Сегодня редкая возможность — купить стартап прямо в день IPO

Делитесь и голосуйте:

Мечта многих инвесторов — войти в бумагу, которая растет на сотни процентов, причем на самом старте. Для этого есть три пути: быть венчурным предпринимателем, принимать участие в IPO либо стать одним из первых, кто купит акции на размещении. Сегодня как раз такой день, когда можно успеть к раздаче первых публичных акций.

Кто размещается

Речь об облачной платежной платформе Toast. Компания крупная для своего сегмента: при стартовой цене 40$ за акцию первичные инвесторы оценили ее почти в $20 млрд. Год назад на одном из последних венчурных раундов оценка составляла всего в $8 млрд, то есть компания с того времени выросла на 150%.

Toast занимается обслуживанием платежей в ресторанах, откуда собственно и такое «кулинарное» название. Торговаться будет под тикером TOST. В компании работает 2200 человек, что меркам стартапов много. По факту это уже зрелый бизнес. Число ресторанов-партнеров составляет 48 тысяч. Оборот по кассам через сервисы Toast за последний год составил $38 млрд.

Компания какое-то время находилась вне информационного поля, хотя работает на рынке уже давно — с 2012 г. Пять лет назад была удостоена нескольких наград: как одна из лучших финансовых компаний в ресторанном бизнесе и как номинант в категории «Самые горячие стартапы» от Ассоциации венчурного капитала Новой Англии.

Что у нее с финансами

Среднегодовая выручка Toast недавно превысила $1 млрд (с июня 2020 г по июнь 2021 г.) Для сравнения, за весь прошлый год она заработала чуть более $800 млн. Валовая прибыль — $250 млн, что дает валовую маржу более 21%. На начало года было 17%. Чистый убыток — $362 млн. По итогам предыдущего года было -$250 млн, но относительно выручки результат не сильно изменился: чистая маржа около -30%.

До проведения IPO на балансе было менее $400 млн наличных при положительном денежном притоке — около $7 млн за 12 месяцев. Условно говоря, компания успела выйти в ноль прямо перед размещением, хотя очевидно, что деньги от продажи акций ей потребуются, в том числе на оплату солидного штата сотрудников.

Есть ли конкуренты

Toast — один из бенефициров пандемии. Основной рост бизнеса связан с ресторанной доставкой. Компания смогла довольно быстро оснастить большое число точек продаж своим мобильным софтом, который работает на смартфонах. В этой нише довольно плотная конкуренция, но у топовых игроков вроде Square комиссии выше, оборудование сложнее и клиенты богаче.

Помимо Square, против Toast на рынке играют и другие компании, заточенные узко под общепит, например, Aloha, TouchBistro и Upserve. Но, надо отдать должное сегодняшнему новичку, у него на сайте можно сравнить тарифы всех этих компаний. То есть открытой конкуренции Toast явно не боится.

Выводы

Toast определенно стоит того, чтобы к ней присмотреться. Всего за год компания выросла в 2,5 раза. Перед IPO ценник на акцию несколько раз сдвигался вверх, что последнее время с новичками рынка случается все реже, поскольку инвесторы стали более избирательны.

Сейчас Toast оценивается дорого относительно размера своей выручки (почти 17 годовых оборотов). Но это не помешает ей расти дальше, если она сумеет быстро выйти на прибыль. Еще один вариант развития событий — продажа бизнеса другой финтех-компании. Факторы риска: рост конкуренции и технологичное отставание от лидеров платежных сервисов.

БКС Мир инвестиций

Государство и общество

События и встречи

Общество и политика

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость