Секретные проекты Джастина Сана, или что может скрываться за созданием бизнес-империи основателя Tron

Делитесь и голосуйте:

С самого момента своего появления платформа Tron и ее основатель Джастин Сан занимают немалое место в новостной повестке всей криптовалютной индустрии. Происходит это как по вполне оправданным причинам вроде важных технологических релизов или крупных приобретний, так и по более противоречивым поводам, недостатка в которых вокруг фигуры китайского предпринимателя явно не наблюдается.

Тем не менее, даже если сам Джастин Сан вслух об этом и не говорит, за последними многомиллионными покупками технологических стартапов может стоять нечто большее, чем кажется на первый взгляд, а более внимательный анализ выстраиваемой им бизнес-империи наводит на достаточно любопытные теории.

Последней значимой новостью от создателя Tron, помимо покупки доли в бирже Poloniex в ноябре 2019 года, стал анонс нового децентрализованного стейблкоина, обеспеченного токенами TRX и BTT, который, как можно предположить, станет ключевой частью нового «секретного» проекта с участием платформ BitTorrent и DLive. Напомним, если BitTorrent присоединилась к экосистеме Tron еще в 2018 году, то блокчейн-платформа для обмена видеоконтентом DLive стала последним крупным приобретением Tron — соответствующее заявление было сделано в конце декабря 2019.

Tron наряду с EOS считается одним и главных конкурентов Ethereum, а в 2019 году децентрализованные приложения на его основе, по данным DappReview, насчитывали почти миллион активных пользователей. Возможно, это и вдвое меньше, чем у Ethereum, однако если планы Джастина Сана касательно проекта с участием BitTorrent и DLive будут реализованы, и он привлечет те самые заявленные 100 млн новых пользователей, картина на рынке может заметно преобразиться, и не только для самого токена TRX.

Сам Джастин Сан в свойственной ему эпатажной манере эту интригу регулярно подпитывает в социальных сетях, где только в Twitter число его подписчиков насчитывает около 2,1 млн пользователей. Оставляя пока за скобками процент их аутентичности (ряд источников утверждает, что половина фолловеров Сана может быть фейковой), это в любом случае весьма внушительная аудитория, которой в подходящий час можно донести нужную информацию.

Какие же цели преследует Джастин Сан? Однозначно утверждать ничего нельзя, но, судя по создаваемой инфраструктуре, нельзя исключать, что его амбиции могут распространяться на создание собственной версии нативных денег интернета, над которыми сейчас ведут работу такие гиганты, как Facebook и Telegram.

Попытки последних, как известно, столкнулись с противодействием со стороны властей, однако Facebook и Telegram можно смело отнести к категории «тяжеловесов», каждый шаг которых находится под особым прицелом. Сказать то же самое о Tron, даже если его пользовательская база и превысит 100 млн человек, явно нельзя, и как знать, не заключается ли план Сана именно в этом: не привлекая повышенного внимания регуляторов запустить те самые интернет-деньги с расчетом на то, что машина наберет достаточный ход, после чего остановить ее будет уже крайне сложно.

Who is Mister Sun?

Джастин Сан родился 10 июля 1990 года в китайской провинции Шаньдун. Благодаря усилиям родителей, он смог получить образование в престижных учебных заведениях. Так, с 2007 по 2011 год Сан учился в Пекинском университете, получив степень бакалавра искусств по истории. К слову, в том же Пекинском университете получил образование основатель крупнейшего производителя оборудования для майнинга компании Bitmain Джихан Ву.

С 2009 по 2010 год Джастин Сан также изучал гуманитарные науки в Китайском университете Гонконга, а с 2011 по 2013 обучался в Университете штата Пенсильвания в США, получив степень магистра в области политической экономии. В 2018 году он поступил в Университет Хупань, основанный соучредителем Alibaba Джеком Ма с целью помочь предпринимателям и владельцам бизнеса овладеть основными навыками, необходимыми для дальнейшего развития и продвижения на китайском рынке.

«Университет Хупань оказал огромное влияние на меня и компанию. Без него Tron не был бы таким, какой он есть сегодня. Мое предпринимательство получило развитие именно там», — сказал Сан в апреле 2019 года, когда пожертвовал $1,5 млн на дальнейшее развитие учебного заведения.

Джек Ма, к слову, считается протеже создателя Tron, и именно совместная фотография с основателем Alibaba занимает почетное место в Instagram основателя Tron.

По словам Сана, в криптовалюты он начал инвестировать еще в 2012 году, когда приобрел свои первые биткоины. Интерес к новым технологиям и врожденная предприимчивость привели его в 2013 году в Ripple Labs – в течение трех лет Джастин Сан занимал должность представителя калифорнийской финтех-компании в Китае.

В том же 2013 году, предварительно заручившись финансированием от нескольких известных венчурных фондов, он создал приложение Peiwo, достаточно быстро ставшее крупнейшим в Китае программным обеспечением для передачи голосовых сообщений. Забегая вперед отметим, что в феврале 2018 года в Peiwo была добавлена поддержка криптовалюты TRON, благодаря чему миллионы пользователей приложения получили возможность монетизировать свою активность в сети.

В 2016 году Сан покидает Ripple Labs, чтобы сосредоточиться на развитии собственной платформы децентрализованных приложений, которая и стала позже известна под названием Tron. Ко времени создания Tron Foundation, компании, стоящей за разработкой проекта, он на протяжении трех лет подряд фигурировал в списках Forbes China “30 Under 30”.

Платформа Tron

Tron, или «Лас-Вегас на блокчейне», как его окрестили в упомянутом выше отчете аналитики DappReview, заявлен в качестве протокола с открытым исходным кодом, предназначенным для разворачивания децентрализованной экосистемы приложений и контента развлекательного характера. За размещение или продажу контента в сети предполагается вознаграждение в нативной криптовалюте проекта — Tronix (TRX), а сама платформа совместима с блокчейнами и смарт-контрактами других проектов.

Кампания по привлечению средств Tron, в ходе которой на продажу было выставлено 40% от предполагаемой эмиссии токенов TRX в размере 100 млрд, продлилась всего три дня (с 31 августа по 2 сентября 2017 год) и без особых проблем достигла цели в $70 млн. Ее завершение практически совпало по времени с введенным в Китае запретом на проведение ICO, после которого многие криптовалютные компании перенесли деятельность в другие страны. В случае с Tron это оказались Соединенные Штаты Америки – последние два с половиной года управление проектом ведется из Сан-Франциско.

Изначально платформа работала на блокчейне Ethereum в виде токенов стандарта ERC-20, начав миграцию в основную сеть собственного блокчейна 31 мая 2018 года. В отличие от Ethereum, где, по словам Джастина Сана, «майнеры борются с разработчиками», Tron использует алгоритм консенсуса на основе делегированного доказательства доли (Delegated Proof of Stake), то есть внедрено разделение функций держателей монет с правом голоса и валидаторов транзакций.

При этом, поскольку Tron стартовал на базе Ethereum и следовал по его пути развития, виртуальная машина (TVM), смарт-контракты и стандарты токенов TRON совместимы с Ethereum, что упрощает миграцию проектов на этот блокчейн. Более того, Tron довольно агрессивно расчищает себе место на крипторынке, переманивая разработчиков конкурирующих проектов, чтобы, как заявил однажды Сан, «спасти их от коллапса» платформ.

Обвинения в плагиате

Тем не менее уже на старте проект столкнулся с ожесточенной критикой, будучи обвиненным в прямом плагиате своего white paper. В частности с такими утверждениями в январе 2018 года выступили представители Protocol Labs, компании, стоящей за разработкой проекта Filecoin.

Так, CEO Protocol Labs Хуан Бенет заявил, что практически весь white paper Tron был скопирован без единой ссылки на другие проекты, в том числе IPFS, и что должного ответа от авторов документа так и не было получено.

Справедливости ради необходимо отметить, что дословной копией white paper Tron не был, однако его содержание, лексика и общая структура были действительно очень похожи на те документы, которые ранее подготовили в Protocol Labs. Например, в нем очень близко к оригиналу была описана стратегия Bitswap из документа IPFS, также эксперты обратили внимание на идентичность использованных уравнений и формул.

Джастин Сан попытался дать ответ на поставленные сообществом вопросы, однако сделал это, по мнению большинства криптоэнтузиастов, неубедительно.

«Оригинальная версия нашего white paper была написана на китайском языке, и в ней содержатся все подробные ссылки. Английская, корейская, японская и испанская версии были переведены волонтерами. В переводе были пропущены не только ссылки, но и другие важные детали», — ответил он.

Через несколько месяцев эту историю Сану припомнил и Виталик Бутерин. Произошло это незадолго до запуска основной сети Tron, когда Сан перечислил семь основных преимуществ своей платформы перед Ethereum. В ответ на это Бутерин съехидничал, назвав и восьмое «преимущество»: лучшее умение писать white paper (сочетание клавиш Ctrl+C + Ctrl+V оказывается более эффективным, чем ручной набор нового контента на клавиатуре).

Покупка BitTorrent

Летом 2018 года, практически одновременно с запуском основной сети, Tron Foundation завершила сделку по покупке платформы BitTorrent, оператора популярного клиента uTorrent, заявив, что это можно считать началом создания децентрализованного интернета будущего.

«С интеграцией BitTorrent TRON стремится освободить интернет от господства крупных корпораций, вернуть людям право доступа к данным и вернуться к существовавшему в начале 21-го века видению свободной, прозрачной и децентрализованной сети, которая связывает весь мир, потому что интернет принадлежит людям», — прокомментировал тогда Джастин Сан покупку BitTorrent.

Также было объявлено о планах по созданию токена BTT, который, по словам Сана, даст начало настоящему массовому принятию технологию блокчейн. Изначально задумывалось, что он будет использоваться для вознаграждения пользователей за раздачу файлов на торрент-трекерах BitTorrent и µTorrent, однако последние новости означают, что сфера его применения окажется, скорее всего, более широкой.

Нашлось, конечно, и место скептикам, которые задавались вопросом, зачем нужен еще один «шиткоин без практической ценности», учитывая, что BitTorrent до этого вполне сносно работал без каких-либо подобных инноваций.

Так, в январе 2019 года, комментируя планы Джастина Сана, бывший директор по стратегии BitTorrent Саймон Моррис, сказал, что не представляет, как блокчейн Tron справится с объемом транзакций, необходимым для токенизации платформы.

«По сути это маркетинговая машина на очень тонком слое технологии», — сказал он.

Также Моррис дал оценку и самому Джастину Сану, с которым до этого неоднократно встречался в процессе переговоров и успел его хорошо узнать.

«Совершенно очевидно, что Джастин очень силен в маркетинге. С этой точки зрения он очень позитивная персона. Однако технической жилки у него нет, технически он не понимает ничего. Но что меня по-настоящему беспокоило, так это его подход к вещам в стиле Трампа: если тебя ловят на лжи, ты отвечаешь на этой двойной ложью. Именно это бесконечная ложь и заставила меня прийти к выводу, что у нас с ним ничего не получится», — сказал Моррис, который вскоре после продажи BitTorrent покинул компанию.

Как бы то ни было, очередная поставленная цель была реализована: 28 января 2019 года на обновленной платформе BINANCE Launchpad состоялся краудсейл BitTorrent. Сопровождавшаяся повышенным ажиотажем и техническими проблемами кампания завершилась менее чем за 18 минут, и по ее итогам было реализовано 59,4 млрд токенов BTT на общую сумму порядка $7,2 млн.

Технически токен BTT был создан на базе стандарта TRC-10, однако он также совместим и с ERC-20. Совокупная эмиссия составит 990 млрд BTT.

Медиа-скандалы и обвинения в причастности к скаму

Джастин Сан никогда не скрывал своей приверженности к политике агрессивного маркетинга, которая зачастую оборачивалась громкими медийными скандалами. Например, это произошло в случае с обещанным им эирдропом на $20 млн и розыгрышем автомобиля Tesla для своих подписчиков в Twitter в марте 2019 года, когда победитель в результате был вынужден довольствоваться билетом и оплаченной поездкой на предстоящий в конце февраля niTROn Summit в Сеуле.

Или как это было той же весной прошлого года, когда Джастин Сан торжественно объявил о партнерстве с английским футбольным клубом «Ливерпуль».

В теории с технологической точки зрения подобное партнерство вполне могло бы состояться, однако представители “Ливерпуля” достаточно быстро эту новость опровергли, заявив, что им ничего неизвестно о подобных планах.

Немало шума наделала и история с несостоявшимся ланчем с миллиардером Уорреном Баффетом летом прошлого года. Тогда Сан заплатил на благотворительном аукционе за ежегодный традиционный обед с легендарным инвестором рекордные $4 567 888.

Составить ему компанию согласились CEO Circle Джереми Аллэйр, создатель Litecoin Чарли Ли, глава инвестиционной платформы eToro Йони Ассия и представитель биржи Huobi Крис Ли, однако за два дня до назначенного ланча в Tron Foundation неожиданно сообщили о его переносе.

В качестве официальной причины были названы проблемы Сана со здоровьем, хотя ряд китайских СМИ заявлял, что основатель Tron находится под следствием и не может покинуть Китай. Также ходили слухи о том, что с ноября 2018 года Сан якобы скрывается от китайских властей, однако сам он их категорически отрицает. В сентябре Сан пообещал вскоре назвать новую дату обеда с Баффетом, однако пока этого так и не произошло.

Любопытно, что проблемы со здоровьем не помешали Сану в день несостоявшегося обеда с Баффетом посетить организованную Tron Foundation вечеринку в Сан-Франциско и даже ретвитнуть фотографию, сделанную одним из участников мероприятия.

Однако, если все эти медийный скандалы можно в определенной степени считать не совсем удачными попытками самопиара, куда серьезнее обстоит дело с обвинениями в причастности к откровенно мошенническим схемам.

Так, летом прошлого года Джастин Сан подвергся острой критике за то, что он вовремя не отреагировал на деятельность китайской инвестиционной схемы Wave Field Super Community. Ее организаторы выдавали себя за Tron, скопировав китайское название платформы, а сама пирамида просуществовала около шести месяцев, собрав с доверчивых инвесторов около $29 млн.

Все это время представители Tron никак не комментировали подобную инициативу, пока не наступила критическая точка и обманутые вкладчики не приступили к активным действиям. Тут также не обошлось без недоразумений: 8 июля 2019 года они попытались силой проникнуть в научно-исследовательский центр партнера Tron компании Raybo в Пекине, предположив, что смогут получить там ответ на вопросы о судьбе своих инвестиций. Сама платформа Tron при этом также была названа скамом.

«Жертвам обещали высокую доходность от инвестиций, используя имя Tron, BitTorrent и uTorrent. Официальные лица компании Tron выражают свое сочувствие обманутым, однако компания решительно осуждает акты насилия, которые могут быть совершены в результате событий, которые не находятся под ее непосредственным контролем», — заявили тогда в Tron Foundation.

Июльские события прокомментировал и Джастин Сан:

«Миссия Tron заключается в продвижении справедливого и открытого интернета, который не блокирует дискуссии и инакомыслие. Новости, распространяемые в этой ситуации, никак не помогли инвесторам, однако нанесли ущерб сообществу Tron, так как из-за фейковых новостей стоимость токена упала».

В конце 2019 года Джастин Сан публично поддержал запуск децентрализованного приложения Just.Game, которое по целому ряду характеристик напоминает финансовую пирамиду.

Новое приложение представляет собой игру, в которой необходимо отправить токены TRX на смарт-контракт, а затем опубликовать реферальную ссылку в социальных сетях. За продвижение игры пользователи получают вознаграждения. В первые же часы после запуска на контракт отправили 500 млн TRX, о чем сам Сан не только сообщил в своем Twitter, но и опубликовал свою реферальную ссылку.

Пользователи, которые смотрели прямой эфир с Саном, посвященный игре, утверждают, что создатель TRON вложил в нее 125 млн TRX. Некоторые также высказали предположение, что небольшое число активных зрителей может говорить о том, что значительная часть из более чем 2 млн подписчиков предпринимателя — фейковые аккаунты. Позже Сан указанную запись из Twitter удалил.

Куда же идет Tron?

Как уже было сказано, критики в адрес проекта и его основателя высказывается немало, и зачастую она весьма оправдана. Немалая ее часть звучит со стороны непримиримых биткоин-максималистов, убежденных, что рано или поздно Джастин Сан и Tron Foundation попадут в сферу внимания Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) или других финансовых регуляторов. В то же время, при всей противоречивости фигуры китайского предпринимателя и особенностях выбранной им политики продвижения бизнеса, многие представители сообщества соглашаются, что откровенного нарушения законов с его стороны не было.

Для объективности более правильным было бы поближе приглядеться к самой технологии и ее потенциалу, тем более что она все еще весьма молодая — та самая пресловутая дорожная карта рассчитана до 2025 года и включает несколько ключевых этапов. В настоящий момент проект находится на втором этапе Odyssey, посвященном разворачиванию сообщества создателей развлекательного контента.

Третья и четвертые фазы (Great Voyage и Apollo) будут связаны с запуском проектами-участниками сети новых токенов и проведению персональных ICO. Пятая фаза (Star Trek) начнется с запуска децентрализованной платформы для игр и рыночных предсказаний. Финальная фаза (Eternity) затронет вопросы фандрейзинга и монетизации проектов на платформе.

Также стоит отметить, что проект довольно значительное внимание уделяет вопросам общей безопасности платформы. Это подтверждает и тот факт, что в 2018 году Tron Foundation заручилась услугами пользующегося большим спросом инженера по безопасности Хорхе Гуо, в прошлом получившего многочисленные благодарности от таких компаний, как Google, Huawei и Qualcomm.

О серьезности намерений Tron говорит и готовность инвестировать в разработчиков блокчейн-игр. Так, в конце 2018 года с этой целью был запущен специальный фонд на $100 млн TRON Arcade.

Однако главная интрига, как уже было сказано, состоит в том, не предпримет ли Джастин Сан попытку создания нативных денег интернета. Также нельзя полностью исключать и возможное сотрудничество Tron Foundation с уже упомянутым Джеком Ма из Alibaba. Подобный ход стал бы большим событием для всего рынка, и, положительно отразившись на цене TRX, создал бы огромные возможности как для создания новых проектов… так, вероятно, и для возможных манипуляций.

Однозначного ответа на эти вопроса пока нет, и на данном этапе остается лишь следить за развитием событий.

Andrew Asmakov

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость