Почему США проигрывают Китаю в войне за искусственный интеллект

Делитесь и голосуйте:

Профессор университета Виллановы Стив Андриоле поделился мнением о том, как Китай обогнал Америку в технологическом развитии и могут ли Штаты с этим что-то сделать.

В масштабах государства трудно определиться с технологическими инвестиционными стратегиями, и еще труднее провести их через законодательные органы, например Конгресс США — даже в условиях войны, угрожающей финансовой и экономической конкурентоспособности страны. Война за мировое лидерство в области искусственного интеллекта и машинного обучения идет полным ходом, и США грозит проигрыш в, пожалуй, самой важной технологической войне в истории.

Понимают ли США, что эта война в разгаре? Нет, этого не видят ни лидеры, отвечающие за разработку национальной стратегии, ни граждане. Я перебрал множество кандидатов, участвовавших в недавних промежуточных выборах в США, и ни один из них не обсуждал искусственный интеллект, войну за лидерство в этой сфере и вероятный проигрыш Соединенных Штатов, если тенденция не изменится. И, конечно, политики, не подозревающие о войне, не могут ее выиграть — у них нет соответствующего плана.

Угроза

Shutterstock.com

Искусственный интеллект (ИИ) — так мы будем называть в том числе технологии машинного и глубокого обучения — это новое цифровое оружие, между прочим, открытое Министерством обороны США десятилетия назад.

Искусственный интеллект, машинное и глубокое обучение: Как они связаны?

Степень важности ИИ в мировом экономическом и военном соперничестве трудно переоценить — это, как ни крути, 9 или 10 по воображаемой 10-балльной шкале важности. На мой взгляд, скорее 10, и многие наблюдатели, интересующиеся технологическими трендами, разделяют эту точку зрения.

У китайцев огромная, продуманная и очень хорошо финансируемая программа развития ИИ. Генерал ВВС ВераЛинн Джемисон говорит:

«Мы оцениваем общие расходы на системы искусственного интеллекта в Китае в 2017 году в 12 млрд долларов и прогнозируем, что к 2020-му они вырастут по меньшей мере до 70 млрд».

К этому можно добавить доклад Белого дома от 2016 года, где сказано, что Китай публикует больше научных статей по глубокому обучению, чем США, нарастил число патентов на ИИ на 200% и намерен стать мировым лидером в этой области к 2030 году.

Журналист Тристан Грин пишет в The Next Web:

«К сожалению, несмотря на усилия Конгресса, разговор об ИИ на государственном уровне не начинается, и, судя по всему, нынешнее руководство Белого дома не заинтересовано в разработке стратегии конкуренции с Китаем». Дальше — хуже:

«Китай выделяет миллиарды долларов на инфраструктуру, размещая сотни ориентированных на ИИ предприятий в специализированных промышленных парках. Там есть аналоги американских компаний, включая Google и Amazon, которые работают над различными проблемами в области ИИ. Государство там регулирует образование, стимулируя выпуск технических специалистов. Кроме того — и это, возможно, самое главное, — Китай обязывает бизнес и частных лиц отдавать свои данные правительству, а в мире ИИ данные гораздо важнее денег».

Почему Китай станет лидером новой технологической революции

Грин резюмирует: «Между тем, администрация Трампа не проявляет интереса к обсуждению развития ИИ в США, но скоро ей придется поговорить на эту тему с Китаем».

Нужны еще свидетельства? По словам Ирис Дэн, «Китай занимает первое место по числу и цитируемости научных работ, а также большинством патентов на ИИ, затмевая США и Японию... Китай не стесняется своих намерений занять лидирующие позиции в этом вопросе. Так, в июле 2017 года Госсовет Китая выпустил „дорожную карту“ по созданию индустрии с совокупной капитализацией в 1 трлн юаней и превращению в ведущего игрока к 2030 году».

Marina Linchevska / Shutterstock.com

Очевидно: «В условиях бездействия со стороны Конгресса и президента США мы рискуем уступить Китаю лидерство в технологиях, связанных с искусственным интеллектом. Это невеселое заключение из отчета Подкомитета Конгресса по реформе в IT». Джерри Боулз также ясно говорит:

«США традиционно лидировали в разработке и применении технологий, ориентированных на ИИ, и в значительной степени благодаря готовности правительства инвестировать значительные средства в исследования и новые разработки. В 2015 году в Соединенных Штатах на НИОКР было потрачено 497 млрд долларов, что больше, чем в любой другой стране мира, но с тех пор ни Конгресс, ни администрация Трампа не уделяли должного внимания ИИ, и инвестиции в новые разработки со стороны правительства не росли, в то время как Китай сделал на ИИ ключевую ставку».

Ответ

Подкомитет Палаты представителей по информационным технологиям Комитета по надзору и реформе правительства подводит итог, пусть и обтекаемый:

«В этой области необходимы сознательные, прямые и энергичные действия администрации Трампа. Отчеты 2016 года, выпущенные Национальным советом по науке и технологиям администрации Обамы, и последние действия администрации Трампа — это шаги в правильном направлении. Однако, учитывая действия, предпринимаемые другими странами, особенно Китаем, Конгрессу и администрации необходимо уделять проблеме ИИ больше времени, внимания и других ресурсов, а также требовать от государственных органов повернуться лицом к передовым технологиям.

От правительства в вопросах развития ИИ зависит многое. Чтобы удержать лидерство в этой области, потребуется творческая работа множества американцев, чьи знания и предпринимательские способности привели к развитию этой технологии, в сочетании нормативной базой, защищающей потребителя. Для обеспечения надлежащего баланса важно, чтобы люди в Конгрессе и исполнительной власти понимали значение ИИ, наращивали расходы на НИОКР, задавали повестку общественной дискуссии и, при необходимости, официально закрепили важность ИИ для будущего страны».

Очевидно, что скоординированный и подкрепленный финансированием ответ со стороны США назрел и перезрел. Вот несколько конкретных шагов:

  • Каждому из американских штатов необходимо сформулировать собственную стратегию в области ИИ, создать соответствующую комиссию и назначить директора по ИИ. Штаты должны активно финансировать исследования и разработки в области ИИ и сотрудничать с федеральным правительством в вопросах, где пересекаются технологии ИИ и деятельность государства, а это в первую очередь инфраструктура, здравоохранение и образование.
  • Разработка образовательных программ в области ИИ, а также проведение фундаментальных и прикладных исследований в частных и государственных университетах должны финансироваться федеральным правительством и правительствами штатов. Немедленно следует начать выдачу соответствующих грантов университетам.
  • Следует увеличить налоговые льготы и облегчить бизнесу выдачу льготных кредитов на разработки в области ИИ.
  • Программы начального и среднего образования следует переориентировать на технические навыки. Школьное образование должно стать более продолжительным, а гранты на образование в области точных наук должны выдаваться и государственным, и частным школам.
  • Реакция США на усилия со стороны Китая (и другие стран, вкладывающих в ИИ значительные средства), очевидно, должна быть решительной и незамедлительной, и заниматься этим должен недавно назначенный советник Белого дома по науке. Департамент науки и технологий должен быть расширен (недавно он, напротив, пережил сокращения), должны быть восстановлены важнейшие образовательные программы, недавно ликвидированные администрацией Трампа, и созданы новые крупные программы в области ИИ, машинного и глубокого обучения.
  • Необходимо ввести должность государственного чиновника уровня министра или директора ЦРУ, отвечающего за развитие ИИ. Этот «министр ИИ» должен осуществлять надзор за государственной программой поощрения инноваций и выступать в роли главного советника президента Соединенных Штатов по всем вопросам, касающимся ИИ.
  • Иммиграционная политика в отношении технологических специалистов, въезжающих по визам H-1B, должна быть максимально дружественной. Так, Рани Молла напоминает, что «иммигранты и их дети стояли у истоков 60% самых дорогих американских технологических компаний» — в прошлом году на конференции Code об этом в своем ежегодном отчете о тенденциях в интернете говорила Мэри Микер, партнер в Kleiner Perkins Caufield & Byers..

Эти шаги могли бы стать хорошим началом и помочь переломить ход войны за ИИ — а США не могут позволить себе ее проиграть.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Государство и общество

Ждем новостей

Нет новых страниц

Следующая новость