Регуляторные ограничения Минэкономразвития поддержат баланс сил на рынке цифровых услуг России.
Минэкономразвития опубликовало концепцию регулирования цифровых экосистем. Основная идея – создать безопасную цифровой среды для развития национальных экосистем и платформ. Министерство считает, что развитие цифровых рынков, национальных экосистем и платформ подтолкнет рост экономики и поможет сохранить экономический и технологический суверенитет страны.
Министерство упоминает, что пока самые развитые национальные экосистемы в мире находятся в США и Китае. В ведомстве прогнозируют, что Россия может встать в один ряд с этими странами, так как российские технологические компании также двигаются в экосистемном направлении.
По мнению чиновников, ввод регуляторных ограничения должен способствовать созданию преимущества для российских экосистем и платформ перед международными конкурентами.
Как считают в министерстве, цифровая экономика России находятся на начальном этапе развития, например, доля e-commerce в общем обороте розничной торговли составляет 6%. Для сравнения в Китае – 28%, в США –15% за 2019 год.
Российские технологические компании также двигаются в экосистемном направлении, расширяя линейку своих продуктов и услуг, в том числе предлагают своим клиентам финансовые услуги.
Основные моменты реализации концепции:
налоговое стимулирование;
развитие конкурентной среды;
создание условий для выхода новых игроков на рынок платформенных сервисов;
содержательный пересмотр понятия недобросовестных конкурентных практик и активное противодействие им;
отсутствие преференций в адрес отдельных экосистем со стороны государства;
антимонопольное регулирование;
может быть введено правило согласования сделок с ФАС России в зависимости от размера сделки и ее влияния на рынок;
усиление контроля ФАС России за недобросовестным поведением экосистем/платформ;
введение понятия открытости экосистем и платформ и введение правил открытой модели.
Напомним, что одна из крупнейших российских экосистем – маркетплейс Ozon – опубликовал неаудированные финансовые результаты за первый квартал 2021 года. В отчете компания также упомянула планы по развитию бизнес-направления платежей и кредитования сегментов B2B и B2C.