-либо знаков от регулятора рынка. В будущем Сэм не исключает покупки таких грандов финрынка как Goldman Sachs и биржа CME. Среди новых направлений Сэм хочет развивать платежные решения, агрегацию ликвидности и NFT».

«Если говорить о будущем, то институциональные инвесторы, которые вложились в FTX, косвенно подтвердили тезис о том, что FTX будет расширять линейку продуктов для ретейл-криптоинвесторов, составляя конкуренцию Coinbase и Kraken, — напоминает Дейкало. — Также FTX планирует реализовывать M&A стратегию, покупая различные компании, продукты которых дополняют трейдинговую платформу FTX (например, в части NFT маркетплейса)». Помимо этого, ставка инвесторами делается на уникальную команду, которая за следующие год-полтора может масштабироваться в более маржинальный по сравнению с торговлей деривативами ретейл-сегмент и стать ключевым элементом крипто-экосистемы, добавляет эксперт. «Не исключено, например, что FTX будет выпускать дебетовые карты, привязанные к криптовалютам, которыми можно будет расплачиваться в онлайн и оффлайн магазинах», — заключает он.

Авторы: Дмитрий Гаврилов и Михаил Кузнецов

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость